Финансовая успешность футбольных клубов определяется умением руководства конвертировать победы на поле в средства на банковском счёте. В сезоне-2011/12 с этой задачей лучше всего справились боссы мадридского «Реала», который впервые возглавил рейтинг самых дорогостоящих клубов по версии Forbes. Стоимость испанского гранда составляет $ 3,3 млрд, что на $ 130 млн превышает стоимость «Манчестер Юнайтед», неизменно лидировавшего по этому показателю с 2004 года, когда был составлен первый подобный рейтинг. За прошлый сезон «Реал» заработал $ 650 млн, а его операционная прибыль оценивается в $ 134 млн, уступая среди всех спортивных клубов мира только «Даллас Ковбойз» из Национальной футбольной лиги (НФЛ).
За последние три года стоимость девятикратного победителя Лиги чемпионов возросла на 62%, чему «галактикос» должны быть обязаны крупным спонсорским контрактам. Ведущие мировые компании готовы платить колоссальные деньги за сотрудничество с клубом, обладающим как богатейшей историей, так и умопомрачительным звёздным составом, способным решать самые серьёзные задачи на футбольном поле. Ожидается, что в ближайшее время на футболках игроков «Реала» появится реклама авиакомпании Emirates, что будет приносить в бюджет столичной команды $ 39 млн ежегодно.
«Манчестер Юнайтед», расположившийся на втором месте в списке, дорожает пусть и не так быстро, как «Реал», однако тоже приносит своим владельцам – семье Глейзер — значительный доход. В августе 2012 года Малкольм Глейзер, купивший клуб в 2005 году за $ 1,47 млрд, выставил 10% акций 19-кратного чемпиона Англии на торги, выручив за них $ 233 млн. Росту стоимости «красных дьяволов» способствует огромная популярность бренда во всём мире, позволяющая клубу подписывать выгодные соглашения со спонсорами. Так, ещё до проведения IPO – первичного размещения акций на бирже — клуб заключил семилетний рекламный контракт с автомобильной компанией Chevrolet, который вступит в силу в сезоне-2014/15 и принесёт «Юнайтед» $ 557 млн за семь лет. Кроме того, недавно клуб продал за $ 230 млн страховой компании Aon права на использование названия своей тренировочной базы в течение восьми лет.
Следом за «Реалом» и «Манчестер Юнайтед» по стоимости всех активов идёт «Барселона», добившаяся за год наибольшего роста среди всех клубов из топ-20 рейтинга. Основными спонсорами команды, ведомой Лионелем Месси, являются Nike, приносящий в бюджет каталонцев $ 38 млн в год, и авиакомпания Qatar Airways, ставшая первым в истории «Барсы» партнёром, разместившим коммерческую рекламу на игровой форме. Это соглашение рассчитано до конца сезона-2015/16 и стоит катарской компании $ 45 млн в год.
Средняя стоимость 20 самых дорогостоящих футбольных клубов мира за год выросла на 26% и составила $ 98 млн. Операционный доход этих команд в сезоне-2011/12 оценивается $ 42 млн, что на $ 3 млн меньше, чем в прошлом году. Среди всех спортивных клубов планеты первые три места занимают «Реал», «Манчестер Юнайтед» и «Барселона», опережая бейсбольный «Нью-Йорк Янкиз» ($ 2,3 млрд) и уже упоминавшийся «Даллас Ковбойз» ($ 2,1 млрд).
Самой богатой футбольной лигой в прошлом сезоне стала английская премьер-лига, где основной доход большинства клубов приходится на средства от продажи телеправ. На Туманном Альбионе действует коллективное соглашение о распределении прибыли от реализации прав на трансляции матчей сильнейшего дивизиона. Начиная с сезона-2013/14 в общей сложности клубы будут получать от продажи телеправ более $ 6 млрд. Интересно, что если доход от трансляций за рубежом делится поровну между всеми 20 участниками турнира, то прибыль от показа игр на английскую аудиторию распределяется по скользящей шкале, учитывающей успехи команды и количество попаданий её на экраны. Среди 20 самых дорогих футбольных клубов мира семь представляют английскую премьер-лигу, что свидетельствует о грамотной экономической политике, проводимой лигой. По четыре команды из списка выступают в чемпионатах Италии и Германии, по два коллектива делегировали Франция и Испания.
Также нельзя не отметить первое за время составления рейтинга появление в топ-20 неевропейского клуба: на 16-м месте с показателем в $ 358 млн расположился бразильский «Коринтианс». Руководители команды из Сан-Паулу смогли извлечь значительную финансовую выгоду из последних спортивных успехов клуба, ставшего в 2011 году чемпионом Бразилии, а спустя год выигравшего Кубок Либертадорес и клубный чемпионат мира. В 2011 «Коринтианс» запустил собственный телеканал и в том же году выступил спонсором боя знаменитого бразильского мастера смешанных единоборств Андерсона Силвы в Ultimate Fighting Championship (UFC), состоявшегося в Рио-де-Жанейро. Эти шаги дали желаемый результат, и недавно «Коринтианс» подписал договор о размещении рекламы компании Caixa Economica на футболках. Стоимость данной сделки оценивается в $ 14 млн в год. Предстоящий чемпионат мира в Бразилии в том числе послужит толчком к росту интереса к клубному футболу в стране пятикратных чемпионов мира. Не исключено, что уже в следующем рейтинге самых дорогостоящих команд планеты представительство Южной Америки увеличится.