«Введено правило финансового фэйр-плей, значит, скоро бюджеты будут раскрыты, – говорил шесть лет назад владелец «Спартака» Леонид Федун. – Я бюджет утверждаю каждый год, знаю его помесячно и поквартально. Когда надо будет, с лёгкостью раскрою. ЦСКА первым раскрыл? Они открыли четыре цифры. Что в этом такого? Когда у них были хорошие трансферы игроков в Европу, они и озвучили свои доходы».
И вот теперь «Спартак» впервые в своей истории опубликовал доходную часть бюджета, который, по неофициальной информации, составляет около $ 120 млн. Дана информация за четыре года: начиная с сезона-2013/14 и заканчивая «золотым» сезоном-2016/17. Взглянем, сколько и на чём зарабатывал столичный клуб.
Строительство собственного стадиона помогло «Спартаку» увеличить доход. В том числе за счёт VIP-лож на «Открытие Арене». На графике видно, что красно-белые продают около 40 VIP-лож за сезон, зарабатывая с каждым годом всё больше и больше. Чемпионский сезон-2016/17 добавил клубу 403 млн рублей.
Другие интересные цифры: аренда помещений приносила «Спартаку» до 54 млн рублей в год, доходы от лицензирования – до 23 млн, туры и залы славы – до 9 млн, проектная деятельность клуба – до 134 млн.
Продажа билетов и абонементов на матчи команды – важнейшая составляющая бюджета любого клуба. «Спартак» за последние годы добился прогресса и в этом направлении. Количество реализованных билетов увеличилось более чем в пять раз (с 51 018 штук до 263 835), а абонементов – до 15-20 тыс. Если прежде клуб зарабатывал на этом 187 млн рублей, то по итогам сезона-2016/17 уже 579 млн.
Коммерческий директор «Спартака» Александр Атаманенко рассказывал в интервью «Чемпионату», как формируется стоимость абонементов на сезон.
— Простая арифметика, – подчёркивал Атаманенко. – Калькулируется сумма, которую вы заплатили бы за посещение всех матчей сезона по билетам, – это так называемая суммарная стоимость билетов в абонементе. Применяем скидку в размере 35 процентов и получаем базовую стоимость абонемента. Таким образом, посещать матчи по абонементу на 35% дешевле, чем по билетам. Плюс применяются дополнительные скидки на покупку онлайн 5% и для владельцев абонементов предыдущего сезона 10% — и это только одно из преимуществ. Прибавьте к перечню преимуществ ещё отсутствие необходимости тратить время на покупку билетов на каждый матч, гарантированное на каждый матч ваше место на трибуне, которое можно будет выкупить в приоритетный период продаж на следующий сезон, и приоритетную возможность покупать дополнительные четыре места на каждый матч в течение сезона.
Ещё спартаковская казна пополняется благодаря продажам всевозможной клубной атрибутики. Эта тема объединена в докладе под рубрикой «торговые операции». Можно оценить динамику роста доходов «Спартака»: 92 млн рублей в первый сезон, 115 млн – во второй, 144 млн – в третий и 204 млн – в четвёртый.
К примеру, в чемпионский сезон-2016/17 офлайн-торговля позволила выручить 119,4 млн рублей, онлайн – 45,4 млн, предматчевая – 25,9 млн, а оптовые покупатели – 13,3 млн. Структура доходов «Спартака» за счёт торговых операций выглядит следующим образом: офлайн-магазины – 58,5%, онлайн-магазины – 22,2%, предматчевая торговля – 12,7%, оптовые покупатели – 6,6%.
ТВ-права пока не дают российским клубам столько, сколько они хотели бы получать. Особенно, к сожалению, на фоне ведущих европейских лиг. «Спартак» заработал за четыре года приблизительно 735 млн рублей. Лучшим был опять же последний сезон, подаривший бюджету клуба 193 млн.