Четырёхкратный вице-чемпион Формулы-1 Стирлинг Мосс посоветовал Фелипе Массе не спешить с возвращением за руль болида и привёл в пример себя. В 1962 году в Гудвуде он попал в тяжёлую аварию и получил повреждения головы. Спустя год он вернулся в Гудвуд на тесты, но понял, что у него не было прежней быстроты реакции, и он принял решение завершить карьеру. Теперь Мосс считает, что ему нужно было подождать ещё пару лет перед возвращением за руль.
«Фелипе, не спеши, всему своё время.
Однажды я уже вернулся года на два раньше, чем должен был. Это было глупо, но я вернулся, потому что каждую неделю пресса писала: „Стирлинг, ты вообще будешь гоняться?“, и я, конечно же, отвечал себе: „О Господи, да, конечно, я хочу гоняться“.
Но важно вернуться в правильный момент. В наше время не было таких людей, как Сид Уоткинс (профессор, многолетний медицинский делегат FIA. — Прим. „Чемпионат.ру“). Их просто не существовало. Если посмотреть назад и увидеть общую картину, то очень легко говорить разные вещи, но в то время у нас просто не было людей вроде Уоткинса. Если бы такие люди существовали в спорте, то я уверен, что прислушался бы к ним. Но в реальности же прислушиваться было не к кому, только к себе. Доктора сказали, что физически я готов, и я знал это, но у меня не было концентрации. И ситуация была совершенно не та, что сейчас, потому что те люди не были связаны с гонками.
Из-за того что выходило много статей и всё в таком духе, я чувствовал, что мне нужно принять решение. На меня оказывалось давление, но в самом приятном смысле этого слова. Так что год спустя я отправился в Гудвуд, и мои времена были почти такими же, как и до аварии. Я отставал всего на одну-две десятых. Но видел, что психологически я не мог сконцентрироваться. Я входил в повороты и просто заставлял себя концентрироваться. Я думал: так, сейчас я выхожу на прямую, здесь начинается круг… Я всё тщательно вырабатывал, в то время как в обычной ситуации я просто сел бы в машину и ехал. Я бы всё делал на автомате, компенсировал бы потери, а если что-то не сработало, то я бы удивился. А мне приходилось думать обо всём. Автоматика пропала, и я принял осознанное решение. Я подумал, что мне пора завязать.
Посмотрим, как всё сложится у Фелипе. Обычно трещину в черепе залечивают шесть недель. Если бы я был хирургом, то полностью убедился бы в том, что её залечили, прежде чем пускать его за руль, рискуя получить ещё одну.
Нужно, чтобы его сканы полностью пришли в норму. Передняя левая лобовая часть черепа получила серьёзные повреждения, и требуется время, чтобы полностью их залечить. Я думаю, что это займёт время около двух месяцев. А когда эти проблемы будут решены и Фелипе уже увидит, что почти готов вернуться за руль, нужно пройти тест на неврологическую функциональность. Такие повреждения могут нанести реальный ущерб, и требуется настоящий эксперт, чтобы провести диагностику.
Прежде чем вернуть человека за руль такой машины, как болид Формулы-1, нужно знать всё досконально. Думаю, для того чтобы все эти критерии сошлись, потребуется никак не меньше двух месяцев», — цитирует Мосса Independent.