Нынешний сезон подходит к концу, но не до конца раскрытые темы всё ещё остаются. Например, в этом году осталась почти незамеченной глобально важная финансовая инструкция ФИА. Директива TD045 позволяет федерации изучать деятельность команд, не связанную с Формулой-1. Речь идёт о диверсификации – процессе, когда исследования и разработки коллективов, напрямую не связанные с Ф-1, оказались выведены за рамки их внутренней инфраструктуры и бюджетов. Такое дробление в теории позволяет командам «бесплатно» приобретать технологии, а также не отдавать конкурентам инженеров, переводя их на другие должности или на аутсорсинг. Благодаря директиве федерация вроде бы перекрыла «лазейку», но только наполовину. Что по-прежнему не так?
Реальная задача подразделений
За последние несколько лет прибыль команд значительно выросла: к призовым выплатам и чекам от спонсоров добавились доходы от продажи интеллектуальной собственности. Коллективы начали зарабатывать на своей деятельности как на бизнесе, и на это потребовались дополнительные мощности: топ-команды создали бизнес-подразделения для продажи технологий и участия в партнёрских проектах. «Мерседес» начал участвовать в регате Кубок Америки совместно с яхтенной командой INEOS Britannia, а в «Ред Булл», помимо помощи «Астон Мартин» с гиперкаром, увлеклись, к примеру, созданием гоночных велосипедов.
Но сторонние проекты — это не всё. Подразделения играют важную роль в ротации персонала. Так команды могут перебрасывать инженеров, оставить которых не позволяет бюджет, или сохранять ценных сотрудников, желающих избавиться от изнурительного темпа гонок. Например, два года назад Джеймс Эллисон, заявивший, что не хочет оставаться техническим директором команды, занял пост главного технического директора и занялся той самой яхтенной программой «Мерседеса».
Инженерное подразделение «Ред Булл» и вовсе пестрит известными именами. Мало того, что техническим директором проекта является Эдриан Ньюи, так и другие руководящие должности занимают бывшие сотрудники команды: Роб Грей, Энди Дамерум и Оливер Хьюз. Хорошо, хоть «быкам» не хватило наглости попробовать вывести Ньюи за лимит бюджета Формулы-1: у него объединённая должность технического босса в команде Ф-1 и Red Bull Advanced Technologies.
Подразделения помогают командам сохранять инвестиции в сотрудников и тестировать различные бизнес-процессы, которые могли бы оказаться выгодными для них. Они играют важную роль и в передаче знаний, так как являются крупным плацдармом для развития коллектива инженеров и взращивания молодых специалистов. Опыт сотрудников, полученный во внешних проектах, станет хорошей инвестицией в будущее команды.
Гиперкары – лазейка для нелегальных разработок
Особое место в работе внешних подразделений занимают гиперкары. Именно над этими проектами трудятся «Мерседес», «Ред Булл», «Астон Мартин» и «Макларен». И это не считая проектов «Феррари» и «Альпин» в гонках на выносливость. Учитывать их мы не будем, так как правила чемпионата мира WEC строго контролируют разработки.
Остальные команды настороженно относятся к новым интересам соперников. Они опасаются нелегальных «дешёвых» разработок, которые будут актуальны как для гиперкаров, так и для болидов Ф-1. При этом даже на одной «отвалившейся» технологии команды могут сэкономить время и деньги, просто проверив её на своём внешнем подразделении. Считается, что ФИА жестко контролирует весь процесс обмена информацией между командой Ф-1 и её инженерным подразделением, а новая директива позволит закрыть ранее не проявившиеся лазейки. Однако команды могут обходить и эти правила.
Летом издание Auto Motor und Sport уже поднимало этот вопрос. Немцы считают, что, несмотря на контроль со стороны департамента, в ходе неформального разговора специалисты внешних подразделений и самой команды спокойно могут передавать друг другу информацию о целесообразности той или иной разработки. На данный момент доказательств нелегального переноса технологий нет, но взаимные подозрения будут только расти.
Угроза для слабых
Команды действительно могут использовать свои подразделения для обхода правил. Пока это только предположения, ведь ФИА не выявила никаких финансовых нарушений в сезоне 2022 года. После принятия новой директивы команды также не получили наказаний, но тут ещё надо подождать. Дело в том, что документ имеет обратную силу и распространяется на деятельность команд с 1 января 2023 года. А это значит, что коллективы не получат наказание прямо сейчас, но будут вынуждены скорректировать свои бюджеты, чтобы поместиться в лимит. А ФИА всё проверит уже по ходу сезона-2024.
В директиве федерации четко прописано, что команды должны будут указывать в расходах передачу подразделениям заданий, связанных с интеллектуальной собственностью. Но не это является реальной угрозой. В условиях технического и финансового контроля именно создание и передача знаний играют ключевую роль в развитии команд. Проблема заключается в том, что ограничить эти знания ФИА не может, а текущий финансовый регламент превращает их в роскошь, недоступную ряду команд.
Лазейка с инженерными подразделениями — угроза всему глобальному проекту по выравниванию сил команд. Если ФИА не справится с новым вызовом, то он может привести к сокращению обмена персоналом между коллективами, не говоря уже о том, что никто в хвосте пелотона просто не сможет позволить себе развернуть работу внешнего подразделения и таким образом получить те же преимущества, что и богатые конкуренты. Получается, ждём новых директив и поправок в правила?