На протяжении многих лет в различных видах спорта ведутся бесконечные споры о том, что же первично: красота игры или результат. Сторонники каждой точки зрения выдвигают убедительные аргументы в свою пользу и напрочь отметают доводы оппонентов. В текущем сезоне НБА эта дискуссия вспыхнула с новой силой благодаря «Хьюстону».
«МОУРИБОЛ» ВО ВСЕЙ КРАСЕ
Игра «Рокетс» начинает раздражать всё больше и больше. Их рабская преданность идеям «Моурибола», смотреть который так же интересно, как «Иронию судьбы» в новогоднюю ночь, сделало нападение команды самым предсказуемым в НБА. «Хьюстон» уничтожает соперников самыми эффективными баскетбольными методами: бросками из-под кольца, трёхочковыми и штрафными. При этом атаки со средней дистанции практически не используются.
«Хьюстон» уничтожает соперников бросками из-под кольца, трёхочковыми и штрафными. Атаки со средней дистанции практически не используются".
В текущем сезоне «Рокетс» являются единственной командой лиги, сразу два игрока которой – Дуайт Ховард и Джеймс Харден – входят в топ-5 по среднему количеству выполненных штрафных бросков за игру. Один из самых одарённых атакующих баскетболистов мира Харден свёл свой арсенал к одному приёму: он молниеносно врывается в «краску» и умело провоцирует соперников на нарушение правил, используя различные телодвижения, взмахи рук и чёрную магию. «Бородач» выполнил на 15 штрафных больше, чем Коби Брайант, чья склонность к зарабатыванию на себе фолов находится чуть ниже наркотической зависимости.
Харден выполняет около 11 штрафных бросков за матч, Ховард – 10. С чисто эстетической точки зрения лучше уж смотреть, как Брайант с маниакальным упорством, невзирая на количество неудачных попыток, делает очередной шаг в погоне за Майклом Джорданом, чем наблюдать за Харденом и Ховардом, которые зарабатывают фолы, снова ищут контакт и зарабатывают фолы опять.
А ещё в «Хьюстоне» есть наиболее полно соответствующий званию «плохого парня» Патрик Беверли, который напоминает бегающее на пружинах устройство для симуляций и норовит исподтишка ударить оппонента по ногам. Он является типичным представителем категории игроков, которых ненавидят все, кроме болельщиков их команд.
Стоит ли фанам «Рокетс» расстраиваться из-за такого имиджа своей команды? Совершенно нет. Во-первых, сезон только начался и стартовый график у техасцев был не из лёгких. Во-вторых, несмотря на кризис игры в нападении, выразившийся в неприглядной победе над «Оклахома-Сити» и такое же унылое поражение от зубодробительного «Мемфиса», «Хьюстон» идёт в лидерах чемпионата. А раздражение могут вызывать только хорошие команды.
Знаете, почему плохие команды никогда не раздражают? Потому что на них можно не обращать внимания. А «Рокетс» представляют собой образец противоречия между эстетикой и эффективностью игры в баскетбол. Они стали новой версией «плохих парней», хотя вернее будет назвать их «помешанными на статистике парнями». С той лишь разницей, что у «Хьюстона» есть центровой, которого дважды за месяц назвали «киской» элитные игроки игры.
ФУТБОЛЬНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ
Вышеупомянутое противоречие свойственно многим видам спорта, но особенно ярко проявляется в футболе, в истории которого было немало выдающихся чемпионских команд, которые по разным причинам обвиняли в том, что они «убивают» игру.
В конце 50-х прошлого века миланский «Интер» стал известен или, скорее, печально известен благодаря своему стилю, получившему название «катеначчо». Использовавшая его команда закрывалась на своей половине поля и высасывала атакующую энергию из соперника. Характерной чертой катеначчо было наличие дополнительного защитника, либеро, который занимал позицию позади остальных игроков задней линии и подчищал их ошибки. Легенда гласит, что один из первых либеро «Интера» Ивано Блазон проводил на поле линию и говорил форвардам соперника, что дальше неё они не пройдут. В сезоне-1952/53 «Интер» выиграл чемпионат Италии, пропуская меньше одного гола за игру и забив на 30 мячей меньше занявшего второе место «Ювентуса».
