У гонщика есть несколько способов войти в историю. Можно стать великим чемпионом, как Сенна или Шумахер, угодить в большой скандал, как Нельсиньо Пике, или же стать настолько ужасным пилотом, что в будущем о нём будут слагать легенды. Именно о таком гонщике мы сегодня и поговорим. Герой нашего материала – Жан-Дени Делетраз.
Закончил ту же гоночную школу, что и Ален Прост
Жан-Дени Делетраз родился 1 октября 1963 года в Женеве, а вот автоспортивную карьеру швейцарец начинал во Франции. В 1983-м он стал выпускником легендарной гоночной школы Уинфилд на «Поль Рикаре», которую ранее заканчивали такие мастодонты, как Ален Прост, Дидье Пирони, Рене Арну и многие другие видные французские пилоты.
Получив гоночное образование, Делетраз начал карьеру профессионального пилота с выступлений во французском чемпионате Формулы «Форд», в котором он проведёт два полноценных сезона – две победы и вице-чемпионство на второй год.
Следующей ступенькой в карьере Делетраза стало местное первенство Формулы-3 – достаточно конкурентоспособная по тем временам юниорская серия. Соперничая с главными французскими талантами, Жан-Дени не удалось показать хоть сколько-нибудь приличных результатов: максимум, которого удалось достичь швейцарцу – финиш на шестой позиции в одной из гонок. Параллельно Делетраз также выступал в немецком и британском первенствах Ф-3, но и там он не продемонстрировал ничего сверхвыдающегося.
Несмотря на неубедительные результаты, Делетразу всё же удалось сделать шаг вперёд, получив место в чемпионате Формулы-3000 (последняя ступень перед Ф-1) – благо бюджет позволял. Парадоксально, но именно в самом конкурентном юниорском первенстве швейцарец выдал лучший отрезок в открытых колёсах. Три последние гонки сезона-1988 он провёл в боеспособной команде GBDA Motorsport, что позволило ему дважды финишировать третьим.
Жан-Дени Делетраз на этапе Международной Формулы-3000 1989 года на «Брэндс-Хэтче»
Фото: Pascal/Getty Images
Концовка чемпионата 1988 года могла внушить определённый оптимизм касательно дальнейшей карьеры Делетраза, но те два подиума так и останутся наивысшим достижением швейцарца в Ф-3000. Следующий сезон он начинал в относительно конкурентоспособной конюшне FIRST, но на этот раз продемонстрировать обнадёживающие результаты не удалось: 0 в графе «набранные очки».
В 1990 году Делетраз становится владельцем FIRST: следующие два сезона он проведёт на правах собственника команды. Впрочем, получив во владение гоночный коллектив, Жан-Дени перестал выступать в Ф-3000 на полном расписании. А уже в 1991 году Делетраз потерял контроль над FIRST по решению итальянского суда из-за иска бывшего пилота команды, с которым не очень грамотно попрощались с юридической точки зрения.
Оставшись ни с чем, уроженец Женевы попытался направить свою карьеру совсем в другое русло, переключив внимание на «кузова». В 1992-м он дебютирует во французском туринге, где проведёт следующие три года. Больших успехов на новом поприще Жан-Дени так и не добился, что, в общем-то, не помешало ему подписать контракт с заводской командой «СЕАТ» в 1994-м. Впрочем, это было далеко не самое яркое событие того года в карьере Делетраза.
В дебютной гонке проиграл лидеру 10 кругов
Сегодня гонщик с бэкграундом Делетраза (образца 1994 года) ни за что не попал бы в Формулу-1. В эпоху культа юниорских программ и боязни новичков, чтобы получить место в пелотоне, Жан-Дени потребовалось бы как минимум купить одну из команд Ф-1 – по-другому никак. И это мы ещё выносим за скобки вопрос с суперлицензией, которую он ну никак не получил бы.
К счастью для Делетраза, активные годы его гоночной карьеры пришлись на начало 1990-х – эпоху, когда команд было настолько много, что не все из них принимали участие в гонке, так как на стартовую решётку допускалось максимум 26 машин (предквалификация и позднее квалификация отсекала лишних). Соответственно, и вакантных мест в пелотоне было предостаточно, что позволяло не особо талантливым гонщикам подписывать контракты с командами Ф-1 на правах рента-драйверов. Причём, что важно, за куда меньшие суммы, чем сейчас — даже с учётом инфляции).
Дебют Делетраза в «Королевских гонках» состоялся на финальном этапе сезона-1994 в Аделаиде. Швейцарец присоединился к умирающему «Лярруссу», жизнедеятельность которого по большей части поддерживали рента-драйверы – в рамках одного сезона за команду выступили шесть разных пилотов.
Старт Гран-при Австралии 1994 года
Фото: Getty Images
К тому моменту Жан-Дени уже три года не гонялся на машинах с открытыми колёсами, поэтому от 31-летнего дебютанта никто ничего не ждал. Первую тренировку Делетраз закономерно закончил на последнем месте, но уже в квалификации он преподнёс первый небольшой сюрприз, опередив трёх гонщиков и тем самым отвоевав право выйти на старт гонки. Впрочем, совсем уж удачной ту квалификацию тоже не назовёшь: более двух секунд швейцарец проиграл своему напарнику Хидеки Ноде, для которого тот Гран-при был третьим в карьере.
В гонке Делетраз стартовал предпоследним, а после первого поворота и вовсе стал замыкать пелотон, пропустив вперёд Скьяттареллу. В дальнейшем Жан-Дени только увеличивал отставание от соперников: уже на 10-м круге его опередили лидеры гонки Шумахер и Хилл. В дальнейшем возрастной дебютант только усугубил своё положение, схлопотав штраф за превышение скорости на пит-лейне, причём для него это было уже третье подобное нарушение за гоночный уикенд. А на 56-м круге Жан-Дени окончательно завершил борьбу из-за поломки коробки передач – на тот момент он отставал от лидера гонки на 10 кругов!
