Чемпиона Ф-1 определит третий лишний? Почему бонус за лучший круг — плохая затея
Дмитрий Захарченко
Бонус за лучший круг
Комментарии
Дополнительный балл за быстрейший круг в гонке нарушает основополагающие принципы автоспорта.

За две гонки до конца сезона Ферстаппена и Хэмилтона в самой напряжённой за последние девять лет чемпионской битве разделяют лишь восемь очков. Эта схватка неминуемо войдёт в историю автоспорта, и будет очень обидно, если судьбу титула в итоге решит… быстрейший круг Валттери Боттаса.

Концовка сезона-2021 — отличный повод поговорить о том, что в своём нынешнем виде это правило противоестественно природе Формулы-1.

Материалы по теме
Чемпионство Ферстаппена может спасти только штраф? Очень сложный выбор для «Ред Булл»
Чемпионство Ферстаппена может спасти только штраф? Очень сложный выбор для «Ред Булл»

Бонус для проигравших

На недавнем Гран-при Катара лучший круг проехал Макс Ферстаппен. Он не был на трассе быстрейшим и сдался в борьбе с Хэмилтоном, а на последних кругах совершил пит-стоп — чтобы никто не отобрал бонус. На предыдущей гонке за счёт пит-стопа на последних кругах лучший круг у Льюиса отобрал Серхио Перес: Чеко был замыкающим в топ-4, а отрыв от Леклера позволял провести «бесплатную» остановку. Если бы не тот пит-стоп Переса, Льюис сейчас уступал бы Ферстаппену не восемь, а семь очков.

Неделей ранее в Мехико Валттери Боттас, который после разворота так и не смог прорваться в топ-10, дважды заезжал в боксы, чтобы отобрать быстрейший круг у Макса Ферстаппена. Да, сам финн не получил никакого бонуса, поскольку в итоге потерял две позиции и финишировал 15-м, зато лишил одного балла главного соперника.

В Формуле-1 считается, что пилот вне топ-10 вообще недостоин никакого поощрения — даже зачётных очков за лучший круг, и тем не менее у такого гонщика всё равно есть возможность вмешиваться в борьбу за чемпионство.

Материалы по теме
Как Ферстаппен может стать чемпионом Формулы-1 досрочно? 4 сценария для титула
Как Ферстаппен может стать чемпионом Формулы-1 досрочно? 4 сценария для титула

Их борьба

В автоспорте (невиртуальном) невозможно исключить влияние посторонних и случайных факторов — как, например, попадание пакета из под сэндвича в воздухозаборник. Но насколько разумно вводить в чемпионат правила, которые такие возможности создают?

«Ред Булл» нужно бороться за Кубок конструкторов, и Перес не стал бы жертвовать позициями, если бы Леклер и другие середняки его прессинговали. То есть получается, на ход борьбы между Хэмилтоном и Ферстаппеном влияет и то, какой темп демонстрирует «Феррари» позади них — не абсурдно ли это?

Лучший круг в гонке — не бог весть какое достижение, когда никто из твоих соперников не атакует в полную мощь, бережёт двигатель и резину. Проехать два быстрых круга на свежей резине в конце гонки для самых высокооплачиваемых профессионалов в мире не может быть проблемой. Но финиш на 11-м месте по-прежнему никаких дивидендов не несёт — почему?

В теории каждый пилот должен стремиться к тому, чтобы его время на финише дистанции было минимально возможным — такова суть любых гонок, но нынешний регламент создаёт ситуации, в которых следовать этому принципу невыгодно, а 11-е место в том же «Ред Булл» с удовольствием променяют на быстрейший круг. И как будет выглядеть Формула-1, если в концовке гонки в Абу-Даби судьбу чемпионского титула будет решать Серхио Перес?

Материалы по теме
Почему «Хаас» — последний реальный шанс Шварцмана попасть в Формулу-1
Почему «Хаас» — последний реальный шанс Шварцмана попасть в Формулу-1
Комментарии