Формулы-1 нет на российском телевидении уже два с половиной года, но её российский голос всё это время продолжает звучать – в формате обсуждений во «ВКонтакте». А физически комментаторская кабинка недавно переехала в спортбар — разумеется, под названием «Гаснут Огни». Там мы с Алексеем Поповым и встретились – чтобы обсудить трансляции без картинки, фильмы про Ф-1 и будущее Эдриана Ньюи.
«Я всю жизнь сам создаю контент, моя работа – это создание авторских прав»
— Алексей, поменялась ли специфика работы после вынужденной смены формата трансляций?
— Нет, мы делаем то же самое, предполагая, что люди где-то находят картинку и смотрят её. Сами мы её не транслируем из моральных соображений, но я прекрасно понимаю, что в наше время никто не будет слушать радиоэфиры. Хотя вначале, в самые первые эфиры в этом формате во «ВКонтакте», я думал, стоит ли сместиться в сторону радиорепортажа: проговаривать на каждом круге все отрывы, каждое действие каждого пилота, всё это бесконечное количество статистики. Потом понял, что это будет мало востребовано, так как подавляющее большинство всё это и так видит на своих экранах. Поэтому мы продолжили комментировать как бы под картинку, предполагая, что зритель смотрит гонку. Так что нет, подход не поменялся: ты всё так же что-то обобщаешь, по ходу анализируешь, шутишь и так далее, но не пытаешься вести радиорепортаж и озвучивать каждое событие.
— Ни разу не думали, раз уж всё равно легального способа смотреть гонки нет, всё-таки «прикрутить» картинку к своим трансляциям? Ваш футбольный коллега Филипп Кудрявцев, например, так и сделал.
— Это здорово, я понимаю… Но у меня никогда не было такой мысли, и я сейчас объясню почему. Одно дело — показывать что-то в моём баре, мною купленную картинку, за мои деньги. Это принципиальный для меня момент – я мог бы и её пиратить, но нет, всё равно покупаю. Пусть даже сейчас это сложно, приходится в несколько шагов оплачивать… Однако это моя позиция, пусть даже никто этого не узнает и всем плевать – но мне не плевать. Многие этого не понимают, многие с этим не согласны, но…
Вы знаете, мне пишут, что я, наверное, просто боюсь, что меня обратно в Ф-1 потом не пустят – однако я вас уверяю, там никого не интересует, кто что показывает. Более того, я уверен, что если кто-то откуда-то и будет следить, то и так подумает, что я их пирачу, потому что достаточно посмотреть на то количество пиратских групп, которые накладывают мой комментарий на картинку, ставят мою фотографию себе на аватарку, называются моими какими-то неофициальными прозвищами… Так что мне всё равно, кто что может подумать – я просто знаю, что этого не делаю, и всё.
— Вы ведь пытались с этим бороться?
— Я не пытался, там другие люди пытались. Но я с этим не борюсь. Ничего с этим сделать и не хочу – у каждого своя совесть. Я всегда привожу один простой пример: люди не выходят из магазина с едой, не заплатив за неё. Кто-то, наверное, лишь потому, что боится быть пойманным, но большинство так не сделает из-за своего воспитания. Я так воспитан, что так никогда не сделаю. Я покупаю всю музыку, например – до какого-то момента даже не по подписке её слушал, а покупал в коллекцию целые альбомы. Сейчас у меня есть все возможные подписки, и когда иду куда-то в наушниках и слушаю музыку – то я за неё заплатил. Я всю жизнь сам создаю контент, моя работа – создание авторских прав. Так что это моя принципиальная позиция.
— Если вдруг завтра всё изменится и Формула-1 вернётся на российское ТВ – вы сразу вернётесь на «Матч ТВ»?
— Я продолжаю сотрудничать с ТВ, для зрителей тут ничего не поменялось – прихожу и комментирую там регби, несколько гонок DTM в этом году…
— Вместе с Формулой-1 контракт с федеральным каналом разорвала, например, и футбольная французская Лига 1 – но с этого сезона она возвращается в Okko. Как вы считаете, есть ли шанс у Ф-1 вернуться в Россию по этому «запасному пути»?
— Понятия не имею, возможно ли это. Я не имею никакого отношения к контрактам.
— А сами вы за бесплатный показ, но с рекламой и, условно, только квалификаций и гонок, или пусть платный, зато весь уикенд в полном объёме, со студиями? Вряд ли сегодня кого-то пугают подписки…
— Было бы это лучше для меня? Ну, я, например, не хотел бы комментировать свободные заезды – но вот Володя Башмаков это очень любит. Ему нравится анализировать технические новинки, внимательно их изучать, ему как раз нужно много времени, чтобы описать, как они работают.
Что до студий… Если делать большое шоу в духе F1 TV – почему бы не сделать пул людей, которые обсуждали бы всё это до и после каждой сессии. Почему нет? Мы ведь уже привлекали к трансляциям Гран-при России Виталия Петрова, Сергей Сироткин приходил к нам на отдельные тренировки в Сочи.