«Он тратит все свои усилия, чтобы удержать машину на трассе», – коротко и ясно резюмировал дебют Делетраза бывший пилот Ф-1 Джонатан Палмер.
На болиде Формулы-1 ехал медленнее пилотов юниорской серии
В следующем году «Ляррусс» прекратил существование, поэтому швейцарец абсолютно логично остался без места в Формуле-1. В том же 1995-м Делетраз дебютировал на «24 часах Ле-Мана» за рулём «Макларена» F1 GTR. Тот марафон сложился для него относительно удачно – финиш на пятом месте в общем зачёте.
Впрочем, несмотря на успехи в «кузовах», Делетраз продолжал грезить о Формуле-1. К счастью для швейцарца, ему всё же выпала возможность вернуться в «Королевские гонки». Испытывающий большие финансовые проблемы «Пацифик» предложил состоятельному пилоту принять участие в заключительных пяти этапах сезона-1995.
В составе «Пацифика» Делетраз заменил другого рента-драйвера — Джованни Лаваджи
Фото: Mike Hewitt/Getty Images
Возвращение Делетраза выпало на Гран-при Португалии. На сей раз получилось ещё хуже, чем в первый раз: от предпоследнего времени квалификации он отстал на пять секунд, а обладателю поула Дэвиду Култхарду и вовсе уступил 12. Что интересно, даже в проходившем на той же трассе этапе Формулы-3000 времени Делетраза хватило бы только на старт с 22-й позиции!
Результаты швейцарца не могли остаться незамеченными более статусными коллегами. Некоторых пилотов всерьёз беспокоил факт участия в гонке столь медленного гонщика. Деймон Хилл, к примеру, прямым текстом выражал надежду, что Делетраз сойдёт с дистанции в начале гонки и никому не навредит.
После столь мощной психологической поддержки со стороны коллег Жан-Дени провёл гонку в полном соответствии с возложенными на него ожиданиями: после первых трёх кругов он отставал от лидера на 40 секунд (ладно хоть обошлось без аварий). А на 14-м круге новичок «Пацифика» остановился в боксах по собственному желанию: продолжить гонку помешала судорога в левой руке (сказалась недостаточная физическая подготовка).
Напарник Делетраза Монтермини преодолевает круг по «Нюрбургрингу» на трёх колёсах
Фото: Pascal Rondeau/Getty Images
На следующем этапе на «Нюрбургринге» Делетраз чуть-чуть прибавил в скорости, но по-прежнему показывал ужасающие времена: обладателю поула Култхарду он проиграл девять секунд. Что касается гонки, то швейцарцу наконец удалось добраться до финиша, пусть и проиграв семь кругов победителю Шумахеру. Помимо гигантского отставания, Делетраз запомнился ещё и весьма странным пилотажем. В какой-то момент гонки он ни с того ни с сего начал ехать зигзагами на прямом участке трассы (грел резину?), после чего резко сменил траекторию.
«Что он делает?» – воскликнул легендарный комментатор Марри Уокер, глядя на манёвры Делетраза.
На этом, собственно, и заканчивается путь Делетраза в «Королевских гонках»: уже на следующем этапе в состав «Пацифика» вернулся Бертран Гашо.
В контексте формульной карьеры швейцарца стоит проговорить одну важную деталь. Дело в том, что среди болельщиков сформировался миф, якобы именно из-за Делетраза и было введено знаменитое правило 107%. Однако это не совсем так. На самом деле о подобном нововведении в ФИА заговорили ещё в июне 1995-го – до перформанса Жан-Дени в Португалии и Германии. И вообще правило 107% должны были ввести ещё по ходу сезона-1995, но «Пацифик» и «Форти» наложили вето, поэтому нововведение вступило в силу только в 1996-м. Возможно, конечно, своим дебютом в Аделаиде Делетраз отчасти и вдохновил гоночных чиновников на написание нового правила, но напрямую швейцарец на изменение спортивного регламента не повлиял.
Сын Делетраза тоже стал гонщиком (лучше, чем отец)
Оставив мечты покорить Формулу-1, Делетраз наконец мог сосредоточиться на чемпионатах, где у него ещё оставались шансы добиться успеха. Бóльшую часть оставшейся карьеры Жан-Дени провёл в гонках на выносливость и состязаниях класса GT, причём местами он был очень даже неплох. Например, в 2001 и 2002 годах он побеждал на «24 часах Ле-Мана» в классе LMP675. А в 2006-м швейцарец занял третье место по итогам чемпионата FIA GT. Гоночную карьеру Делетраз завершил в 2012 году в первенстве WEC.
Экипаж Делетраза-старшего на «24 часах Ле-Мана» 2002 года
Фото: Clive Mason/Getty Images
Далее Жан-Дени переключил внимание на карьеру сына Луи. Решение это было правильным, так как Делетраз-младший был куда более талантливым гонщиком, нежели отец. Луи местами был неплох в «молодёжках», числился в юниорской программе «Рено» и даже успел побывать тест-пилотом «Хааса». Впрочем, Делетраз-младший не дотягивал до уровня потенциального пилота Ф-1, поэтому в 24 года он переключился на гонки на выносливость. Как покажет история, это был верный выбор. Луи первенствовал в двух последних сезонах Европейской серии Ле-Ман. А в этом году швейцарец лидирует ещё и в чемпионате WEC в классе LMP2. По части известности Делетраз-младший пока что уступает отцу, но, учитывая контекст, наверное, это к лучшему.