Попадание национальной команды России на турнир в Австрии и Швейцарии повлекло за собой серьёзные изменения в финансовой политике Российского футбольного союза. До этого в течение четырёх лет без крупных международных соревнований бюджет организации рос планомерно, а в 2008 году произошёл скачок – и доходы, и расходы превысили запланированные почти на 50 процентов.
Фактические доходы организации в 2008 году составили 2,08 млрд рублей, а фактические расходы — 2,15 млрд рублей. Расхождением с планом РФС обязан как раз чемпионату Европы. Для начала о тратах – обеспечение существования сборных было и остаётся основной статьёй расходов организации. Сюда включается и организация сборов, и премиальные, и зарплата тренерского штаба. Поэтому не удивительно, что Евро вынудил раскошелиться, обеспечив национальной команде отличные условия подготовки, а по итогам турнира и выплатить хорошие бонусы.
Впрочем, расходы росли не быстрее доходов. Они складываются как непосредственно из отчислений УЕФА в пользу команд-участниц, так и из сопутствующей прибыли – заключения новых спонсорских контрактов.
Стоит отметить, что бюджеты крупных турниров также растут из года в год, поэтому участие в чемпионате Европы в Польше и на Украине сулит российской сборной даже больше, чем Евро в Австрии и Швейцарии. Четыре года назад УЕФА распределял € 184 млн среди 16 участников, в следующем году на премиальные будет потрачено на € 12 млн больше.
Призовой фонд был утверждён исполнительным комитетом УЕФА 28 июня. Каждый участник финальной стадии турнира, независимо от результатов, получит бонус в € 8 млн. Дальнейший рост доходов зависит уже непосредственно от футболистов и их выступлений. Премиальные за победу в рамках группового турнира составляют € 1 млн, € 500 тысяч приносит ничья.
За выход в четвертьфинал команда получает € 2 млн, а неудачники, финишировавшие третьими в своих квартетах, в качестве «утешительного приза» получат по миллиону. Дальше призовые растут с каждой стадией. Попадание в полуфинал стоит 3 миллиона, в финал – 4,5. Чемпион Европы получает максимальный бонус — € 7,5 млн. Таким образом, суммарный заработок федерации за турнир варьируется от 8 млн до 23,5 млн евро.
Доходы от коммерческой деятельности благодаря участию в турнирах калибра Евро также возрастают. Так, именно в 2008 году РФС получил двух новых мощных спонсоров – Adidas и «Газпром». Можно предположить, что участие в Евро-2012 также приведёт к росту этого пункта доходов организации. Ведь крупные турниры – это всегда повод активизироваться для рекламодателей и инвесторов.
К примеру, значительно возрастает интерес телезрителей, если в соревновании участвует сборная России. Так, аудитория полуфинального матча Евро-2008 с испанцами получила рекордное значение не только для спортивных, но вообще телевизионных передач, показанных на отечественном телевидении за последние 10 лет (без учёта новогодней ночи). А все матчи сборной на турнире, за исключением встречи с греками, входят в топ-5 июньских спортивных трансляций. Само собой, это привлекает заинтересованные в рекламе компании.
Потенциальный доход сулит и партнёрство с различными туристическими компаниями, организующими поездки в Польшу и на Украину. Кроме того, РФС получает от УЕФА долю билетов на матчи национальной команды для реализации – по опыту прошлых лет, порядка 20 % от общей вместимости стадиона.
В связи с Евро-2012 может вырасти и доход от реализации прав на ТВ-трансляции матчей сборных. Матчи чемпионата Европы по футболу будут показаны Первым каналом и ВГТРК, а вот судьба показа товарищеских встреч пока неясна. Но, как заявил Сергей Фурсенко, поскольку львиная доля прав на показ выездных матчей принадлежит маркетинговой группе Sportfive, вопрос с трансляциями матчей сборной остаётся весьма сложным.
Но доходы от участия сборной в Евро получает, конечно, не только РФС. К примеру, с некоторых пор УЕФА выплачивает бонусы клубам, в которых выступают футболисты — участники турнира. Четыре года назад на эти цели было выделено € 43,5 млн, на сей раз сумма вырастет до € 55 млн. На прошлом турнире максимальные премиальные клубам составили порядка € 1,1 млн – эту сумму получил бременский «Вердер». И это лишь один пример, как Евро сказывается на доходах участников футбольного рынка.