Во время тренировочных заездов перед Ралли Хорватии, этапом чемпионата мира по классическому ралли WRC, разбился ирландский пилот Крэйг Брин. Это первая за 17 лет трагедия на этапах WRC.
Подробности инцидента и история Крэйга — в материале «Чемпионата».
Авария
Новости о гибели Брина в результате аварии начали поступать около обеда по местному времени, однако поначалу не было понятно, действительно ли гонщик погиб. Сомнений не осталось после того, как факт смерти подтвердила полиция Крапинско-Загорска. Спустя некоторое время официальное сообщение появилось и на страницах Hyundai Motorsport — команды, за которую Брин выступал в этом году.
По данным издания DirtFish, ирландец соскользнул с трассы тестового спецучастка в районе населённого пункта Старый Голубовец и передней левой частью автомобиля (со стороны пилота) врезался в деревянный столб. Пилот скончался на месте — его смерть зафиксирована в 12:40 по местному времени. Штурман Брина — ирландец Джеймс Фултон — не пострадал.
«Hyundai Motorsport с прискорбием подтверждает, что пилот Крэйг Брин погиб сегодня на тестах перед Ралли Хорватии, — сказано в заявлении команды. — Мы приносим искренние соболезнования семье Крэйга, его друзьям и всем его поклонникам. На данный момент дальнейших комментариев от Hyundai Motorsport не последует».
Формально смерть Брина не связана с чемпионатом мира: сам этап в Хорватии пройдёт с 20 по 23 апреля. Так что в печальном списке WRC остаётся 19 спортсменов.
Первым 2 августа 1974 года стал финский штурман Сеппо Ямся. 19-м был немецкий штурман Йорг Баштук — на Ралли Каталуньи 2006 года он вышел из автомобиля, чтобы сменить пробитое колесо, и был сбит экипажем Барри Кларка. С того дня прошло более 17 лет.
Раллист во втором поколении
Крэйг родился в семье Рея Брина — чемпиона Ирландии по ралли, и во многом под его влиянием уже в девять лет стал гоняться в картинге. В 19 лет Брин-младший перешёл в ралли и за счёт успехов на состязаниях на Трофей Fiesta попал в команду M-Sport, которая много лет работает с автомобилями Ford. В том же 2009 году он впервые вышел на старт гонки чемпионата мира — за рулём Fiesta ST в Португалии и Финляндии, а вскоре перешёл на технику R2.
В 2011-м Брин стал чемпионом WRC Academy, а годом позже первенствовал в SWRC — младших категориях чемпионата мира. С 2013 по 2015 год Крэйг выступал за Peugeot в чемпионате Европы по ралли ERC, дважды по итогам сезона становился бронзовым призёром, а в 2015-м взял серебро, уступив лишь поляку Каетану Каетановичу. В том же году он выиграл ралли Кольцо Ирландии — очень престижную гонку, на которой ранее побеждал один из кумиров Крэйга Фрэнк Мейгер.
Экипаж Крэйга Брина на Ралли Испании 2012 года
Фото: Massimo Bettiol/Getty Images
На фоне успехов в ERC Брин подписал контракт с Citroen, рассчитанный, правда, лишь на несколько этапов WRC. Однако уже в третьей своей гонке за рулём DS3 WRC ирландец завоевал третье место на Ралли Финляндии и в итоге завершил сезон-2016 на десятом месте мирового первенства. Уже в 2017-м Брин выступал за Citroen полный сезон, хотя и пропустил две гонки.
В конце 2018 года Брин покинул Citroen и согласился на контракт с Hyundai, подразумевавший только две гонки. Так продолжалось до 2020-го, в котором Крэйг финишировал вторым на Ралли Эстонии. В сезоне-2021 его программа расширилась до пяти этапов, на которых ирландец завоевал три подиума.
Крэйг Брин (второй слева) на подиуме Ралли Сардинии 2022 года
Фото: Massimo Bettiol/Getty Images
Эта серия успехов позволила Брину вернуться в M-Sport, где он стал одним из лидеров команды, и на первом этапе сезона-2022 Крэйг стал третьим на Ралли Монте-Карло. Увы, в дальнейшем сезоне принёс лишь один подиум, и сразиться за чемпионство ирландец так и не смог. В то же время главным соперником взявшего титул Калле Рованпери на Toyota был Отт Тянак из Hyundai, и, несмотря на контракт с M-Sport, Брин в сезоне-2023 вернулся в южно-корейскую команду.
У Крэйга снова был контракт на ограниченное число этапов, и чемпионат для него начался в Швеции — на втором этапе, тем не менее Брин с ходу занял второе место. Уступив лишь Отту Тянаку, который теперь выступает за M-Sport. Ралли Хорватии должно было стать второй гонкой Брина в сезоне-2023.
Крэйгу было 33 года. Смерть гонялась за Брином более десяти лет — в 2012-м на ралли «Тарга Флорио» погиб его штурман Гарет Робертс. Тогда их Peugeot 207 правой частью налетела на стальной рельс с края трассы.