Осенью 2022-го многие болельщики Ф-1 вопрошали в соцсетях: почему «Хаас» меняет Мика Шумахера на Нико Хюлькенберга? Мол, даже если Гюнтеру Штайнеру так не нравится сын Михаэля, то пусть даст шанс другому молодому гонщику, а не возвращает в гонки ветерана, который за миллион лет ни разу не поднялся на подиум. Сочувствуем всем поклонникам молодёжи: после старта сезона-2023 другие команды тем более возьмут условного Хюлькенберга вместо не менее условного Шварцмана.
«Уильямс» и «Альфа Таури» теряют ценные очки
Мы уже подробно разобрали выступления трёх новичков Ф-1 в отдельном материале, поэтому сейчас просто выделим главные моменты. Если кратко — сильный дебют только у Оскара Пиастри, в то время как к Логану Сардженту и Нику де Врису есть вопросы.
Сарджент, несмотря на высокий темп, регулярно допускает серьёзные ошибки: портит себе быстрейшие круги в квалификации, слишком сильно изнашивает шины в гонке, врезается в соперников на рестарте, ну и так далее. Ну а де Врис пока просто едет медленнее, чем Юки Цунода. Да, у японца куда больше опыта боевых выступлений в Ф-1, но и Ник пришёл в чемпионат после миллиона лет в роли резервного пилота и в звании своеобразного суперветерана, который уже гонял везде, где только можно.
Дебютный сезон в Ф-1 даётся Нику де Врису непросто — было предсказуемо
Фото: Peter Fox/Getty Images
В итоге «Уильямс» недосчитался очков, которые на месте Сарджента мог бы набрать более опытный пилот — условный второй Алекс Албон. Напомним, таиландец перед своей аварией в Мельбурне ехал аж шестым — вот и представьте, сколько очков мог набрать «Уильямс», если бы с Албоном выступал сопоставимый по подготовленности гонщик.
В случае с де Врисом ситуация сложнее. Во-первых, болид «Альфа Таури» вновь не оправдывает ожиданий. Во-вторых, концепция команды в любом случае предусматривает выступления новичков, так что итальянцы не могут просто взять и посадить к себе ветерана (если, конечно, это не их собственный воспитанник типа Квята или Верня). Но факт есть факт: опытный пилот на месте де Вриса наверняка принёс бы команде очки ну хотя бы в Мельбурне.
Ветеранский ответ «Хааса»
Немым укором для молодёжи из «Уильямса» и «Альфа Таури» служат результаты опытного дуэта «Хааса». И Кевин Магнуссен, и Нико Хюлькенберг уже набрали очки в нынешнем сезоне, по очереди проявив свои сильные стороны. Датчанин блестяще провёл гонку в Джидде, когда сберёг шины и под финиш обогнал Юки Цуноду в борьбе за десятое место. А в Мельбурне Хюлькенберг наконец реализовал преимущество хорошей квалификации и после ошибок соперников занял седьмое место — отличный пример, как ветеран не потерял голову и воспользовался ситуацией.
Соответственно, «Хаас» получает от своих гонщиков ровно то, что и хочет: стабильность, надёжность и, как следствие, очки. Да, возможно, потенциал Сарджента или де Вриса и выше, чем у Магнуссена или Хюлькенберга (хотя сомнительно — Кевин и Нико добились в младших сериях большего). Но зачем тому же «Хаасу» жертвовать текущими результатами ради развития пилотов на будущее? Гюнтер Штайнер хочет поднять команду выше в Кубке конструкторов здесь и сейчас — и выступления двух ветеранов лишь подталкивают босса к мысли, что ветераны лучше новичков.
Новички никому не нужны
Кто-то скажет — а что, собственно, изменилось? Во все времена было очевидно, что в конкретном сезоне ветеран наверняка принесёт больше очков, чем даже очень талантливый дебютант.
Ответ прост: теперь у молодёжи пропал важнейший козырь, позволявший высаживать опытных пилотов из кокпитов. Да, мы про деньги. Ранее команда Ф-1 могла посадить к себе гонщика, если он приведёт с собой серьёзных спонсоров или обеспечит скидку от поставщика моторов, в чью программу развития входит. Речь шла о «приданом» в размере условно $ 10-15 млн. Однако теперь такая сумма не впечатлит команду-середняк: она заработает больше, если поднимется в Кубке конструкторов на одно-два места выше, чем с теряющим очки юниором. При этом более высокие результаты заодно позволят привлечь спонсоров со стороны и заработать ещё больше.
«Хаас» и «Альфа Ромео» больше не сажают к себе молодёжь из «Феррари», «Уильямс» и «Астон» не возьмут воспитанника «Мерседеса», а у «Рено» вообще нет команды-клиента, куда можно было бы отправить Пиастри или теперь Дуэна — всё, больше никто не готов жертвовать результатами, развивая гонщика для топов.
Даже такому таланту, как Пиастри, пришлось провести целый сезон без гонок
Фото: Mark Thompson/Getty Images
Вы скажете — а как же аж три новичка в этом году? По «Альфа Таури» понятно — это единственная команда, где без молодёжи никуда. «Уильямс» сделал довольно рискованную ставку на собственного воспитанника, но с учётом формы команды они могут себе позволить дать Сардженту год на адаптацию к Ф-1. Наконец, Пиастри в «Макларене» — это тот случай, когда для всех очевиден талант пилота, перебивающий возможные ошибки в дебюте. Условные Пиастри попадут в Ф-1 и дальше. А вот те, кто проявил себя в младших сериях чуточку хуже — Шварцман, Другович, Пуршер и многие другие — шанса уже могут не получить.
Безусловно, кому-то всё-таки повезёт. Рано или поздно нынешнее поколение пилотов постареет и начнёт освобождать вакансии. Кому-то понадобится гонщик определённой национальности… И всё-таки для нынешней молодёжи фактор везения, почти случайного попадания в нужное место в нужное время окажется даже важнее, чем спонсорский бюджет.
А можно как-то помочь?
Бороться с нехваткой опыта можно лишь одним способом: предоставляя молодёжи больше времени на тестах и во время гоночных уикендов. Нынешние две пятничные тренировки, которые надо выделять молодым пилотам — это курам на смех. Если ФИА и Ф-1 правда хотят продвигать молодёжь, то нужно на выбор или комплексно:
- заметно увеличить число практик;
- разрешить выставлять на тренировки третьи машины (но тут сразу возникают вопросы по бюджету);
- организовывать для молодых тесты на следующий день после Гран-при;
- отдать перспективным пилотам спринтерские гонки.
Последний вариант — самый эффективный, ведь мотивация у молодёжи будет запредельная даже без получения очков в общий зачёт. Да и зрителям будет интересно оценить новое поколение за рулём актуальных болидов Ф-1. Но, боимся, на столь радикальные меры команды не пойдут, запереживав по поводу расходов из-за вероятных аварий и других нюансов.
Но пока боссы команд Ф-1 не удостоверятся, что молодые пилоты хорошо знают технику и трассы и готовы моментально давать результат, никаких изменений не будет. Средний возраст гонщиков чемпионата мира будет только расти.