«Возглавив «Нью-Йорк», Пэт Райли решил, что раз уж «Никс» не способны на красивую и зрелищную игру, то нужно втоптать эту красоту и зрелищность в паркет и для верности дать ей пару раз локтем в лицо».
Можно себе представить, насколько интересно было смотреть за такой игрой, в которой одна команда почти не покидает своей половины поля, изматывая форвардов соперника, и в результате единственной контратаки добывает победу со счётом 1:0. Это как если бы в боксёрском поединке один из соперников постоянно входил в клинч, пытаясь ударить оппонента в коротких промежутках между ними. Разница лишь в том, что в боксе арбитр может прервать такой клинч и развести бойцов в стороны, а в футболе – нет.
Но, несмотря на презрение и отвращение к катеначчо со стороны большинства болельщиков, оно принесло «Интеру» три титула чемпионов Италии, два Кубка европейских чемпионов и два Интерконтинентальных кубка. После того как в финале Кубка чемпионов 1967 года «Селтик» всё-таки одолел миланцев 2:1, футбольный мир охватило ликование, а испанская газета Mundo Deportivo разразилась восторженной тирадой:
«Это было неизбежно. Рано или поздно «Интер», как символ катеначчо и антифутбола, должен был заплатить за отказ от зрелищной игры».
И «Интер» действительно заплатил, но предварительно пополнил свой клубный музей внушительной коллекцией трофеев.
НЕ ПЕРВЫЕ И НЕ ПОСЛЕДНИЕ
В НБА конфликт между зрелищностью и эффективностью игры лучше всего иллюстрируют «скучная эра» «Сан-Антонио» в середине 2000-х и «плохие парни» из «Детройта» на стыке 80-х и 90-х прошлого века. Те «Пистонс» Айзейи Томаса, Джо Думарса и Билла Лэмбира стали доминировать в Восточной конференции, просто выбивая дух из каждого, кто осмеливался приблизиться к их кольцу, и вынуждая судей фиксировать фол чуть ли не после каждой атаки соперника. В таком стиле они добились всеобщего презрения и двух чемпионских титулов подряд в 1989 и 1990 годах.
За лишённый всякой зрелищности баскетбол в прошлом десятилетии «Спёрс» много и нередко обоснованно обвиняли в том, что они превращали просмотр июньских матчей в растянутый на два часа приём снотворного, который разбавляли лишь спровоцированные Брюсом Боуэном вспышки ярости. И даже игра молодого Леброна Джеймса не спасла финальную серию 2007 года от усыпляющего эффекта «Сан-Антонио». Из десяти финалов НБА с самыми низкими телевизионными рейтингами за всю историю лиги «Спёрс» играли в четырёх. При этом не приходится сомневаться в том, что для их болельщиков чемпионские баннеры под сводами арены значат больше мнения остальных о зрелищности игры их любимцев. Кроме того, в настоящий момент «Сан-Антонио» является одной из самых интересных команд в НБА.
Можно ещё вспомнить о «Нью-Йорке» 90-х. Возглавив его, Пэт Райли сделал основную ставку в нападении на звёздного центрового Патрика Юинга и решил, что раз уж «Никс» не способны на красивую и зрелищную игру, то нужно втоптать эту красоту и зрелищность в паркет и для верности дать ей пару раз локтем в лицо. На матчи «Нью-Йорка» было страшно смотреть, их называли разрушителями баскетбола, а НБА под влиянием этого изменила правила, запретив защищающимся касаться атакующего игрока двумя руками. Но стали ли от этого менее яркими воспоминания о беспощадных боях в плей-офф в Восточной конференции с 1989 по 1991 год? Нисколько.
Нынешние «Рокетс», подчиняющие свою игру соображениям эффективности, просто повторяют путь предшественников, используя ту тактику, которая даёт им наибольшие шансы на победу. Но благодаря тому, что они используют при этом ум, а не силу, «Хьюстон» в какой-то степени стал антиподом «плохих парней». Глядя на то, как Харден методично зарабатывает на себе фолы, Беверли провоцирует соперников, Ховард доводит до бешенства даже всегда спокойного Дюранта, а Моури считает себя самым умным в лиге, невольно задумываешься о том, насколько для зрителя важна красота спорта. А победы между тем будут в почёте всегда. Поэтому «Рокетс» и их болельщикам нужно просто делать то же самое, что и все ненавидимые со всех сторон команды до них: гнуть свою линию до конца и получать от этого удовольствие.