В параде претендентов на проведение матчей ЧМ-2018 по футболу очередь дошла до двух городов, попадание которых в окончательный список сомнению не подвергается. Впрочем, это не означает, что в Москве и Санкт-Петербурге, а речь о них, нет проблем и недостатков. В этом материале мы расскажем о том, как обстоят дела с подготовкой к проведению ЧМ-2018 в Северной Пальмире.
ПОПУЛЯРНОСТЬ ФУТБОЛА
Питер называют колыбелью российского футбола. Согласно исследованиям историков, именно здесь в самом конце ХIХ века состоялся первый официально зафиксированный футбольный матч. В 1912 году сборная Петербурга выиграла первый чемпионат России и в целом задавала тон в дореволюционном футболе, однако затем на лидирующие позиции вышли москвичи.
Когда начался розыгрыш чемпионата СССР среди клубов, переименованный в Ленинград город на Неве представляли в высшей лиге несколько команд. Но постепенно осталась лишь одна из них – «Зенит». Другие либо канули в Лету, либо скатились в низшие дивизионы. Да и настоящих успехов ленинградский футбол добивался считаное количество раз, имея в своём активе по одной победе в чемпионате и Кубке Советского Союза. Ну а на стыке советского и российского периодов истории существовала опасность, что Санкт-Петербург вообще исчезнет с футбольной карты нашей страны. Власти города футболом совершенно не интересовались, и «Зенит», матчи которого посещали порой 300-400 зрителей, вылетел в первую лигу, а по итогам сезона-1991 и вовсе должен был отправляться во вторую. Но СССР распался, и вместо второй союзной лиги «Зенит» оказался в высшей российской. Правда, тут же из неё вылетел.
За восстановление футбольных традиций в Санкт-Петербурге взялись в середине 1990-х, и постепенно питерский болельщик вновь потянулся на трибуны. Ну а после появления могущественного покровителя в лице «Газпрома» дела пошли в гору: «Зенит» превратился не только в один из сильнейших клубов России, но и добился признания на европейской арене, завоевав Кубок УЕФА и Суперкубок Европы. Таким образом, футбол вновь стал самым популярным видом спорта Северной столицы.
Оценка «Чемпионат.com» (по 5-балльной системе) — 5 баллов.
СТАДИОН
К чемпионату мира-2018 в Санкт-Петербурге уже пятый год строят новый стадион «Зенит-Арена», который должен стать одним из самых высокотехнологичных спортивных сооружений Старого Света. Он возводится на Крестовском острове города – на месте демонтированного стадиона имени Кирова, в свою очередь являвшегося одним из легендарных памятников советской архитектуры.
Вместимость новой арены немного не дотянет до 70 000 зрителей. Её крыша будет выдвижной и сможет закрывать поле во время непогоды и холодного времени года. Сам же газон сделают выдвижным – его можно будет выдвигать за пределы стадиона. Это необходимо для лучшего роста травы.
К сожалению, процесс строительства непозволительно затянулся, превратившись в некое подобие «мыльной оперы». В июне 2008 года был торжественно заложен первый камень, а уже через пять месяцев контракт со строительной компанией «Авант» расторгли – из-за резкого удорожания проекта. Спустя ещё три месяца неожиданно выяснилось, что новый стадион по ряду критериев не соответствует нормам ФИФА – это касалось конфигурации трибун и подтрибунных помещений. Недостатки в проекте устранили, работы в августе 2010 года продолжили, но в сентябре 2011-го в Санкт-Петербурге сменился губернатор, и финансирование строительства приостановили. Официальная причина – ожидание утверждения нового проекта, несколько отличающегося от предыдущего. Побывавший же недавно в Питере премьер-министр России Дмитрий Медведев не скрывал своего разочарования по поводу затянувшей эпопеи со строительством стадиона, назвав её позорной, и подчеркнул, что денег из федерального бюджета на возведение арены город не получит.
Стадион в Питере, конечно же, построят. Но это не избавит от ещё одной проблемы. До него будет не так-то просто доехать. Если в далекие годы болельщики из разных районов Ленинграда могли добраться до парка, в котором располагался стадион имени Кирова, в том числе на трамваях, то после ликвидации огромного количества трамвайных маршрутов, по сути, осталось лишь метро. Однако ближайшая станция «Крестовский остров» не обладает необходимой пропускной способностью, да и находится на почтительном расстоянии – в двух километрах от «Зенит-Арены». Поэтому во время чемпионата мира часть болельщиков, скорее всего, придётся доставлять на Крестовский остров водным транспортом. Этот вопрос прорабатывается мэрией города.
Оценка «Чемпионат.com» — 3 балла.
ОТЕЛИ
По подсчётам зарубежных экспертов, Санкт-Петербург – второй в списке городов России по количеству так называемого номерного гостиничного фонда. Здесь имеется чуть более 15 000 комфортабельных гостиничных номеров – для выполнения требований ФИФА этого хватает с избытком. Однако в городе на Неве в дефиците бюджетные гостиницы: более половины местного номерного фонда – это отели высокого класса. Естественно, они будут не по карману большинству обычных болельщиков. В Санкт-Петербурге существует программа поддержки гостиничной инфраструктуры, но она направлена на рынок в целом, а не на отдельные его сегменты. Согласно же заявочной книге ЧМ-2018 строительство новых бюджетных отелей к турниру в Северной Пальмире не планируется. Так что для частного сектора Питера летом 2018 года, по-видимому, наступит настоящее раздолье.
Оценка «Чемпионат.com» — 5 баллов.
ТРАНСПОРТ
Несмотря на свои внушительные размеры, Санкт-Петербург обладает лишь одним аэропортом, расположенным на южной окраине города. На его территории работают два пассажирских терминала: первый ориентирован преимущественно на Россию и страны СНГ, второй – на дальнее зарубежье. К концу 2013 года планируется ввод в строй третьего терминала, что заметно повысит пропускную способность аэропорта. Так что с наплывом болельщиков в 2018 году он справится.
В Питере – второй по величине в России метрополитен. Сейчас в городе на Неве функционируют 5 линий и 65 станций, имеются сети автобусных и троллейбусных маршрутов, значительно сокращенная в последние годы трамвайная сеть. Значительную часть пассажиров перевозят маршрутные такси. Хорошо развито малое судоходство по рекам и каналам – с мая по октябрь в Питере действуют четыре линии аквабуса, соединяющие спальные районы города с его историческим центром. Одна из них, Курортная, простирается далеко в Финский залив, на трех остальных, являющихся внутригородскими, с интервалом в 10-15 минут ходят малые суда, развивающие скорость до 60 км/ч и способные вместить 12 человек.
Оценка «Чемпионат.com» — 5 баллов.
МЕРОПРИЯТИЯ
Проводить широкомасштабные пропагандистские мероприятия перед ЧМ-2018 городу, который гарантированно попадёт в окончательный список тех, кому будет поручено проводить матчи турнира, смысла, разумеется, нет. Кстати, по словам министра спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации Виталия Мутко, именно в городе на Неве пройдёт жеребьёвка финальной стадии чемпионата мира.