Для болельщиков – вряд ли сегодня это препятствие, совершенно верно. Я сам подписан на огромное количество сервисов, не только на F1 TV – необязательно даже спортивных. Музыкальных, о чём я уже говорил, документальных, фильмов, сериалов…
Алексей Попов на Гран-при России 2014 года
Фото: РИА Новости
«Бросил смотреть Drive to Survive на пятом сезоне, не осилил»
— К слову о сериалах. Как вам Drive to Survive?
— Я бросил их смотреть в начале пятого сезона, не осилил. Посмотрел первые четыре, и, когда все уже начали их ругать, я их всё ещё защищал. У меня часто такое бывает, что что-то защищаю до последнего. Просто мне всегда обидно, потому что понимаю, сколько труда в это вложено. Я часто спорил и по поводу Формулы-1 – как она что-то делает, как показывает и так далее, поскольку изнутри вижу, какое количество людей делает это… Так же было и с Drive to Survive – да, я соглашался, что что-то там притянуто за уши, что-то неидеально, но в целом это здорово, это интересно, это привлекает болельщиков. Да даже мне было интересно — при том, что я в тот момент был в паддоке и знаком со всеми этими людьми. Однако в какой-то момент понял: да кого я обманываю? И вот четвёртый сезон уже с трудом досмотрел, а когда начался пятый, то посмотрел пару серий и на третьей, наверное, забросил. И когда вышел новый шестой… Короче говоря, уже больше полутора сезонов не видел и совершенно не жалею об этом.
При этом я запоем смотрел, когда австралийские суперкары несколько лет выпускали свой сериал, каждый сезон которого был полностью сосредоточен на какой-то одной команде. Я видел три, наверное, сезона – целый год они снимали внутри конкретной команды, и всё было очень здорово сделано, мне было ужасно интересно это смотреть.
Есть ещё сериал про Ф-2, он даже лежит на F1 TV. Я видел отдельные серии, но мне, как ни парадоксально, куда больше нравится то, что на своём YouTube-канале делает «Према» после каждого этапа – это такое роуд-шоу, нарезки того, что происходит в моторхоуме, на пит-лейн, с их пилотами, брифинги какие-то с инженерами… Смотреть внутреннюю кухню всегда интересно.
— А как вы относитесь к съёмкам фильма Брэда Питта прямо по ходу Гран-при?
— Давайте подождём и посмотрим, что получится. Мне, опять же, всегда хочется всех защищать, я изначально позитивно ко всем настроен, да ещё и жизнь меня научила: не дай бог кого-то приложишь в своих комментариях – тут же оскорблённые поклонники мне напишут, что я ненавижу их любимого гонщика. Просто потому, что всего лишь отметил какой-то его недостаток или что-то в этом роде (улыбается). Меня всё время, кстати, раньше обвиняли болельщики: Алексей, почему у вас нет плохих, все хорошие? Ну, во-первых, мера похвалы – это тоже мера. А во-вторых – люди очень чувствительны к малейшей критике в адрес их любимого пилота. Так что давайте дадим Питту, Брукхаймеру и их сопродюсеру Льюису шанс на объективную оценку с нашей стороны.
Все последние фильмы про Ф-1 – начиная с «Гонки» – были хорошими: «Гонка» — хорошая, «Лянча против Ауди» — чуть, может, слабее, однако в целом тоже неплохо, «Форд против Феррари» — с определёнными но, при этом тоже неплохой, и сам фильм «Феррари» очень хороший, на самом деле. Многие его просто не поняли, они, наверное, ждали там протоколы каждого круга, по секторам… Просто есть зануды, и с ними ничего не поделать – что ни сделай, всё равно им будет недостаточно. Это к вопросу об искусстве – я сам не большой любитель чёрных квадратов, однако понимаю импрессионизм, а некоторые признаю́т только фотографию. Причём я сам зануда, это понимаю – но с этим борюсь, а кто-то пестует всё это.
Самое интересное, что именно к «Феррари» я изначально был настроен негативно! Тут даже мой обычный адвокатский подход – «давайте дадим шанс» — не сработал, ему как раз давать шанс не собирался. Потому что меня очень раздражал актёр Адам Драйвер – из-за его глупейшей роли в «Звёздных войнах». Плюс его внешность… И я думаю: господи, ну какой Энцо Феррари, вы с ума сошли? Но – фильм получился классный, для взрослых. Не в плане 18+, а для тех, кто пожил чуть-чуть, кто видел и понимает живые человеческие отношения. И Драйвер меня убедил, что он хороший актёр, и он отлично там сыграл – ну, за какими-то вычетами, однако это неминуемо: кому-то что-то нравится, кому-то — нет.
— Активно выходят не только сериалы и фильмы, но и книги про Ф-1 – на русском языке…
— Да, и Наталья Фабричнова сейчас делает свой большой проект – но деталей от меня вы пока не узнаете. Вот как доделает – представит (улыбается).
— В 2018-м вышла ваша книга «Формула-1. Российский голос» — и вроде бы планировалось продолжение. Почему не стали продолжать?
