Танцор Фриско. Как для Карри мяч заменяет Волочкову
Андрей Дзюба
Стивен Карри
Комментарии
Тщательно изучив технику Стивена Карри, профессиональные хореографы пришли к выводу, что он вполне мог бы сделать карьеру в балете.

На данный момент «Голден Стэйт» с его продолжающейся рекордной серией побед выступает главным законодателем мод в НБА, а ключевым исполнителем команды, несомненно, является разыгрывающий Стивен Карри. Действующий MVP прошлого сезона за первый месяц нынешнего чемпионата успел побить ряд снайперских рекордов, в частности реализовав 77 трёхочковых в ноябре.

Зашкаливающая популярность лидера «Уорриорз» привлекла к нему внимание на первый взгляд весьма далёких от спорта людей – балетного танцора Тараса Домитро и хореографа оклендской труппы Грэма Ластига. Взглянув на манеру игры Карри через призму своей профессии, они пришли к поразительным выводам. И теперь с лёгкой руки балетмейстеров Стивен может добавить в своё резюме ещё один неофициальный титул – артист от баскетбола.

Лёгкость движений

«Первое, на что я обращаю внимание, когда смотрю за игрой защитника «Голден Стэйт», – это невероятная координация движений рук, ног и контроля мяча. Мы в балете не используем мяч. Мы танцуем с женщиной. Но Карри ведёт мяч таким же образом, каким мы направляем партнёршу на сцене», – проводит необычную параллель Домитро.

С каждым трёхочковым или проходом с разворотом вокруг своей оси он выходит за рамки спорта, превращая паркет в театральную сцену. Эстетическое удовольствие от игры Стивена во многом происходит от того, к чему особенно стремятся все танцоры – чтобы их композиции выглядели не требующими усилий.

«Зрители не хотят видеть напряжение и боль на лице исполнителей, когда они завершают свои композиции. Никому не понравится наблюдать искажённые лица и понимать, что артист с трудом доводит свой номер до конца.

Вот и по Карри не скажешь, что он прилагает большие усилия. Конечно, это не значит, что ему всё даётся очень легко. Просто по нему не видно, каких трудов это стоит. Вот в чём заключается главный секрет его шарма», – поясняет Ластиг.

Контроль своего тела

Особый восторг у балетмейстера вызывает умение лидера «Уорриорз» контролировать собственное тело. В качестве примера он приводит эпизод из матча против «Детройта», в котором Стивен вначале дриблингом обыграл одного оппонента, а затем сумел в прыжке к кольцу поворотом корпуса уклониться от столкновения с другим и, одновременно переложив мяч с одной руки на другую, отправить его в цель от щита.

«Он выглядит как волшебник, жонглирующий мячом, паря в воздухе в метре от земли», – не может сдержать восхищения хореограф.

Врождённый артистизм

Карри выглядит, как волшебник, жонглирующий мячом, паря в воздухе в метре от земли.

Когда танцоры выполняют па с оборотами вокруг своей оси, пересекая сцену, они полагаются на центростремительную силу, которая направляет энергию к центру вращающегося объекта и помогает удержать равновесие. Однако для того, чтобы вращаться в полёте на такой высоте, артисты также должны обладать недюжинной силой. Карри владеет именно таким типом силы, причём она особенно заметна не в момент прыжка, а во время приземления после него.

«Намного проще выпрыгнуть вверх, чем исполнить какое-то движение и полностью контролировать своё тело, опускаясь вниз. А ведь Стивен даже не пытается осознанно сделать это эффектно. Тренер не учит его, как красиво приземляться, но он это делает. Это врождённая координация. Его тело как будто само знает, что делать в воздухе и при приземлении», – поражается Ластиг.

Тело как инструмент

Каждый элемент в балете требует особых, отточенных сотнями часов навыков, но в основе всех движений в воздухе лежит одно и то же упражнение – сгибание колен, известное как плие. Танцоры сгибают колени и перед прыжком, и готовясь приземлиться. Такое положение призвано обеспечить баланс и сделать туловище более эластичным. Можно с уверенностью утверждать, что в НБА лишь единицы исполняют плие более грациозно, чем Карри, чье длинное и стройное тело само по себе выглядит элегантно.

Любой эффектный момент выступления как спортсмена, так и артиста является плодом многолетних тренировок. Иногда такие эпизоды выглядят спонтанными, но на самом деле они крайне редко получаются случайно. Танцоры упражняются по шесть-семь часов в день, а на пик карьеры часто выходят после 10-15 лет занятий. Как и в балете, в качестве основного инструмента в баскетболе используют собственное тело. А техника движений и точность бросков достигается ежедневной кропотливой работой.

«В распоряжении спортсменов есть те же колени, те же ноги, те же плечи, те же запястья – и это всё, что у них есть. Поэтому им тоже нужно бережно относиться к ресурсам организма, чтобы максимально использовать их», – сравнивает балетмейстер.

Предматчевая разминка

Ластиг обращает внимание на один из элементов традиционной предматчевой разминки защитника «Голден Стэйт», когда он бежит от центра площадки к лицевой непосредственно перед стартовым вбрасыванием. Этот простой ритуал приоткрывает завесу над теми физическими упражнениями, которые Карри делает ежедневно.

«Танцоры постоянно так делают. Когда они за кулисами ожидают выхода на сцену, то подпрыгивают, растягиваются и повторяют определённые движения — как правило, те, которые им нужно исполнять чаще всего. Так происходит всегда. И у Стивена то же самое», – вновь удивляется выявленному сходству хореограф.

Создаётся впечатление, что Стивен движется немного в другом измерении по отношению к другим игрокам.

В ритме дриблинга

Но хотя и танцоры, и спортсмены много тренируются, баскетболисту нужно ещё и обладать способностью импровизировать. Для игрока задней линии это, например, означает умение обыграть оппонента, вначале усыпив его бдительность несколькими монотонными переводами мяча между ног, а затем резко сорваться с места и умчаться от него. Так и Карри постоянно нужно изобретать что-то новое практически в каждом противостоянии с соперником.

«В том, как работает тело Стивена, заметно особое чувство ритма. Создаётся впечатление, что он движется немного в другом измерении по отношению к другим игрокам. Думаю, это следствие присущего ему невероятного сочетания скорости, мощи и контроля своего тела – фантастического контроля! И это именно то, чего добиваются от танцоров», – говорит Ластиг.

Грация празднования

Для создания качественного балетного спектакля необходима слаженная работа всего сообщества танцоров, оркестра, рабочих сцены и даже зрителей. Точно так же и баскетбольный матч превращается в театральное представление с помощью всех его участников.

«Даже самые гениальные танцоры не смогут создать зрелище без кордебалета», – уверен Домитро.

Тот же принцип относится и к защитнику «Голден Стэйт» с поправкой на то, что в роли его партнёра, как правило, выступает оппонент. И подчас даже кажется, что они оба намеренно играют на публику.

В той же встрече с «Пистонс» после эффектного данка Харрисона Барнса стоявший на своей половине Карри отпраздновал успех товарища, несколько раз подняв руки по сторонам вверх и опустив вниз, будто в полёте. Даже это он сделал поразительно грациозно.

Сейчас Оклендская балетная труппа работает над постановкой «Щелкунчика». Ластиг уверен, что баскетбольная подготовка Стивена вполне позволяет ему стать неплохим танцором. И даже предполагает, какую партию в новом спектакле он мог бы исполнить.

«Принца-Щелкунчика, конечно. У Карри же должна быть главная роль».

Комментарии