Показать ещё Все новости
Не стреляйте в Амаре
Павел Хрусталёв
Амаре Стаудмайр
Комментарии
Амаре Стаудмайр безрассудным поведением подвёл товарищей по "Никс", но заслужил ли он, чтобы в него бросали камни? Корреспондент "Чемпионат.com" призывает не торопиться с критикой в адрес форварда.

Очевидно, что Амаре Стаудмайра уже можно признать одним из главных неудачников этого розыгрыша плей-офф. В тот момент, когда он начал избивать огнетушитель, была подведена черта под его первыми двумя годами пребывания в «Нью-Йорке”. Это был не жест отчаяния, связанный с неудачно складывающейся серией, — это было вымещение злости за всё то, что случилось с ним за период, проведённый в Большом Яблоке.

Он пришёл побеждать, и первые его слова звучали так: „Я приехал сюда, чтобы вместе с командой вернуть “Никс” былую славу”. Он не „перевозил таланты”, не рассуждал о себе как о наёмнике, который приехал выиграть несколько колец, чтобы было на что любоваться в старости. В конце концов, он даже не преследовал цели чаще появляться на национальном телевидении. Амаре хотел не только побеждать — он хотел стать символом возрождения “Нью-Йорка”, команды с богатейшей историей. Этот факт полностью развенчивает тот миф, согласно которому Стаудмайр ушёл из „Финикса” ради того, чтобы избавиться от влияния Стива Нэша и доказать, что может быть первой скрипкой в команде-контендере. Во-первых, ни один игрок по своей воле не уйдёт от Стива Нэша, и тем более тот, который именно благодаря канадцу стал звездой. Во-вторых, Амаре всегда интересовали только победы. Стиль имеет значение, лидерская роль тоже, но титулы должны быть превыше всего – вот баскетбольные принципы Стаудмайра.

Безусловно, Амаре честолюбив. Периодически он выражает недоумение, вопрошая о том, почему же Крис Бош считался более ценным свободным агентом летом 2010 года, если сам Амаре добился в “Финиксе” таких успехов, которые Бошу и его „Торонто” даже не снились. Вопрос тонкий, но дело здесь, как представляется, в специфичности игры Стаудмайра. Бош, как в какой-то степени и Бузер, бывший на том же рынке свободных агентов, — достаточно разносторонние игроки. То есть их можно ставить в разные системы, и в каждой они будут приносить пользу. Они могут брать подборы, могут сносно защищаться, как индивидуально, так и командно. Известно, что защита, подбор, нападение – вот та триада умений, которая должна быть в наличии у любого хорошего “большого”.

Амаре не такой. Он сменил шесть школ, попал в НБА, преодолел бедность, помог своей матери избавиться от алкогольной зависимости, и всё это стало возможным для него благодаря одной вещи – атаке. Благодаря ей же уже упоминавшийся Стив Нэш назвал Амаре самым талантливым баскетболистом, с которым он когда-либо играл в одной команде, а ведь партнёрами Стива в разное время были такие игроки, как Дирк Новицки, Джейсон Кидд и Кевин Джонсон. Да, игрой Стаудмайра спиной к кольцу можно пугать маленьких детей в Аризоне и Нью-Йорке, но пока с ним его скорость, первый шаг и бросок, он будет звездой, но при ещё одном условии- если эти феноменальные качества будут правильно использоваться.

Делается ли это в „Нью-Йорке”? Мне кажется, что если вы управляете командой, базирующейся в самом престижном городе мира, играющей на самой популярной спортивной арене мира (а “Нью-Йорк» последний раз выигрывал матч — не серию, а всего один матч — плей-офф, когда Иману Шумперту было всего 10 лет), то вам стоит призадуматься о том, что пару раз за это время вы свернули в неправильном направлении.

