Великий Гран-при Сенны: уничтожил Проста и… оказался в отбойнике. Что всё-таки случилось?
Дмитрий Захарченко
Великий Гран-при Сенны
Аудио-версия:
Комментарии
В Формуле-1 уже 35 лет спорят о сходе Сенны в Монте-Карло. А его легендарный круг в квалификации не попал на ТВ.
«В моменты, когда чувствуешь себя лучшим, когда ты быстрее всех и никто не может до тебя дотянуться, ты особенно хрупок». Айртон Сенна

На Гран-при Монако 1988 года Айртону Сенне не было равных: его быстрейший круг в квалификации до сих пор называют едва ли не лучшим в истории, а в гонке он почти на минуту уехал от своего главного соперника Алена Проста на таком же «Макларене».

Но из-за секундной потери концентрации бразильский Волшебник закончил тот день в отбойнике. И в паддоке существуют разные версии, почему он там оказался.

Тот Гран-при Монако состоялся ровно 35 лет назад — 15 мая 1988-го, и в честь годовщины предлагаем вспомнить подробности того уикенда.

Сенна против Проста

В Монте-Карло Сенна приехал, уступая Просту шесть очков. На первом этапе сезона — в Бразилии — только что перешедшего в «Макларен» Айртона сняли с дистанции за то, что после поломки трансмиссии на прогревочном круге он пересел в запасное шасси. В Имоле бразилец отыгрался, но Прост, победивший в Сан-Паулу, приехал вторым и сохранил за собой первое место общего зачёта.

В Монако доминирование «Макларена» продолжилось. Сенна и Прост оккупировали первый ряд стартовой решётки, однако круг Айртона оказался по-настоящему убийственным: своего напарника он опередил на 1,4 секунды, а всем остальным «привёз» 2,7 и более! К сожалению, ту квалификацию по телевидению не транслировали и нет никаких записей, однако очевидцы утверждают, что тот круг Сенны был лучшим за всю историю Формулы-1.

Права на видео принадлежат McLaren. Полностью посмотреть ролик вы можете на официальном YouTube-канале McLaren.

На старте Сенна сохранил лидерство, а вот Прост откатился на третье место, пропустив Герхарда Бергера на «Феррари». Тем временем пелотон сразу недосчитался трёх участников: Филипп Стрейфф из-за проблем с машиной закончил прогревочный круг в боксах, ещё до первого поворота в отбойник выбросило Алекса Каффи, а затем Нельсон Пике налетел на Эдди Чивера и в конце первого круга вынужден был свернуть на пит-лейн.

Сенна планомерно отрывался от пелотона — державшийся вторым Бергер даже не пытался угнаться за «Маклареном» и больше был сосредоточен на том, чтобы не пропустить Проста. Более 50 кругов француз безуспешно прессинговал «Феррари» и лишь на 54-м смог пройти её на стартовой прямой. От лидера гонки Прост к тому моменту отстал уже на 50 секунд — за оставшиеся до финиша 20 с небольшим кругов отыграть их у Сенны было нереально.

Великий Сенна:
Магия Сенны. Объясняем, как стиль Айртона позволял ему ставить в тупик великих чемпионов Магия Сенны. Объясняем, как стиль Айртона позволял ему ставить в тупик великих чемпионов
История величайшей победы Айртона Сенны. На средненькой технике привёз круг почти всем История величайшей победы Айртона Сенны. На средненькой технике привёз круг почти всем

Прокол или ошибка?

Прост понимал, что шансов нет, и смирился со вторым местом — в течение следующих десяти кругов француз отстал от Сенны ещё на пять секунд и проигрывал уже без малого минуту. Но за 11 кругов до финиша всё изменилось: Айртон влетел в отбойник на выходе из «Портье» и сошёл с дистанции.

Ничто не предвещало аварии, бразильцу никто не мешал, и в паддоке появились сразу три версии случившегося. По одной из них на «Макларене» внезапно возникла недостаточная поворачиваемость, но её опровергают следы шин на трассе: они свидетельствуют, что имело место экстренное торможение.

Права на видео принадлежат Universal Pictures и Océan Films. Полностью посмотреть ролик вы можете на YouTube-канале фильма «Сенна».

Другие подозревали прокол — задняя левая шина Сенны была спущена, но это скорее стало последствием удара об отбойник. Более правдоподобная версия: это была ошибка Айртона, который на апексе поворота зацепил металлический рельс правой частью машины. В пользу неё говорит тот факт, что правая торцевая пластина переднего антикрыла была оторвана, хотя в отбойник «Макларен» врезался левой частью.

Сенна покинул кокпит, постоял какое-то время в кармане безопасности, наблюдая, как маршалы эвакуируют его разбитую машину, а мимо проезжает Прост, после чего покинул трассу и отправился прямо к себе домой. В паддок он вернулся лишь вечером, когда механики «Макларена» паковали оборудование и отмечали третью победу подряд — её Уокингу принёс Прост.

Как создавался легендарный «Макларен» 1988 года:
Так кто же создал одну из величайших машин Формулы-1? Инженеры обвиняют друг друга во лжи
Так кто же создал одну из величайших машин Формулы-1? Инженеры обвиняют друг друга во лжи

2-1 в пользу Проста

Для Алена Проста это была уже 30-я победа в Формуле-1 — француз обновил рекорд по числу выигранных Гран-при, который удерживал с сентября 1987-го. Бергер с отставанием в 20 секунд финишировал вторым, а третье место занял его партнёр по «Феррари» Микеле Альборето — лишь они вдвоём закончили гонку в одном круге с Простом, остальные уступили круг или более.

Ален Прост после победы на Гран-при Монако 1988 года

Ален Прост после победы на Гран-при Монако 1988 года

Фото: Allsport UK/Getty Images

В общем зачёте отрыв француза от Сенны вырос до 15 очков, причём Айртон откатился на третье место, уступив Бергеру. Однако в то время положение в чемпионате определялось в Ф-1 иначе: из 16 гонок засчитывались лишь 11 лучших результатов, так что у претендентов на титул оставалось право на пять осечек. Тем не менее из трёх прошедших этапов Сенна не закончил два, а потому, несмотря на потрясающую скорость бразильца, фаворитом в борьбе за титул оставался Прост.

Эпоха Сенны:
Какой была Формула-1 в день последней победы Сенны
Какой была Формула-1 в день последней победы Сенны
Комментарии