— Я этой своей книгой очень недоволен, на самом деле. Так скажу: из всего, что сделал за 32 с лишним года уже (а с начала работы в «СЭ» все 33 уже) – это главная вещь, которой я недоволен. Не горжусь этой книгой, и каждый раз, когда мне приносят её и просят подписать, у меня смешанные чувства. Книга была не моей задумкой, меня очень долго уговаривали. И я как знал, что не надо было всё это начинать. Так что опыт показал мне, что продолжать не стоит, больше не хочу.
— Был ведь у вас и другой опыт: в конце 90-х вы вместе с тогдашним напарником Сергеем Ческидовым написали книгу «Формула-1. Из первых уст».
— И название, как вы понимаете, выбирал не я (улыбается). Полноценной книгой это не назвать, но да. Мы с ним тогда выпускали журнал «Формула-1+», который не пережил кризис 1998-го, однако мы решили продолжать. И отчёты о гонках сезона-1999 в итоге выпустили отдельной книгой – написали какое-то предисловие, но в целом это такой альманах по чемпионату 1999 года, 16 отчётов о гонках.
— Вы следите за книжными новинками в России? Качество переводов в последнее время выросло?
— Я читаю вообще всё, что у меня есть – я, кстати, свою коллекцию выставил здесь у себя в баре, можно прийти и почитать. И сам её пополняю, и люди приносят, что-то ставят — я сам это потом читаю с удовольствием. Что касается качества – ну, раз глаз не застревает на каких-то неровностях, значит, всё хорошо. Во всяком случае не помню, чтобы что-то мне прям бросилось в глаза.
«Норрис на лучшей машине из последних пяти гонок выигрывает одну. Где ж здесь потенциальный чемпион?»
— Этот сезон Формулы-1 – лучший за последние годы?
— А мы не берём в расчёт 2021-й? Там же была классическая интрига «плохой-хороший», причём стороны каждый для себя выбирал, исходя из личных соображений (смеётся). Так что нет – тот был лучше. А здесь – да, нам-то интересно, что много победителей, но широкой публике ты же не продашь, что вот есть один и куча других, которые, чуть-чуть друг другу мешая, карабкаются, чтобы с ним сразиться, однако он всё отдаляется… В моменте вроде бы то один, то другой быстрее, но лидер всё равно отдаляется. Так и есть же? Ты это не продашь. А вот в 2021-м… Так все голливудские фильмы ведь построены. Один – царь горы, а другой — молодой и дерзкий, и вот они до последнего бьются, и вот они сходятся в решающей схватке… И куда ж без трагической фигуры в лице Майкла Маси (улыбается).
— К слову, о судьях. Я назвал свой телеграм-канал о 90-х «Стоп-энд-гоу» — как дань уважения тому, что наказания тогда были по делу и действительно наказаниями. Вам по душе тот подход или нынешний, когда судьи изучают любой контакт?
— Я за то, чтобы всё было понятно. Что касается штрафов, то и тогда ведь гонщики, получая 10 секунд, оспаривали их. Вы на любое спортивное состязание сходите и послушайте, какие эпитеты у слова «судья» существуют (улыбается).
— В «Индикаре», например, есть «тихое» наказание в виде обмена позициями. Почему бы Ф-1 не перенять этот опыт?
— Но там всё тоже очень непоследовательно, на самом деле. Я видел, да, что болельщики почему-то считают, что там всё идеально и дают гоняться, но я вижу, что там тоже абсолютно непоследовательно наказывают. В Формуле-1 сейчас сразу два подобных эпизода было подряд, в двух разных гонках – когда Хэмилтон вернул позицию Сайнсу, кажется, а потом Ферстаппен – Норрису. Но и тот, и другой эпизоды – толком ведь ничего не было понятно! Не было решения судей «верни или штраф». Это команда сказала: «А вдруг нас накажут?» И всё это настолько непонятно, размыто и расплывчато… И мы ещё сразу после этого видим титр, что эпизод не требует расследования – но почему? Потому ли, что он уже вернул, или это команда зря подстраховалась, так как «состава преступления» не было?
А, кстати, это ведь оказало влияние на ход гонки, потому что эпизода с Пиастри не было бы, если бы Норрис застрял тогда за Ферстаппеном. Так что это действительно эпизод, который на самом деле повлиял на всё развитие гонки – мы же так и не поняли, «был ли мальчик» вообще? И ведь постфактум тоже не было объяснения — ну, вернул и вернул.
— «Макларен» поступил верно, отдав в Венгрии победу Пиастри? Неужели настолько не верят в то, что Норрис сможет побороться за титул?
— Им виднее. Говорите, ни один чемпион на месте Ландо победу бы не отдал? Ну так Норрис и не чемпион. Потенциальный? Который на лучшей машине из последних пяти гонок выигрывает одну? Где ж здесь потенциальный чемпион-то? Смотрите: ему сделали лучший болид. Когда Максу сделали лучший болид – он начал побеждать. Когда Льюису сделали лучший болид – он начал побеждать. Когда Феттелю… Когда Шумахеру… Я могу долго продолжать. А у «Макларена» последние гонок семь, наверное, лучшая машина. Где-то выстреливает «Мерседес», но в целом – да.
