В ЦСКА никогда не скрывали, что вопрос участия в Лиге чемпионов для клуба – финансово жизненно важный. Естественно, речь идёт именно о групповом этапе, где на кону очень большие деньги. «Армейцев» не содержит богатая госкомпания или не ограниченный в средствах олигарх, поэтому спортивные результаты в главном еврокубке – весомая часть бюджета. «С точки зрения финансов выход в групповой этап Лиги чемпионов очень важен, нет смысла лукавить. Очевидно, что существенная часть бюджета ЦСКА пополняется за счёт групповой стадии Лиги чемпионов», — констатировал Роман Бабаев после первого матча со «Спортингом». Мы решили посчитать, какая именно сумма на кону, тем более что порядок расчёта призовых и в Лиге чемпионов, и в Лиге Европы, куда в случае неудачи попадут красно-синие, в этом сезоне изменился.
Попадание в групповой этап
Лига чемпионов: € 12 млн
Лига Европы: € 2,4 млн
Самый солидный бонус ждёт «армейцев» в случае уже только самого факта выхода в групповой этап. Обыграв «Спортинг», ЦСКА пополнит бюджет на 12 млн евро – многие российские клубы сами столько зарабатывают за целый сезон. С этого года бонус за участие в группе увеличился почти на 50% — раньше он составлял € 8,6 млн. Вылет в Лигу Европы обернётся потерей не менее 10 млн. Во втором турнире тоже стали платить чуть больше, но всё равно – намного меньше, чем в ЛЧ.
Очки на групповом этапе
Лига чемпионов: победа – € 1,5 млн, ничья – € 500 тыс.
Лига Европы: победа — € 360 тыс., ничья – € 120 тыс.
9 миллионов «разыгрывается» непосредственно в матчах группового турнира. Победа «подорожала» с миллиона до полутора, а вот цена ничьей не изменилась. Понятно, что, будучи посеянными в случае успеха в третьей корзине, «армейцы» вряд ли смогут победить во всех матчах. Но даже две победы – уже хорошее подспорье для бюджета. Один успех в группе ЛЧ стоит почти как шесть побед в группе ЛЕ. И здесь экономическая разница для ЦСКА тоже получается колоссальная – только побеждай. Понятно, что в Лиге чемпионов сделать это и труднее.
Выход в плей-офф
Лига чемпионов: € 5,5 млн
Лига Европы: € 500 тыс. для 1-го места в группе, € 250 тыс. для 2-го, € 500 тыс. – за участие в 1/16 финала
Если ЦСКА избежит «группы смерти» и сумеет не просто побороться, как в прошлом году, но и пробиться в плей-офф Лиги чемпионов, это принесёт в кассу клуба ещё не менее € 5,5 млн, которые полагаются каждому участнику 1/8 финала турнира. В Лиге Европы структура другая: участник первого раунда плей-офф зарабатывает в 10 раз меньше, всего € 500 тыс. Но ещё столько же полагается победителю группы, а второй команде — € 250 тыс. Таким образом, стоимость выхода в плей-офф – 750 тыс. или 1 миллион евро.
Маркетинговый пул
Лига чемпионов: не менее € 4,5 млн
Лига Европы: не менее € 1,5 млн
Помимо фиксированных призовых за спортивные результаты каждый участник группового этапа еврокубков получает свою долю в так называемом маркетинговом пуле. Он в этом сезоне составляет € 482,9 в ЛЧ и € 152,4 в ЛЕ. Здесь у каждой страны есть свой своего рода коэффициент на основе её популярности, успешности, привлекательности для ТВ-аудитории. Долю в маркетинговом пуле, если быть совсем точным, имеет именно федерация, а не клуб. А вот дальше полагающиеся России средства делятся между участниками турнира. Критерия два – место в чемпионате и количество проведённых матчей. То есть в случае если «Зенит» и ЦСКА проведут равное число матчей в Лиге чемпионов, питерцы заработают несколько больше как чемпионы страны. Но в любом случае это будет сумма не менее € 4,5 млн.
К примеру, в позапрошлом сезоне «Зенит» как вице-чемпион получил из маркетингового пула € 4,7 млн, а ЦСКА как чемпион – € 5,5 млн. Сейчас они поменялись ролями, но и размер пула вырос. Так что в случае выхода из группы «армейцы» и вовсе получат сопоставимые с бонусом за выход в плей-офф деньги. В Лиге Европы всё куда скромнее – в группе можно получить не менее € 1,5 млн. Правда, можно пройти достаточно далеко, и тогда сумма маркетинговых отчислений увеличится – сначала на 200, потом на 350 тыс. и с каждой новой стадией – ещё больше. Но если взять за пример сезон-2013/14 (за 2014/15 УЕФА данные пока не обнародовал), то даже победитель Лиги Европы «Севилья» тогда заработала «всего» € 14 млн. И хотя и призовые, и маркетинговые за два года выросли, принцип не изменился – клуб, выигравший Лигу Европы, заработает разве что чуть-чуть больше простого участника группового турнира Лиги чемпионов. Так что цена победы над «Спортингом» для ЦСКА – не меньше 12 млн разницы между минимальными заработками в двух таких разных еврокубках.
Итого
Лига чемпионов: минимум — € 16 млн, максимум – € 31 млн
Лига Европы: минимум – € 4 млн, максимум – € 7 млн.