Показать ещё Все новости
Взял на слабо. Как чемпион Формулы-1 заставил «Боинг» ответить за гибель 223 человек
Дмитрий Захарченко
Крушение «Боинга» «Лауды Эйр» в Таиланде
Комментарии
Крушение лайнера «Лауды Эйр» стало для трёхкратного чемпиона Ф-1 большей трагедией, чем его собственная авария на «Нордшляйфе».

В этот день 31 год назад — 26 мая 1991-го — в районе деревни Данчанг рухнул пассажирский «Боинг 767» авиакомпании «Лауда Эйр». Все находившиеся на борту — 223 человека — погибли. Трагедия стала крупнейшей авиакатастрофой в истории гражданской авиации Австрии.

Ники Лауда, трёхкратный чемпион Формулы-1, основатель и глава «Лауда Эйр», лично участвовал в разборе завалов и похоронах погибших. Позже он скажет, что этот период был самым тяжёлым в его жизни — тяжелее мучительного восстановления после аварии на «Нордшляйфе» в 1976-м…

Катастрофа рейса NG004

Рейс NG004 вылетел из Бангкока в 23:02 по местному времени — всё проходило штатно. Самолёт — «Боинг 767-3Z9ER» с бортовым номером OE-LAV — к тому моменту налетал без малого 7,5 тысяч часов, на его счету было более тысячи циклов «взлёт-посадка». В этот раз уже через пять минут после взлёта экипаж получил предупреждение о неисправности в системе реверса, но пилоты сочли сигнал ошибочным.

В 23:17 по местному времени, когда самолёт находился на высоте 7600 метров, левый двигатель перешёл в режим реверса и начал тянуть в обратную сторону. Машину резко развернуло влево, пилоты пытались выправить положение и перевели двигатель в режим малого газа, отключили подачу топлива, но всё оказалось тщетно. Самолёт опрокинулся, ушёл в пике и полетел вниз.

Лауда на месте крушения самолёта

Лауда на месте крушения самолёта

Фото: Peter Charlesworth/Getty Images

На высоте 1200 метров «Боинг» летел к земле со скоростью 1051 км/ч, преодолев звуковой барьер. От перегрузок разлетелась хвостовая часть, вслед за ней оторвались консоли крыла. Самолёт рухнул в пяти километрах от города Пхутой — на территорию национального парка.

Как только о трагедии стало известно, Лауда отправился на место катастрофы, руководил разбором обломков и был одним из тех, кто пытался разобраться в причинах падения. Ники помогал организовывать похороны — тела 43 погибших опознать так и не удалось, их похоронили в братской могиле неподалёку от места крушения. В «Боинге» всё это время никак не комментировали ситуацию — вместо этого юристы работали над официальной позицией компании.

Материалы по теме
Феррари уже поставил на нём крест. Блистательное возвращение Лауды после ужасного пожара Феррари уже поставил на нём крест. Блистательное возвращение Лауды после ужасного пожара
«Лошадь заглядывала в кабину самолёта и радостно ржала» «Лошадь заглядывала в кабину самолёта и радостно ржала»

Лауда против «Боинга»

Собственную авиакомпанию Лауда создал ещё в 1979 году, но по-настоящему её деятельность началась лишь в 1985-м — когда Ники окончательно покинул Формулу-1. Самолёты были ещё одной страстью австрийца — он даже получил лицензию пилота и время от времени сам садился за штурвал на коммерческих рейсах. Поначалу «Лауда Эйр» использовала лишь лёгкие самолёты и лишь потом расширилась до больших пассажирских перевозок.

Разбившийся в Таиланде 767-й был не первым для «Лауды Эйр» — таких самолётов в парке компании было шесть, но одним из самых новых, и в «Боинге» делали всё, чтобы обвинить в трагедии экипаж. Расследование осложнялось тем, что чёрный ящик был нечитаем из-за повреждений, но в «Боинге» заверяли, что даже при неожиданном включении реверса на одном из двигателей самолёт не теряет устойчивости и достаточно квалифицированные пилоты способны безопасно посадить машину и в таких условиях.

После завершения карьеры гонщика Ники Лауда не ограничивался работой в Формуле-1

После завершения карьеры гонщика Ники Лауда не ограничивался работой в Формуле-1

Фото: Mark Sandten/Getty Images

Тогда Лауда отправился в Сиэттл и потребовал предоставить ему симулятор «Боинга» и воспроизвести условия, при которых упал самолёт: скорость, высоту, внезапное переключение на реверс. 15 сессий Ники провёл на симуляторе — и ни разу ему не удалось посадить 767-й — машина неизменно падала. Даже это не заставило «Боинг» признать проблемы с самолётом, и тогда Лауда предложил компании следующее: раз уж инженеры так уверены в безопасности двигателя, то пусть два её пилота поднимутся на высоту 7600 метров, достигнут той же скорости — 828 км/ч — и включат реверс на левом двигателе. «Боинг» от эксперимента отказался.

Позже выяснилось, что испытания, которые проводила компания, проходили на высоте трёх километров, в то время как у рейса NG004 реверс включился на отметке 7600 метров — на такой высоте спасти борт было уже невозможно. И в конце концов инженерам пришлось изменить конструкцию обратного клапана привода реверса на 767-х, 757-х и 737-х «Боингах». Лауда оказался прав и спас репутацию пилотов. Но их жизни спасти уже было невозможно — они, как и ещё восемь членов экипажа и 213 пассажиров, погибли из-за того, что «Боинг» недостаточно тщательно проверил конструкцию двигателя и не учёл всех возможных в воздухе ситуаций. И только Лауда продолжал биться, чтобы выяснить правду о трагедии.

Материалы по теме
Без Лауды. Смерть не могла догнать легенду Формулы-1 43 года
Без Лауды. Смерть не могла догнать легенду Формулы-1 43 года
Комментарии