А вы смотрели Ф-2, где он гонялся с Расселлом и Албоном? Я не беру сейчас Леклера или Ферстаппена, потому что они были в другие годы и в других соревнованиях, а вот конкретно – эти трое в одном месте. И Алонсо, и Сенна, и Шумахер, и остальные – они выделялись. Ландо не выделялся на фоне Расселла и Албона, они все были хорошие быстрые ребята. Это не значит, что он не будет чемпионом – вполне возможно, у нас куча подобных примеров: Баттон, Хилл, Райкконен… Хотел сказать Масса, но нет. Я не говорю, что они не топ-пилоты, но они не доминаторы, вот я о чём.
— Как вы относитесь к попыткам Массы стать чемпионом через суд, кстати?
— Полнейшая глупость. При том, что он мне крайне симпатичен как человек, я много раз об этом говорил, однако вообще не понимаю всей этой истории. К тому же – ладно бы это команда Хэмилтона против него что-то намутила, но это была вообще третья команда, в одной конкретной гонке, которая была к тому же за это наказана. Мы даже не берём сейчас, что сама «Феррари» там напортачила. Я говорю о том, что можно так любую из гонок любого сезона взять и опротестовать по какой-то причине — и сказать, что именно её не хватает до победы, понимаете? Да и вообще – 15 лет спустя кулаками махать? Я не понимаю вообще такие истории.
— Главная трансферная новость летней паузы – Карлос Сайнс наконец-то определился с выбором. Переход из «Феррари» в «Уильямс» был хорош по меркам середины 90-х, но сейчас – это лучший для него вариант?
— Мы не можем судить об этом, не зная условий всех предложений. И машина… Мы даже не знаем, насколько быстр будет «Уильямс» в 2025-м, не говоря уже про 2026-й. Здесь вообще возможны сюрпризы.
Что касается возможного места в «Ред Булл»… Ну не Сайнса же возьмут. Зачем? Менять шило на мыло? Мы не знаем и об условиях этого контракта. Допустим, та же «Ауди» требовала от него гарантий, что он в течение нескольких лет никуда не уйдёт. А «Уильямс», допустим, готов отпустить в одну из топ-команд без отступных – и тогда человек в надежде на возможный «Мерседес»… Да мало ли – где угодно может освободиться место! Травма, скандал, надоело кому-то, и тот ушёл – сколько таких случаев мы уже видели?
Ну и деньги: это для нас они все миллионеры, а ему лично не всё равно, получить 5 или 10, три года или один. Зарплата или бонусы за результаты. Личные спонсоры — как они сочетаются с командой. Есть миллионы вещей, о которых мы даже не думаем, а для гонщика они очень важны. Так что я не удивлён, что он выбрал «Уильямс».
— Албону, должно быть, обидно, что его не считают лидером?
— Да, я читал эти слова Ваулза. Выразил ли он то, что думал, или это просто неудачная фраза… Но у Алекса задача от этого не меняется: он должен только сесть и объехать Карлоса, вот и всё.
— Жалеет ли сейчас Хэмилтон о переходе в «Феррари», как вы думаете?
— Мы не знаем, почему на самом деле он решил уйти, мы не знаем условий его контракта с «Феррари»… Я вот не уверен, что он жалеет. Опять же, вы делаете такой вывод, потому что последние несколько гонок «Мерседес» лучше, а «Феррари» чуть просела? Но даже в этом регламенте до конца 2025 года всё ещё может не раз поменяться, а уж про 2026-й мы вообще молчим. Поэтому не знаю, кто там о чём жалеет. Сайнс вот точно жалеет, что его не продлили в «Феррари», но в остальном нельзя ни в чём быть уверенным.
«Допускаю, что Ньюи вообще завершит карьеру»
— Вы удивлены, что Перес, вероятно, сохранит своё место до конца сезона?
— Очень удивлён. Я был уверен, что его уберут после Спа – но, судя по всему, нет. Думаю, там неспортивные какие-то истории – спонсорские или юридические, не смогли разорвать контракт или поняли, что неустойка будет очень серьёзной.
— Некоторые из коллег считают, что «Ред Булл» и не нужен сильный второй номер, потому что всё, что интересует команду – личный титул, а более высокое место в Кубке конструкторов только лишает команду часов работы в аэротрубе…
— Это полный бред. Кубок конструкторов – главное состязание для любой команды, безо всяких там но. Меньше часов работы в аэротрубе? Это не так важно. Всё, что важно – это место по итогам чемпионата. Для маркетологов – да, они «продают» личные титулы, и вот для менеджера Макса Ферстаппена очередная победа в чемпионате – это возможность заполучить ещё больше спонсорских контрактов. Хотя он и так рекламирует уже половину Голландии. Но для «Ред Булл» как для команды самое важное – это итоговая позиция в Кубке конструкторов, точка. Ни одна команда не будет работать на своё поражение.
— Но вот в 1999-м, например, «Феррари» выиграла Кубок конструкторов – и кто об этом помнит?
— Это вы можете об этом забыть на следующий день, а для них это было очень важно, они тогда получили свои финансовые результаты.
— Ещё немного про «Ред Булл». Конфликт Хорнера и Йоса развалит команду?
