Футбол уходит в Сеть
Фанис Латыпов
Комментарии
Футбольные клубы больше не сидят сложа руки и не ждут потока фанатов в цифровую эпоху, которая только усиливает конкуренцию между командами.

Одним из самых ярких представителей клубов нового поколения является «Рома», которая ещё два года назад (когда её покупала американская группа инвесторов) довольствовалась официальным сайтом на flash и не имела ни онлайн-магазина, ни страниц в социальных сетях, ни мобильных приложений с играми. Несмотря на медленный старт, итальянский клуб ныне едва ли не активнее всех использует «Фейсбук» и «Твиттер», стремясь заработать на каждом своём болельщике.

«На момент покупки „Ромы“ американцами у клуба был самый непривлекательный с точки зрения рынка бренд в мире», — говорит директор «Ромы» по цифровым технологиям Шергул Аршад, работавший до этого в интернет-магазине Amazon и издательстве Time Inc.

По его словам, «Рома» должна капитализировать 30 миллионов туристов, которые посещают столицу Италии каждый год. «Вместо этого клуб сосредотачивался лишь на фанатах, которые живут в пределах города», — объясняет Аршад.

Делая акцент на социальных медиа и цифровых технологиях в целом, «Рома» поставила задачу — достучаться до болельщиков по всему миру и увеличить степень узнаваемости своего бренда. «Социальные медиа открывают возможности для международной коммуникации, чего прежде не существовало», — говорит Аршад.

Но мировой футбольный рынок уже насыщен многими другими европейскими клубами, которые стремятся нарастить свою фанатскую базу, особенно в Азии и Северной Америке. Аршад признался, что когда полтора года назад вступил в свою должность, «Рома» заметно отставала от английских клубов, в частности от «Ливерпуля», у которого на тот момент имелась стратегия по цифровым технологиям на 10 лет вперёд.

«Рома» разработала свою стратегию по развитию e-commerce и социальных медиа, что, по словам Аршада, также помогло увеличить популярность звёздных футболистов клуба, многие из которых имеют аккаунты в «Твиттере». «Рома» сейчас одна из самых быстрорастущих команд в «Твиттере», набирающая фолловеров динамичнее, чем «Селтик» или «Бавария», — говорит он. — У клуба есть ядро из нескольких десятков болельщиков, которые пишут большое количество информации и новостей о клубе. Мы следим за этими фанатами и ретвитим их сообщения. Болельщики это очень ценят".

За первые шесть месяцев присутствия на «Фейсбуке» официальный аккаунт «Ромы» имел около 1 миллиона подписчиков. Сейчас эта цифра приближается к 1,5 миллиона. По мнению Аршада, для клуба было важно задать правильный тон общения, избежав излишнего официоза. «Наш основной принцип заключается в том, что на нашей страничке на „Фейсбуке“ фаны могут как радоваться успехам, так и выражать недовольство неудачами команды. В противном случае они просто найдут другое место», — считает он.

Кроме того, «Рома» использует такие платформы, как Youtube и Pinterest. Выбор последней может показаться странным, поскольку там превалирует женская аудитория, а сама площадка, по словам Аршада, является «покупательским сообществом». «Для нас это возможность обратиться к женской аудитории, что вполне соответствует нашему подходу в коммерческой деятельности», — объясняет он.

Наладив за короткое время все каналы связи с болельщиками, «Роме» было необходимо предоставить доступ к базе фанатов своим коммерческим партнёрам. Аршад считает, что именно активная работа с социальными медиа помогла клубу заключить 10-летний контракт с компанией Nike, которая станет техническим спонсором команды с сезона-2014/2015. Кроме того, он выделяет партнёрство с американской компанией «Дисней», которая предоставила свой комплекс во Флориде для зимних сборов римской команды. «Эти бренды заинтересованы в рекламе на наших площадках и достижении тех 30 миллионов людей, которые ежегодно посещают Рим», — говорит Аршад.

Цифровые технологии только увеличивают интерес к клубу и помогают ему интернационализироваться, полагает Джулиано Джорджетти, глава департамента «Милана» по веб-разработкам и новым медиа. «Милан» не только развивает официальный сайт и разрабатывает мобильные приложения, но и активно использует социальные сети: помимо «Фейсбука» и «Твиттера» у клуба есть аккаунты на Youtube, Google+ и Flickr.

Если в январе 2012 года у «Милана» было 300 тысяч фолловеров, то сейчас их миллион. «Мы пишем сообщения на нескольких языках, и это помогает нам обращаться напрямую к иностранным болельщикам, — говорит Джорджетти. — Все наши твиты на итальянском и английском, но есть определённый контент на других языках, который интересен в том числе в плане маркетинга».

По его словам, более 70% фолловеров «Твиттера» «Милана» живут не в Италии. Страница на «Фейсбуке» с 15 миллионами подписчиков также больше интересна за границей.

Три главных способа монетизации болельщиков «Милана» в социальных медиа — это спонсорство, e-commerce, включая мерчендайзинг и билеты, а также продажа прав.

Каждая социальная сеть имеет своё предназначение, уверяет Джорджетти. Google+ «Милан» использует для продвижения клуба в поисковых запросах Google, а Youtube помогает решать задачи по рекламе.

«Наша аудитория обладает страстью — и спонсоры хотят быть вовлечены в это. Так мы можем зарабатывать больше денег», — подводит итог Аршад.

Комментарии