Режим бога от Шумахера и заговор «Макларена». Как топ-гонщики прощались с Формулой-1
Лев Дорогов
Режим Бога от Шумахера
Комментарии
Росберг-старший напоследок помог напарнику стать чемпионом, а Култхард не сумел проехать и трёх поворотов.

348 стартов, 21 победа, 1 чемпионский титул и звание легенды автоспорта – всё это лишь малая часть заслуг и достижений Кими Райкконена. Увы, в ближайшие выходные Айсмен проведёт свою последнюю гонку в Формуле-1. Прощание выдающихся пилотов с «Королевскими гонками» – отдельная и очень интересная история. Представляем вашему вниманию пятёрку самых-самых прощальных гонок великих пилотов Формулы-1.

Самая короткая. Дэвид Култхард. Гран-при Бразилии-2008

Для многих фанатов Ф-1 гонка на «Интерлагосе» в 2008 году – это прежде всего драматичная развязка в чемпионском сражении Массы и Хэмилтона. Однако нельзя забывать, что, помимо всего прочего, в тот день с Королевой автоспорта прощался один из самых культовых пилотов 2000-х – Дэвид Култхард.

К своей финальной гонке в Ф-1 Дэвид подготовился основательно: с благословения ФИА «Ред Булл» было разрешено перекрасить болид британца в белые цвета благотворительного фонда Дитриха Матешица Wings for Life, который занимается сбором средств на исследования травм спинного мозга. Таким образом, Култхард не просто прощался с «Королевскими гонками», но ещё и нёс людям важное послание.

К сожалению, в столь оригинальной ливрее Дэвид не смог закончить даже первый круг своей прощальной гонки: во втором повороте его поддел Нико Росберг, после чего неуправляемый болид британца влетел в «Уильямс» Казуки Накадзимы. И если японец смог продолжить гонку, то для Култхарда это был сход с дистанции. Что интересно, помимо Дэвида, свою последнюю гонку в Ф-1 преждевременно заканчивали и другие видные пилоты его эпохи – Хуан Пабло Монтойя и Жак Вильнёв.

Материалы по теме
Как сейчас выглядят главные соперники Михаэля Шумахера: фото тогда и сейчас
Как сейчас выглядят главные соперники Михаэля Шумахера: фото тогда и сейчас

Самая яркая. Михаэль Шумахер. Гран-при Бразилии — 2006

Формально свою финальную гонку в Формуле-1 Михаэль провёл в 2012 году, но всё-таки более величественно и красочно Шумахер прощался с Королевой автоспорта именно в 2006-м. За полтора месяца до заключительной гонки сезона Красный Барон одержал свою юбилейную 90-ю победу на трассе в Монце, а спустя всего несколько минут после триумфа объявил о завершении формульной карьеры. После шокирующего заявления Шумахеру предстояло провести за рулём «Феррари» ещё три Гран-при. И если в Китае семикратный чемпион смог отпраздновать победу (последний раз в Ф-1), то вот в Японии он, по сути, распрощался с шансами на титул: сход с дистанции из-за сгоревшего двигателя и как итог десятиочковое отставание от Алонсо перед финальным этапом сезона.

В Бразилию Михаэль приехал уже практически без шансов на титул, поэтому он мог спокойно наслаждаться, как тогда ему казалось, последним Гран-при в Формуле-1. Впрочем, начало гоночного уик-энда складывалось явно не в пользу Красного Барона: в третьем сегменте квалификации из-за проблем с топливным насосом он не смог проехать ни одного быстрого круга, что означало старт с 10-го места.

Начав гонку из середины пелотона, ещё на первом круге Шумахер отыграл три позиции, а чуть позже оставил позади своего бывшего напарника – Рубенса Баррикелло. Следующей «жертвой» Михаэля стал Физикелла, однако вскоре Красному Барону пришлось отдать позицию итальянцу – прокол заднего левого колеса. После вынужденного пит-стопа Шумахер откатился на 20-е место, ну а далее семикратный чемпион в очередной раз принялся доказывать своё величие. Включив режим бога, Михаэль начал отыгрывать одну позицию за другой. В результате своего героического прорыва Шумахер сумел добраться до четвёртой позиции, поставив напоследок ещё и лучший круг гонки. Именно так уходят легенды!

Материалы по теме
Новая документалка про Шумахера прошибает слезу. Но при этом слишком слаба
Новая документалка про Шумахера прошибает слезу. Но при этом слишком слаба

Самая нелепая. Найджел Мэнселл. Гран-при Испании — 1995

Вообще, у Мэнселла было два момента, когда он мог идеально попрощаться с Формулой-1. Первый – в 1992-м сразу после победы в чемпионате, и второй – в 1994-м после выигранной гонки в Аделаиде. Но Большой Найдж был уверен, что на покой ему рано, и в 1995 году присоединился к переживающему не лучшие времена «Макларену».