— Не знаю. Но наблюдать за этим интересно, да. Опять же, мы далеко не всё знаем и не всё слышим – а только то, что там хотят вынести на публику.
— Но один из важнейших винтиков механизма они уже потеряли – Эдриана Ньюи (с Алексеем мы разговаривали до известия о переходе Джонатана Уитли в «Ауди» — Прим. «Чемпионата»). Вы удивлены, что он до сих пор не определился с будущим местом работы?
— Да, очень. Я был почти уверен, что он пойдёт в «Феррари». Единственное – думал, что там был пункт в контракте, по которому они просто не имеют право раньше времени объявить об этом. Когда все стороны обожглись на ситуации с Хэмилтоном, где Тото Вольф, судя по всему, слил информацию в прессу, обидевшись на Льюиса… Именно поэтому там был такой странный пресс-релиз от «Феррари», совершенно неготовый, они раньше середины сезона и не думали объявлять о переходе, а пришлось срочно. И вот после всех этих историй я думал, что «Ред Булл» и «Феррари» договорятся между собой: вы объявляете после такой-то даты, а пока он спокойно у нас работает.
Теперь же я начинаю сомневаться. То слухи с «Астоном», то с «Уильямсом», то одно, то другое… Не знаю, игра ли это или человек правда не определился. С другой стороны – видите, он совсем не молод и при этом очень богат, титулован уже, и, возможно, у него просто нет мотивации любой ценой куда-то прийти. Допускаю, что он вообще завершит карьеру, именно потому, что всего уже добился. И если ему что-то сейчас не понравится или он увидит неуважение, попытки его обхитрить – ну зачем ему всё это надо?
Он и так суперзвезда, он выиграл в «Уильямсе», выиграл в «Макларене», выиграл в «Ред Булл», причём ещё и двумя периодами. Не факт, что ему в пятый раз удастся сделать доминирующую машину, которая будет несколько сезонов подряд на вершине. Стоит ли оно того? Ведь он мог бы отдыхать, пользоваться оставшимися дееспособными годами – он же любит активный отдых, у него большая коллекция машин. В 90 лет, условно, он уже не попилотирует на старом Нюрбурге быструю технику, так что у него не так много времени, чтобы пожить в своё удовольствие.
Понятно, что ему, наверное, интересно сделать машину [в рамках] нового регламента, но он как никто другой понимает, насколько сложно будет добиться успеха. И если он видит, что просто нет ингредиентов для этого, то, быть может, действительно никуда не пойдёт. Я раньше на такой вариант отводил процента два-три, а теперь уже 15-20 – но всё равно не 50, понимаете? Однако это мои личные ощущения.
— Но он всё ещё способен построить лучшую машину, на ваш взгляд?
— Это сложный вопрос. Я вообще не знаю, как мне к этому относиться. Потому что если мы посмотрим на, если хотите, счёт на табло, то вроде как действительно — всегда победные серии были у тех команд, где был Ньюи. Но это тоже натягивание совы на глобус, потому что у того же «Ред Булл» между периодами Феттеля и Ферстаппена было много лет в тени «Мерседеса». Достаточно было того, что те сделали супермотор под тот регламент, и никакой Ньюи с «Рено» ничего сделать не смог. Видите, один человек всё равно ничего не решает, Формула-1 – это сложный механизм.
Теперь вот у многих даже есть сомнения, что RB20 – полностью его заслуга. Я сейчас даже не о том, что десятки людей там работают – но вот говорят, что это Ваше настаивал на той концепции, от которой временно отказались на одной из машин в Венгрии и к которой опять вернулись в Бельгии. А Ньюи вроде бы настаивал на другой – и вот она не сработала, и отступили назад. Но так это или просто в Спа нужно меньше прижимной силы и они ещё вернутся к этому варианту в Сингапуре, например, мы не знаем.
Человек ведь так устроен, что ему удобнее мыслить какими-то штампами. Проще знать, что есть суперинженер Ньюи, чем хотя бы в общих чертах разобраться, как работает его машина. Может, он действительно гений, но так ли это – со стороны нам никогда не узнать.
«Ну как вы себе представляете, чтобы вот сейчас взять Мазепина?»
— Сейчас появились какие-то невероятные слухи про возможное возвращение в паддок Никиты Мазепина – его бывший босс по «Хайтеку» Оливер Оукс возглавил «Альпин».
— Но когда бывший босс Маслова Кристиан Хорнер пришёл в «Ред Булл», Виктор же не стал их гонщиком, правда? Ну да, Оукс был менеджером Мазепина. И это даёт ему какие-то плюсы – отличные от нуля. Я ничему не удивлюсь, но я думаю, что тот же Оукс вполне самостоятельный взрослый человек, и так же, как и Хорнер, он в первую очередь будет думать о собственной карьере.
Плюс мы не знаем планов де Мео и Бриаторе – продажа, полная ликвидация или только избавление от Вири-Шатийона (моторного департамента. – Прим. «Чемпионата»). Последнее само по себе ставит весь проект под угрозу, делая его, по сути, бессмысленным. Давайте не будем забывать, что в первую очередь это всё-таки мотористы. Поэтому «Альпин», покупающая моторы у других – зачем тогда всё? Так что, знаете, им бы здесь сначала разобраться с будущим команды, а уж потом думать о гонщиках.