Чтобы быть эффективным, Амаре нужен мяч. Сейчас же он может получить его только в том случае, если возьмёт подбор. Я далёк от мысли считать, что если лидер вашей команды Кармело Энтони, то вам стоит либо требовать обмена Кармело, либо уходить самому. Энтони – один из лучших игроков лиги, но нужно понимать, что рядом с ним могут быть только игроки, не претендующие на звёздный статус. Это может быть отменный разыгрывающий — ментор вроде Чонси Биллапса, это может быть толпа снайперов, заходящих внутрь трёхочковой дуги исключительно в дни больших праздников, это может быть элитный оборонительный игрок вроде Тайсона Чендлера. Но его напарником ни в коем случае не должен быть Амаре Стаудмайр. История вообще знает не так много примеров удачных связок третьего и четвёртого номеров. Пожалуй, вспоминается только знаменитая пара из предпоследнего чемпионского поколения «Селтикс”, но нельзя забывать о том, что Ларри Бёрд – лучший, а Кевин Макхейл – один из пяти лучших игроков на своей позиции за всю историю игры. Если бы в лиге не было Дуэйна Уэйда, мы могли бы наблюдать за великолепным дуэтом Леброн Джеймс – Крис Бош, но, опять-таки, Леброн по окончании карьеры наверняка будет считаться вторым по значимости лёгким форвардом за всё время существования баскетбола. Перед началом сезона ходили разговоры о том, что Кармело собирается играть „пойнт-форварда”, то есть заниматься в том числе и розыгрышем мяча, что всегда как раз и отличало от других игроков данной позиции Бёрда и Леброна. Но при всём неоспоримом таланте, при уникальных снайперских способностях Кармело никогда не был и никогда не будет универсальным игроком. Если продолжать проводить аналогии с восьмидесятыми, то он куда больше похож на Эдриена Дэнтли или на Доминика Уилкинса – великолепных и ничего не выигравших “скореров”, но от Ларри Бёрда у него есть только усики, да и те другого цвета.

Такие игроки, с поправкой на уровень игры и время выступлений, тоже могут выиграть чемпионат, и классическим примером здесь выступает звезда „Голден Стэйта” 70-х Рик Бэрри. Но для этого им нужно соответствующее окружение и подходящий тренер. Если вторую часть задачи руководство “Нью-Йорка” с грехом пополам решило и теперь Кармело может все дни напролёт играть свои любимые „изоляции” без оглядки на скамейку запасных, то в успешное выполнение первой части верится с большим трудом.

Амаре должно было быть особенно обидно в тот момент, когда его кулак соприкасался с огнетушителем, потому что он в последние два года всё делал правильно, даже если принятие тех или иных решений давалось ему тяжело. Владелец “Финикса” Роберт Сарвер предлагал ему максимальный контракт на 120 миллионов, но гарантированны были только 80 из них, ввиду многочисленных травм Стаудмайра и последующих микрохирургических вмешательств. Таким образом, Амаре не стал продлевать контракт с аризонцами, хотя ему этого хотелось. Он ушёл от своего любимого партнёра и перешел в „Нью-Йорк” к своему любимому тренеру, после чего сразу стал лидером самой симпатичной на тот момент команды лиги (весьма примечательно, кстати, то обстоятельство, что из трёх худших владельцев лиги Амаре успел поработать с двумя). В период с октября 2010-го по февраль 2011-го он был всем для “Нью-Йорка” — Бернардом Кингом и Патриком Юингом в одном флаконе, но затем всё изменилось. Амаре не стал жаловаться на судьбу и хотел по-прежнему приносить команде максимальную пользу, пусть даже для этого ему бы и пришлось находиться в тени Кармело. Стаудмайр – не эго-маньяк, он всю жизнь был игроком, дополняющим главную звезду команды. Но одного желания было недостаточно, и вскоре после перехода Кармело в жизни Амаре началась чёрная полоса, продолжающаяся по сей день. Травма; ранний вылет из плей-офф; локаут (который не позволил провести лишнее время в тренировочном лагере и всё-таки попробовать сыграться с Кармело); ещё одна травма; „Линомания”, которая дала всем ложное осознание того, что ни Энтони, ни Стаудмайр команде не нужны; гибель старшего брата; увольнение Майка Д’Антони; взлёт Кармело в марте-апреле благодаря игре на родной для Амаре позиции; поражение в первых двух матчах плей-офф и практически никаких шансов на выход в следующий раунд.

Конечно, он был неправ, начиная неравный бой с огнетушителем и подводя команду. Но из всего нынешнего состава “Нью-Йорка” Амаре меньше других заслужил упрёков в безразличном отношении к делу и как никто пострадал от жизненных обстоятельств и отсутствия логики в решениях руководства „Никс”. Ведь, говоря о Стаудмайре, мы никогда не должны забывать о его характере победителя и желании любыми средствами помогать своим партнёрам в достижении общих целей. Если же вам всё-таки хочется найти человека, виновного в постоянных неудачах “Нью-Йорка” последних лет, то вы без труда сможете отыскать гораздо более подходящие кандидатуры на эту незавидную роль.

Комментарии