В пятницу на трассе «Ред Булл Ринг» состоялась квалификация 11-го этапа Формулы-1 — Гран-при Австрии. И по ходу сессии дирекция гонки аннулировала десятки кругов участников — за нарушения границ трассы, за которыми ФИА внимательно следит последние годы.
Однако в конце второго сегмента дирекция гонки не заметила очевидной срезки в исполнении Серхио Переса, выпустила его в финал сессии и лишь после этого задумалась, что же теперь с этим делать!
А ведь у проблемы границ трассы есть простое и очевидное решение…
Очевидные границы
16 кругов аннулированы дирекцией Гран-при Австрии в ходе пятничной квалификации. Нарушения в основном касались двух последних поворотов трассы — девятого («Йохен Риндт») и 10-го (A1). Оба — скоростные и за пределами гоночного полотна, ограниченного белыми линиями, выстелены асфальтом — чтобы пилот не терял контроль над автомобилем и мог остаться на трассе.
Даже зная, что в этих местах строго следят за пересечением границ трассы, пилоты атакуют изо всех сил, поскольку десятые и даже сотые доли секунды могут иметь значение: Риккардо в Q1 не хватило для выхода во второй раунд 0,024 секунды, а Гасли не прошёл в финал из-за разницы в 0,009!
Удержаться в границах трассы удавалось не всегда
Фото: Clive Rose/Getty Images
И, с одной стороны, границы трассы — вызов для пилота, который должен вести машину филигранно, с другой — постоянные удаления кругов создают хаос, в котором порой сложно уследить за событиями. Но проблема даже не в этом, а в том, что проблема сама по себе — надуманная.
Чтобы пилоты строго соблюдали границы трассы, достаточно сделать так, чтобы их пересечение не было выгодным: просто насыпьте гравий в нужных поворотах, и пилоты без всяких аннулирований будут терять круги, на которых допустили ошибку!
Пусть ошибка будет дорого обходиться гонщику, и пусть даже она будет его наказывать: испорченные в гравии шины ещё несколько кругов не позволят атаковать на пределе. И тогда не придётся тщательно отсматривать камеры в поисках нарушения и постоянно менять пилотов в таблице хронометража.
Случай с Пересом
Можно было бы смириться с хаосом, придуманным ФИА, если бы за границами трассы действительно следили внимательно и тщательно, но и этого нет! Так, c началом третьего сегмента появилось сообщение дирекции гонки: изучается круг Переса.
Позже дали повторы, и на них видно, что «Ред Булл» Чеко временами выезжает за пределы трассы, и не только в девятом и 10-м, но и в восьмом тоже — в этом месте мексиканец и вовсе срезал кусок, поскольку выехал за границы полотна с внутренней стороны, а не внешней. Нарушения в пару сантиметров в девятом и 10-м поворотах судьи отмечают, а здесь — просмотрели выезд машины всем корпусом.
В конце концов судьи совещались порядка трёх часов и буквально объяснили это обилием других нарушений: «Нарушение не было обнаружено на момент начала Q3, круг не был удалён до начала сегмента, а Перес начал сессию. Это стало следствием большого количества рассматриваемых инцидентов».
Серхио Перес
Фото: Bryn Lennon/Getty Images
Чеко был лишён того круга — и всех, проведённых в Q3, а в стартовой ведомости на короткую субботнюю гонку расположился на 13-й позиции. То есть, потеряв круг 1:05,805, в Q2 Перес классифицирован по результату 1:06,458 — а это лишь 13-е место в протоколах второго сегмента.
Гасли, правда, так и не дадут опередить Хэмилтона, хотя Пьер на фоне вылета экс-чемпиона любым своим кругом оказался бы в финале быстрее. Мелочи? Не в Формуле-1. Вопрос, скорее, в том, как вообще так вышло, что ФИА даёт старт финалу квалификации, хотя не изучила все инциденты?
ФИА одобряет асфальтовые зоны безопасности, выезд на которые не сказывается на времени пилота на круге, и вводит дополнительные инструменты, чтобы это запрещать. И в итоге из-за слишком сложных правил оказывается не в состоянии обеспечить их полное соблюдение! Хотя достаточно просто оставить гравий и сделать границы естественными и использовать трассы таким образом, чтобы выезд за их пределы не мог дать никакого преимущества.