Плюс – ну как вы себе представляете, чтобы вот сейчас взять Мазепина? Учитывая настрой, который там сейчас царит в нашу сторону.
— Ход был бы вполне в духе Бриаторе…
— Внутри мира Ф-1 – да. Но глобально все они подчиняются большим реалиям, и никто против этого, будучи в здравом уме, не пойдёт. Потому что это будет означать конец его личной карьеры. Вот и всё.
— За кого из наших гонщиков, выступавших в Ф-1, вам обиднее всего? Кажется, у всех четверых потенциал был сильно выше…
— За всех одинаково обидно, безусловно. Но в плане возможных перспектив, потенциала роста… Виталий Петров мог достичь абсолютно любых высот по своему таланту.
Сироткин оказался в «Уильямсе» в самый неудачный сезон – это факт. Год сюда-туда и… Я же говорю, про любого можно привести много аргументов.
— Хайп вокруг Антонелли и чуть в меньшей степени вокруг Бермана. Эти парни действительно так хороши?
— Командам виднее, понимаете? Мы ведь можем судить лишь по результатам в Ф-2, но это не показатель. Тот факт, что далеко не все чемпионы попадают в Ф-1, а попадая, не блещут, уже говорит о многом. Потому что считается, что машины одинаковые – и в целом это так – однако есть нюансы. Разные команды, разные инженеры, механики, тактика в конце концов…
Но только команды Ф-1, посадив их на симуляторы и в настоящую машину на тестах, могут получить о них реальное представление. Команды видят, как пилот работает, как коммуницирует – это тоже очень важно. Потому что если гонщик очень быстрый, однако при этом безбашенный и не может объяснить, почему так вышло, что он быстр – ничто не гарантирует, что, сев на более сложную технику, он сможет понять, что к чему, и воспроизвести эту скорость. Если он не умеет разговаривать с инженерами, доносить своё, слушать и слышать… При всей его скорости Цуноду никуда не берут, обратите внимание. И мы в эфирах иногда слышим почему. Человек с такими нервами навряд ли нужен топ-команде.
Мы вот не знаем, чего не хватило тому же Шварцману. Может, что-то было не так в его взаимоотношениях с Миком Шумахером, например.
Так что если «Феррари» так держится за Бермана, а «Мерседес» за Антонелли – при том что в Ф-2 они не в топе – значит, в обоих что-то есть. Вряд ли из каких-то маркетинговых соображений они это делают, правда?
— Но ведь всё это дискредитирует Формулу-2…
— Так было всегда. Некоторых вообще напрямую из Ф-3 брали, некоторых с пятых-шестых мест, при том что чемпионы оставались без места. То есть если человек заранее выстроил понятную для него, его спонсоров и команды, с которой он уже начал работать, стратегию, то результаты в младших сериях по большому счёту значения уже не имеют.
Сейчас просто это сильно заметно из-за смены машин, которая там редко происходит – и эта смена потопила «Прему», которая вообще-то суперколлектив. И, как назло, именно в этой команде в этот год оказались два парня, которые были на пороге в двух топ-командах Ф-1. Но точно так же эта система функционировала всегда, просто на неё меньше обращали внимание.
— «Према» сейчас заходит в «Индикар». Хороший запасной путь для тех, кто не дотягивает до Формулы-1?
— Это здорово, конечно. Чем больше машин, тем больше возможностей для пилотов. Запасной – ну, это смотря для кого. Посмотрите, там сейчас огромное количество скандинавов – шведов, датчан… Часть из Ф-2, часть из «Инди Лайтс» даже, то есть кто-то и не пытается через Европу зайти, они сразу туда едут.
— Один из них – Кристиан Лундгор – например, сказал, что считает Ф-1 перевёрнутой для себя страницей…
— Магнуссен тоже так говорил, однако ж, когда его позвали назад, он через долю секунды уже примерял сиденье в «Хаасе». И сейчас вот очень переживал, что его не продлили.
«Скучаю ли по паддоку? Я не наелся, нет, но я умею понимать и принимать»
— «Астон Мартин» — последняя команда в карьере Алонсо в Ф-1?
— Для любого другого, естественно, это было бы так. Но для Фернандо… Ему 43 вот уже исполнилось. А в начале последнего по текущему контракту сезона ему будет 46, вдумайтесь! Со времён Грэма Хилла такого не было, но тот в этом возрасте уже доезжал, а гонщики, которые ещё реально в такие годы за что-то боролись – это 1950-е, об этом мы в книжках только читали! Это послевоенные герои, которые ещё до войны гонялись, просто им не повезло и у них почти 10-летняя пауза была. Эпоха Фаджиоли, Виллорези, Трентиньяна, Широна. Когда ты смотришь фотографии, понимаешь, что это ближе к дедам уже. Это сейчас 46 ещё туда-сюда, а тогда в этом возрасте человек уже сильно был потрёпан жизнью, скажем так. А они гонялись. Так что Алонсо сейчас буквально возвращает те героические годы.
