Смеялись, пока их напарник умирал. Забытая история вражды гонщиков «Феррари»
Лев Дорогов
Луиджи Муссо: история вражды гонщиков «Феррари»
Аудио-версия:
Комментарии
Союз британцев против итальянца – такое возможно даже в легендарной команде из Маранелло.

Сенна и Прост, Алонсо и Хэмилтон, Вильнёв и Пирони – история Формулы-1 помнит множество громких противостояний напарников. Вспоминая внутрикомандные распри, многие частенько игнорируют ожесточённое сражение 1950-х с участием сразу трёх гонщиков «Феррари» – Майка Хоторна, Питера Коллинза и Луиджи Муссо. А зря, ведь уровень накала там был просто запредельным.

Первое внутрикомандное сражение в «Феррари» вспыхнуло из-за статуса главного гонщика Италии

Из троицы Хоторн — Коллинз — Муссо раньше всех в «Скудерии» оказался Майк: в 1953 году он стал первым британцем, которому выпала возможность защищать честь заводской команды «Феррари». В составе «красных» Хоторн проведёт следующие три года (не обошлось без краткосрочных «побегов» в другие команды). Итогом первого пришествия Майка в «Скудерию» станут дебютные победы британца в Ф-1. В 1956-м Хоторн покинет «Феррари», откатав сезон Формулы-1 сразу в трёх разных командах – «БРМ», «Мазерати» и «Вануолл». А в следующем году будущий чемпион, как ни в чём не бывало, вернётся в «Скудерию».

За время отсутствия Майка в Маранелло многое успело произойти. Во-первых, команду пополнили Питер Коллинз и Луиджи Муссо – ключевые фигуры этой истории. А во-вторых, в 1956-м вспыхнуло первое внутрикомандное сражение в истории «Феррари».

Майк Хоторн представляет «Феррари» в 1953 году

Майк Хоторн представляет «Феррари» в 1953 году

Фото: Express/Getty Images

Казалось бы, в ту пору в «Скудерии» был ярко выраженный лидер в лице легендарного Фанхио – о каком соперничестве напарников может идти речь? Впрочем, как показали Луиджи Муссо и Эудженио Кастеллотти, дуэль двух товарищей по команде может проходить и за пределами чемпионского сражения. И вот здесь предельно важен контекст. В 1955 году погиб Альберто Аскари, а Джузеппе Фарина завершил формульную карьеру, поэтому негласное звание главного гонщика Италии временно оставалось вакантным. Именно стремление забрать статус первого гонщика страны и стало причиной вспыхнувшего между двумя итальянцами сражения.

Апогеем дуэли Кастеллотти и Муссо стала финальная гонка сезона-1956, символично проходившая в Монце. Эудженио и Луиджи стартовали вторым и третьим соответственно. На старте заезда Кастеллотти удалось захватить лидерство, однако на первой строчке он продержался всего четыре круга: шансы на победу перечеркнула лопнувшая покрышка. Проблемы с резиной настигли и Муссо, но Луиджи благополучно сменил колёса в боксах, после чего рванул бороться за победу.

Энцо Феррари и Эудженио Кастеллотти

Энцо Феррари и Эудженио Кастеллотти

Фото: Keystone/Getty Images

В тот день уроженец Рима был как никогда мотивирован: он даже отказался отдавать машину сражавшемуся за титул Фанхио после проблем, возникших у аргентинца. Желание победить при домашних трибунах Луиджи ставил выше командных интересов. За пять кругов до финиша Муссо наконец-таки удалось возглавить пелотон, но, как и его соотечественник, лидировал он недолго, всего два круга: проблемы с рулевым управлением лишили Луиджи столь долгожданной победы.

Дуэль Муссо и Кастеллотти должна была продолжиться и в следующем сезоне. Фанхио покинул «Феррари», и теперь непримиримые итальянцы могли сразиться совсем за другие места, но, к сожалению, их соперничество оборвала трагедия: в марте 1957-го Кастеллотти разбился на трассе в Модене во время тестов.

На этой грустной ноте завершилась первая внутрикомандная дуэль в Маранелло. К несчастью, второе подобное сражение будет ещё более трагичным.

Материалы по теме
Adieu, mondiale. Как «Феррари» упустила последний шанс на личный титул при жизни Энцо
Adieu, mondiale. Как «Феррари» упустила последний шанс на личный титул при жизни Энцо

Хоторн и Коллинз договорились делить призовые поровну

Вторую половину 1950-х можно назвать едва ли не самым тяжёлым отрезком в истории «Феррари». Летом 1956-го умер сын Энцо Феррари Дино, а весной следующего года погибли сразу два гонщика «Скудерии» – вышеупомянутый Кастеллотти, а также Альфонсо де Портаго. Следующим испытанием для Маранелло станет новое внутрикомандное сражение с участием сразу трёх пилотов.

В преддверии сезона-1957 в «Феррари» вернулся Майк Хоторн, после чего в стане «красных» сформировался дуэт британских пилотов. В теории Хоторн и Коллинз могли пойти по пути Муссо и Кастеллотти, устроив разборки за звание главного гонщика страны, но история сложилась совсем иначе: выходцы с Туманного Альбиона очень быстро нашли общий язык.