Новая страница формульной истории Мэнселла началась максимально нелепо: габаритный Найджел банально не смог влезть в кокпит «Макларена». Команде даже пришлось перестраивать машину с учётом антропометрических данных своего пилота, из-за чего Мэнселл пропустил первые два этапа сезона.

Фото: Mike Hewitt/Getty Images

На Гран-при Сан-Марино британцу наконец-таки удалось сесть за руль «Макларена», но особой радости ему это не принесло: болид явно не дотягивал до ожиданий Большого Найджа. Ну а следующая гонка в Барселоне и вовсе стала для него последней в Ф-1. После неубедительного старта и вылета в гравий Мэнселл заехал в боксы и завершил собственные мучения. Покинув машину, он констатировал полную бесперспективность «Макларена» MP4/10. На этом британский чемпион и завершил свою формульную карьеру.

Материалы по теме
Чемпионство — в 46 лет! 5 великих «стариков» Формулы-1
Чемпионство — в 46 лет! 5 великих «стариков» Формулы-1

Самая триумфальная. Майк Хоторн. Гран-при Марокко — 1958

Майк Хоторн – один из двух пилотов в истории, кому удавалось оформить чемпионский титул в своей последней гонке в Формуле-1 (второй – Нико Росберг). Да, Майк не объявлял о своём уходе заранее, но не включить его историю в эту подборку было бы совсем уж неправильно.

В 1958-м Хоторну выпал первый и последний шанс побороться за титул в «Королевских гонках». Стоит отметить, что Майк по всем параметрам проигрывал своему главному сопернику Стирлингу Моссу, начиная от таланта и заканчивая репутацией (Хоторн – самый ненавидимый пилот поколения после празднований победы в Ле-Мане на фоне ужасной аварии). Однако гонщику «Феррари» всё же удалось навязать борьбу прославленному соотечественнику. В то время, пока Мосс чередовал победы со сходами, Хоторн штамповал подиумы один за другим. Именно стабильность и позволила Майку подойти к финальной гонке сезона в Марокко лидером чемпионата, имея в своём активе лишь одну победу.

Для того чтобы гарантировано оформить титул, Хоторну нужно было как минимум финишировать вторым в заключительном Гран-при сезона. С поставленной задачей британец успешно справился – помогли проблемы, возникшие у конкурентов, а также лояльное отношение Фила Хилла к командной тактике. Так Майк Хоторн стал первым британским чемпионом Формулы-1, после чего сразу же объявил о своём уходе из «Королевских гонок». Спустя пару месяцев после триумфа Хоторн погибнет в результате автомобильной аварии – ему было всего 29 лет.

Материалы по теме
10 выдающихся пилотов Ф-1, которым покорились легендарные «24 часа Ле-Мана»
10 выдающихся пилотов Ф-1, которым покорились легендарные «24 часа Ле-Мана»

Самая полезная. Кеке Росберг. Гран-при Австралии — 1986

В заключительной гонке сезона-1986 Кеке Росберг показал, что такое идеальная работа второго пилота. Перед этапом в Австралии на звание чемпиона мира претендовали сразу трое пилотов – представляющие «Уильямс» Мэнселл и Пике, а также напарник Росберга – Ален Прост. В преддверии финальной гонки безоговорочным фаворитом считался лидер личного зачёта Найджел Мэнселл, который плюс ко всему ещё и завоевал поул в Аделаиде.

Фото: Allsport/Getty Images

Осознавая всю тяжесть своего положения, в «Макларене» решили прибегнуть к весьма оригинальной тактике – дезинформации. Команда из Уокинга начала активно распространять слухи, что на Аделаиде шины «Гудьир» способны выдержать полную дистанцию гонки. При чём же здесь Росберг? А при том, что в этом плане финскому пилоту была отведена отдельная роль. Всем своим видом Кеке должен был показать, что слухи не врут и «Гудьир» действительно неубиваем на австралийской трассе. С самого начала гонки Росберг принялся жёстко атаковать, ничуть не жалея резины, что позволило ему за пару кругов отыграть шесть позиций и возглавить пелотон. Далее Кеке и не думал сбавлять обороты, продолжая демонстрировать запредельный темп на стартовом комплекте резины.

На 62-м круге покрышки «Гудьир» всё-таки не выдержали бешеного ритма Росберга, и финскому пилоту пришлось досрочно завершить свою последнюю гонку в Ф-1. А спустя ещё круг аналогичным образом сошёл с дистанции лидер «Уильямса» Найджел Мэнселл – в стане команды сэра Фрэнка всё-таки поверили в долговечность «Гудьира» и отказались зазывать в боксы своих пилотов (Пике всё же поменял резину, но только после схода напарника). План «Макларена» сработал на ура, а Кеке Росберг помог своему напарнику Алену Просту вырвать победу в чемпионате. Сход, но с золотым отливом.

Материалы по теме
6 ошибок, которые стоили чемпионства в Формуле-1 — от ужасной тактики до пропажи колеса
6 ошибок, которые стоили чемпионства в Формуле-1 — от ужасной тактики до пропажи колеса
Комментарии