Самое забавное, что он ведь был одним из самых молодых, когда пришёл. То есть его карьера пронизывает всё, что только возможно. И я помню Спа, где он выиграл гонку Ф-3000 за команду «Астромега» — и помню, как был на пресс-конференции в маленьком старом пресс-центре. Он был в том здании, которое было на спуске от «Ля Сурс» к «Красной воде», сейчас там боксы Формулы-2. Поскольку там спуск идёт, то здание шло уступами, там было много лестниц внутри. Зал – три-четыре ступеньки, зал – ещё несколько ступенек, и так далее. И вот в одной из этих проходных комнаток был пресс-центр, и я помню, как сидел там. А тогда было не две гонки за уикенд, а одна и более длинная, в субботу; Формула-1 проезжала 300 км, а Ф-3000 — 200. И вот он был самым молодым, 19 лет, по-моему… Но тогда это казалось мегамолодостью, ни про какие 17, как у Ферстаппена или Антонелли, речи вообще не шло.
Опять же, мы в книжках только читали, что был такой новозеландец Майк Такуэлл, который в 19 лет дебютировал, однако толком этого не видел никто – всё в книгах по статистике тогда уже существовало. А тут – 19-летний парень уже на подходе, протеже Бриаторе, причём «Астромега» относительно скромная команда ещё была… Короче говоря, я просто помню визуально этот момент, и даже на фоне того сезона он выбивался. То есть там были признанные ребята, которые уже должны были бы выиграть – и вот этот парень, который выбивался из общего ряда. И следующий год – «Минарди», и понеслось, и до сих пор он здесь. И теперь мы с вами разговариваем, закончит он в 46 или нет! А представляете, если действительно нет?
Мне жаль, что у него всего два титула – каждый раз он оказывался не там, где нужно. И очень жаль, что не выиграл Инди-500: я ту гонку смотрел в моторхоуме «Макларена» в Монако после финиша. Причём там люди не только из «Макларена» были, пришли тогда все. Они устроили показ, флажки какие-то, постеры – дома у меня до сих пор один лежит… Рядом со мной тогда Боб Фернли сидел, который тогда «Форс Индия» руководил. Все болели за него, однозначно.
— Вы скучаете по паддоку?
— Вы знаете, мне 50. Я не наелся, нет, но я умею понимать и принимать. Хотя по Спа вот очень скучаю. В последний раз мы были на трассе в конце 2021-го – и у нас были на руках билеты в Бахрейн-2022… И в один день разорвали контракты с «Росгонками», с телевидением – и всё.
— «Гибель» «Сочи Автодрома» – трагедия для нас?
— Всё-таки трагедия – это очень громкое слово, но это очень неприятно. Я бы сказал так: во-первых, это не первая у нас трасса и не последняя, и к тому же не самая интересная с точки зрения конфигурации. Однако её гигантским преимуществом была погода, она была действительно всесезонной. Здесь это не фигура речи – в средней полосе зимой всё-таки обычно чуть-чуть другой «держак».
Зато у «Игоры» прекрасные перспективы – но это север. Мы сейчас не говорим о международных соревнованиях, давайте забудем о них пока. Мы говорим о внутренних чемпионатах, о наших пилотах. Гонки, отличные от Формулы-1 – это ведь тот же вид спорта: автомобиль, четыре колеса, двигатель (ну или электромотор) и гонщик. Ну а международные чемпионаты – никогда не знаешь, что будет завтра. Как отменили – так и обратно вернут, когда переменится ветер. Не стоит загадывать.
— Монако – всё ещё жемчужина чемпионата? Или с ним пора прощаться?
— Его нельзя просто взять и вычеркнуть из календаря, нет. Но я очень удивлён, что там до сих пор не воспользовались новым кварталом – после «Портье» можно было бы повернуть налево, сделать петлю по набережной, потом петлю в новый квартал и затем войти в туннель. В этом варианте изначальная конфигурация осталась бы целиком – то есть я даже не предлагаю заменить какую-то классическую часть, просто добавить участок. Естественно, это оживило бы трассу – появился бы полноценный прямик с нормальным торможением, было бы место для атаки. Вообще же, там есть несколько вариантов для изменения конфигурации, но этого почему-то до сих пор не сделали. Ну и плюс, конечно, вопрос в размерах машин.
— По каким-то трассам, покинувшим календарь, скучаете?
— По «Сепангу», да.
— А из утраченных? Мне вот, например, очень нравился старый «Хоккенхаймринг».
— Новый, на самом деле, тоже потрясающая трасса. Но в любом случае – они приняли такое решение, засадили старую трассу деревьями, там уже давно вырос лес, и никто теперь не будет вырубать обратно. Физически этой трассы больше нет вообще, что скучать теперь?
«Мы решали огромное количество проблем, которые возникали как снежный ком»
— Как у вас возникла идея пойти в ресторанный бизнес?