Майк Хоторн и Питер Коллинз

Майк Хоторн и Питер Коллинз

Фото: Victor Blackman/Getty Images

Возможно, дружбе Хоторна и Коллинза поспособствовал сам факт совместного пребывания в «чужой» команде или же схожий характер (что Майк, что Питер вели активный образ жизни за пределами трассы). Как бы то ни было, британские джентльмены видели друг в друге скорее друзей, нежели соперников. В итоге дошло до того, что Хоторн и Коллинз договорились делить поровну призовые, в случае если один из них выиграет гонку.

Что касается Муссо, то Луиджи расценил данное соглашение как заговор против себя. Союз двух британцев против итальянца, и всё это происходит внутри «Феррари» – звучит дико, но именно так и зарождалось самая ожесточённая битва напарников в Формуле-1 1950-х.

Материалы по теме
6 знаменитых гонщиков «Феррари», о которых вспоминают недостаточно часто
6 знаменитых гонщиков «Феррари», о которых вспоминают недостаточно часто

Хоторн и Коллинз играли в футбол, когда Муссо умирал в больнице

Первый совместный сезон для наших героев прошёл относительно спокойно: «Феррари» не могла составить конкуренцию «Мазерати» и «Вануоллу» – гонщики «Скудерии» сражались только за редкие подиумы. А вот в следующем году страсти в Маранелло закипели по-настоящему: «красные» подтянулись к соперникам, и каждый из троицы Хоторн – Коллинз – Муссо получил реальный шанс побороться за титул.

На старте сезона-1958 находящийся в «кольце врагов» Муссо сразу же обозначил чемпионские намерения: вторые места в Аргентине и Монако позволили Луиджи возглавить личный зачёт. Впрочем, лидировал итальянец недолго: уже после следующего Гран-при в Нидерландах с первой строчки его подвинул Стирлинг Мосс, а спустя ещё один этап опередил и Хоторн.

Следующая гонка в Реймс-Гу имела особое значение для Муссо, и дело тут было не только в спортивном принципе. В тот жизненный период Луиджи одолевали серьёзные финансовые проблемы: не так давно он прогорел на импорте «Понтиаков» в Италию. К тому моменту он накопил достаточно долгов, поэтому единственным выходом для Муссо была победа в Реймс-Гу (во Франции традиционно были самые внушительные призовые).

Питер Коллинз, Майк Хоторн и Луиджи Муссо

Питер Коллинз, Майк Хоторн и Луиджи Муссо

Фото: Bernard Cahier/Getty Images

Трудно представить, под каким давлением находился Луиджи в преддверии старта Гран-при Франции, учитывая все обстоятельства. Усугублял положение итальянца и тот факт, что его «любимый» напарник Хоторн должен был стартовать с поул-позиции, в то время как сам Муссо уходил в гонку со второго места.

Собравшиеся на французском автодроме зрители предвкушали борьбу пилотов «Феррари» с первых метров дистанции, однако на старте сюрприз преподнёс вырвавшийся в лидеры представитель «БРМ» Гарри Шелл. Впрочем, ещё по ходу первого круга гонщики «Скудерии» обозначили, кто здесь главный: Хоторн вернул себе первую строчку, следом расположились Муссо и Коллинз.

По мере продвижения гонки Луиджи наращивал темп, постепенно подбираясь к лидеру. В конце концов, на 10-м круге итальянец пошёл в атаку: пытаясь опередить Хоторна в шпильке, он потерял контроль над машиной – «Феррари» Муссо врезалась в земляную насыпь, после чего совершила несколько кульбитов. Муссо в тяжёлом состоянии был доставлен в госпиталь города Реймс, а гонка продолжилась своим чередом. Победу в тот день одержал Хоторн, для которого она стала первой в сезоне.

Стирлинг Мосс помогает Майку Хоторну в 1958 году

Стирлинг Мосс помогает Майку Хоторну в 1958 году

Фото: Hulton Archive/Getty Images

Кстати, если вы думаете, что Майк как-то переживал за здоровье своего напарника, то нет – по крайней мере, такое впечатление сложилось у подруги Муссо Фиаммы Брески. Возвращаясь из больницы в гостиницу, она увидела, как Хоторн и Коллинз, смеясь, играют в футбол пустой банкой из-под пива. Что касается Муссо, то он скончался в госпитале вечером того же дня.

К сожалению, следующей трагедии долго ждать не пришлось. Через месяц после гонки в Реймс-Гу Питер Коллинз погибнет в аварии на «Нюрбургринге». Говорят, именно после смерти друга Майк Хоторн примет решение завершить гоночную карьеру по окончании сезона. В конце концов, пилот «Феррари» всё же станет чемпионом, опередив по итогам чемпионата Стирлинга Мосса на один балл. А спустя три месяца после триумфа погибнет в автомобильной аварии на самой обычной дороге в Великобритании.

Материалы по теме
7 самых опасных гоночных трасс мира. Одна унесла жизни сразу 260 пилотов
7 самых опасных гоночных трасс мира. Одна унесла жизни сразу 260 пилотов

***

«Я ненавидела их обоих. Когда они умерли, для меня это было освобождением. Иначе у меня остались бы к ним неприятные чувства навсегда. Таким образом, я смогла обрести чувство покоя», – спустя много лет расскажет о своём отношении к Хоторну и Коллинзу подруга Муссо Фиамма Брески.

Пожалуй, эти слова как нельзя лучше передают тот градус накала, который держался в гараже «Феррари» в период выступлений Майка Хоторна, Питера Коллинза и Луиджи Муссо.

Материалы по теме
Шумахер и ещё 6 самых ненавистных пилотов в истории Формулы-1
Шумахер и ещё 6 самых ненавистных пилотов в истории Формулы-1
Комментарии