Впервые известная консалтинговая компания Brand Finance подсчитала рейтинг стоимости клубных брендов всего мира. Будучи американской компанией, она сделала акцент на заокеанских лигах: в рейтинг вошли NFL (Национальная футбольная лига), MLB (Главная лига бейсбола), NBA (Национальная баскетбольная ассоциация) и NHL (Национальная хоккейная лига), к которым на этот раз присоединились IPL (Индийская крикетная лига) и категория Football, включившая в себя все футбольные клубы мира. И несмотря на то что первые четыре места рейтинга занимают европейские представители — «Манчестер Юнайтед» ($ 852 млн), «Бавария» Мюнхен ($ 785 млн), «Реал» Мадрид ($ 599 млн) и «Барселона» ($ 580 млн), самой дорогой лигой является NFL. Мировой футбол оказался на втором месте.
Стоит сразу оговориться, что речь идёт о сравнении 32 самых дорогих представителей NFL и 32 самых дорогих футбольных клубов. Основываясь на этом, американцы отмечают пропасть между топ-клубами и всеми остальными, о которой говорят уже много лет европейские футбольные специалисты. Четвёрка в лице двух представителей Испании и по одному от Англии и Германии имеют возможность работать с самыми щедрыми спонсорами, привлекают внимание огромного числа болельщиков по всему миру, обрекая своих «небольших» конкурентов на собирание крох с «барского» стола, и им остаётся лишь балансировать на грани самоокупаемости. Обращаясь к показателю Gini, демонстрирующему коэффициент несоответствия — от 0% при идеальном равенстве до 100% при глобальном неравенстве, — американцы обращают внимание на невероятный дисбаланс в футболе. В нём показатель Gini равен 45,01%, а вот в NFL он составляет 18,26%.
«Этот факт можно назвать очередным доказательством необходимости введения в футболе правил финансового фэйр-плей и потолка зарплат, который приводит к разрыву в демонстрируемых спортивных и финансовых результатах клубов, — говорит президент Brand Finance Дэвид Хэйг. — Любопытно, что США считается свободным рынком, в то время как Европа — родина равенства и перераспределения ресурсов, но в спорте картина оказывается обратной».
Говоря о методологии своих подсчётов, компания секретов не раскрывает, ссылаясь лишь на то, что пользуется различными источниками — от годовых отчётов Bloomberg до собственных исследований. Одним из важных элементов рейтинга Brand Finance является определение рисков и потенциала бренда относительно конкурентов. Лучшим его показателем является традиционные AAA, а худшим — D.
В сам рейтинг попали сразу три представителя российской Премьер-лиги («Зенит», «Спартак» и «Рубин») и один — украинской Премьер-лиги («Шахтер»). Самые скромные показатели у казанцев. «Рубин» оценён в $ 17 млн (для сравнения, «МЮ» — $ 853 млн), что вывело их на 225-е место, а его рейтинг составил BB, который в финансовом мире означает, что вложения в подобную компанию являются спекулятивными, а не инвестиционными. На предпоследнем месте на постсоветском пространстве и на 196-м в мире оказался донецкий «Шахтёр». Стоимость его бренда составила $ 23 млн, а рейтинг — вполне приличные BBB.
Чуть выше по цене — $ 30 млн, но чуть хуже по рейтингу — BBB- оказался московский «Спартак», занявший 176-е место. Ну а «чемпионом» стал «Зенит». Несмотря на те же BBB-, «питерский» бренд оценён в $ 56 млн, что позволило им занять 132-е место.
С такими цифрами нашим клубам далеко даже до 100-го места, на котором с $ 85 млн разместился футбольный «Наполи», не говоря уж о 10-м, занятом представителем MLB «Нью-Йорк Янкис» с $ 410 млн. В первую десятку вошли представители лишь трёх видов спорта. Кроме уже названной бейсбольной лиги с одним клубом там есть NFL с пятью клубами и мировой футбол с четырьмя. Необходимо обратить особое внимание на разрыв между лучшими футбольными клубами и всеми остальными участниками рейтинга. Если самый дорогой представитель NFL «Даллас Коубойз» оценивается в $ 510 млн и замыкает первую пятёрку, то «Барселона», занявшая четвёртое место, — уже в $ 580 млн, а «Манчестер Юнайтед», расположившийся на первом" — в $ 853 млн.