— Наверное, такая идея была у меня всегда. Что касается практического воплощения – то толчок произошёл, когда мы поговорили с Валентиной, нашим директором. Это человек с опытом работы в ресторанном бизнесе – я-то всю жизнь занимался спортом, для меня эта сфера деятельности была менее известной, скажем так. И когда мы вместе стали работать, то именно благодаря её опыту решили огромное количество вопросов по кухне, поставщикам, взаимодействию и так далее. И всё это было сделано в рекордные сроки: она говорит, что за годы своей работы никогда не слышала, чтобы так быстро открывался ресторан!
— Ещё одним толчком, наверное, была «отмена» Формулы-1 на российском ТВ?
— Да, возможно, с трансляциями на ТВ я бы до этого не дошёл – во всяком случае не сейчас.
— Однако «Гаснут Огни» — это ведь не только спортбар, но и ресторан?
— Да, и если вы внимательно посмотрите на вывеску, то там есть и третья составляющая: это ещё и рок-клуб. Что касается спортбара, то у нас уже вовсю идут трансляции, в том числе и наши собственные: болельщики Формулы-1 приходят и могут видеть, как это происходит. Здесь у нас комментаторская кабинка – естественно, за пять минут до начала мы закрываем жалюзи, но тем не менее болельщики вот, сидят совсем рядом. Мы даже их чуть-чуть слышим, несмотря на звукоизоляцию, однако это совершенно нам не мешает, наоборот.
Что же касается ресторана, то это действительно настоящий ресторан: у нас один из лучших шефов в Москве, полноценное меню. При всём богатстве общепита в столице есть такая статистика, что из каждых 100 заведений только в двух нет микроволновки. У нас её нет. Так что когда человек сюда приходит, он может быть уверен, что ему приготовят еду, к тому же от очень хороших поставщиков. За этим мы следим – за качеством продуктов, приготовления.
— Волнительно ли в 50 лет открывать новые горизонты?
— А мне некогда было волноваться. Как я уже сказал, мы в настолько сумасшедшем темпе всё делали… Работали днём, ночью, решали огромное количество проблем, которые возникали как снежный ком – и которых никто не ожидал! И за день до открытия они продолжали возникать. С точки зрения выброса адреналина – знаете, уж на что я привык, когда за минуту до эфира на стартовой решётке ничего не работает, и тебе кажется, что всё… Нет, я только здесь это познал (смеётся). Когда отключается электричество, всё протекает, не работает половина оборудования, уже настроенное разваливается… Но тем не менее мы справились.
— Ресторан сейчас занимает всё ваше время?
— Да, я вовлечён в его работу на 100%, 24 часа в сутки этим занимаюсь. Одновременно с этим 24 часа в сутки продолжаю заниматься гонками, так что в сутках у меня теперь 48 часов (улыбается).
Алексей Попов
Фото: РИА Новости
— На прямых трансляциях Ф-1 у вас всегда аншлаг?
— Здесь всего 70 посадочных мест, и у нас полная запись на все гонки до конца этого сезона, нет ни одного свободного места, включая места за баром. И в листе ожидания ещё несколько десятков человек! На квалификации по субботам какие-то единичные места ещё остались, но тоже только за баром.
Другие события собирают меньше зрителей, конечно. Хотя и на записи старых гонок достаточно много людей приходит. Мы уже посмотрели Венгрию-92, Бельгию-92, Бельгию-98… Мне самому очень интересно пересматривать, кстати.
— На ТВ ностальгия бы не сработала?
— Да, я по-прежнему считаю, что на телевидении это точно никому не было бы интересно. Здесь-то неполная посадка, и это в 15-миллионном городе… Так что в эфире ТВ гонки прошлых лет не собрали бы никакого рейтинга, к сожалению.
Но сегодня и любимая вами «Хроно» была бы никому не нужна – просто потому, что благодаря интернету стало очень много контента. Однако я об этом не жалею, двигаюсь вперёд. Раньше и журналы были востребованы, а теперь вы можете прочитать все новости через пять минут сразу в сотне источников. Плюс размыта грань между журналистом и комментатором – я сейчас имею в виду тех, кто строчит комментарии под статьями. Каждый имеет своё мнение, каждый спорит с каждым, люди забывают правила просто вежливого человеческого общения… Журнальные статьи сегодня ни у кого уже не вызывают ни пиетета, ни восторга.
— Вижу в программе и матчи футбольного «Торпедо». С удивлением узнал в прошлом году, что вы являетесь их болельщиком.
— У меня папа всю жизнь болел за «Торпедо», а бабушка – в хоккее – за «Спартак». Так что у меня три команды в трёх видах спорта, за которые я болею: это «Торпедо» в футболе, «Спартак» в хоккее и «Слава» в регби. Как видите, меня трудно обвинить в глорихантерстве (улыбается). Все три команды звёзд с неба не хватают. У «Спартака», правда, вот был неожиданно очень хороший сезон – и состав хороший, и шли хорошо. До финала Кубка Гагарина всё равно не добрались, но тем не менее. «Торпедо» пару лет назад вышло на один сезон в Премьер-Лигу, однако сразу ушло обратно – но я по возможности хожу на матчи, поддерживаю их. Ну и «Слава» тоже, мягко говоря, не среди лидеров.