27 ноября телеканал Game Show отмечает день рождения. За первый год работы каналу удалось доказать, что индустрия видеоигр и киберспорта привлекает огромное внимание аудитории. В настоящее время Game Show входит в базовый пакет крупнейшего телеоператора страны «Триколор», в сети «Вымпелком», «НТВ-Плюс», «Акадо», и технический охват телеканала составляет более 12,3 млн домохозяйств по всей России. Ещё 38 млн домохозяйств имеют доступ к контенту Game Show за счёт трансляции тематических блоков на 40 региональных каналах.
Генеральный продюсер телеканала Наталья Чайковская в интервью «Чемпионату» рассказала о том, почему киберспорт и видеоигры нужно считать мейнстримом, в чём разница между киберспортивными турнирами и традиционными спортивными соревнованиями и как эта индустрия будет развиваться в дальнейшем.
— Совсем скоро на телеканале Game Show будет транслироваться главное событие конца года по Dota 2 – бостонский мэйджор. Насколько сложно было получить права на показ турнира и как в целом у вас складываются отношения с Valve?
— Valve делает всё для своего комьюнити, для максимально широкой дистрибуции своего контента и продвижения своих игр. С этой точки зрения диалог был достаточно понятный. С другой стороны, в Valve сложно достучаться с улицы, но у нас уже есть прямое взаимодействие с компанией. Когда мы поняли, что хотим показывать на телеканале The Boston Major, все высокоуровневые договорённости мы смогли решить за месяц. Важно, что у нас за плечами уже были подобные трансляции: на телеканале мы показывали шанхайский мэйджор, а затем совместно с Mail.Ru демонстрировали The International 2016. Таким образом, у нас уже наработан коммуникационный опыт с Valve.
— Насколько успешным для телеканала был опыт с показом The International 2016 в августе этого года?
— Интерес к соревнованиям был огромный, рейтинги выросли в 3-4 раза. Мы не ставили перед собой задачу забрать какой-то кусок интернет-аудитории, однако практика показывает, что геймерам по ряду причин интересно смотреть это именно по телевизору. Они могут позвать родителей и сказать: «Вот игра, в которую я играю, это серьёзные соревнования с призовым фондом $ 20 млн, разрешите мне играть больше». Также среднестатистическому игроку приятно осознавать сам факт того, что его игра оказалась в большом медиа. Он тысячу раз видел это на Twitch.tv, но когда это показали по телику — это уже другое отношение. И наконец, то, как именно соревнования показываются по телевидению и в Интернете – разные вещи. И с точки зрения подачи, и точки зрения продакшна.
Годы ушли на то, чтобы научиться показывать футбол и хоккей правильно, и не только у нас. С киберспортом та же история.
В телевизоре хочется видеть что-то более красочное и красивое. За трэшем залезут в Интернет.
— То есть аудитория не делает сознательный выбор в сторону интернет-трансляций, и если такие соревнования будут появляться на телевидении, их будут смотреть именно по телевизору?
— Если на телевидении появляется что-то модное, правильное и понятное мне, я разворачиваюсь в сторону телевидения, потому что там есть то, что меня интересует. Да, аудитория меняется: люди растут, взрослеют, но телевизор из дома никто не выкидывает. Более того, телевизоров сейчас по несколько штук в семье. И молодые сейчас точно так же смотрят телик. Вместе со зрителем меняются девайсы, технологии, но телевидение остаётся, и оно должно идти за тем контентом, который смотрит аудитория.
Сейчас всё можно смотреть в Интернете, но телевидение остаётся живым. Это красиво, удобно, понятно. Любое явление воспринимается более глобальным, если оно оказывается на телевидении. Геймеры и киберспорт – это мейнстрим. И если это мейнстрим, то это должно быть на телевидении.
— Насколько справедливо сравнивать показ киберспортивных соревнований с традиционным спортом?
— Футбол и хоккей показывают по телевидению по-другому. Там живые люди, живые камеры. А здесь какие-то гоблины по экрану бегают. Никто не знает, как именно это нужно показывать. Нам понадобилось время, чтобы просто купить правильное оборудование для конвертации видеоигр в телик.
Что такое продакшн для спорта? Это приезд команд, раздевалки, выход команд, гимны, игра, окончание, кубок, салют. Что такое для телеканала киберспортивные турниры? Команды приезжают, когда хотят, начинают, когда хотят, они живут какой-то своей жизнью, потому что делают всё для Интернета. А на телевидении такое невозможно, потому что у канала есть программная сетка.
С одной стороны, у нас есть пул профессиональных комментаторов-стримеров и кастеров, которые привнесли необходимую терминологию на канал. С другой — у нас есть штат сотрудников с богатым опытом работы на федеральном телевидении, они формируют для комментаторов правильное ощущение в эфире.
Годы ушли на то, чтобы научиться показывать футбол и хоккей правильно, и не только у нас. С киберспортом та же история. Нужно ли показывать российские события или только международные? Надо ли делать включения в студии? Приглашать ли звёзд для комментирования? В какое время показывать? В прямом эфире или в записи?
— Если соревнования транслируются в Интернете, то и телевидение должно показывать это здесь и сейчас?
— Вопрос о прямом эфире для телевидения ключевой, а киберспортивные соревнования нехронометрированные. Футбол и хоккей тоже нехронометрированные, но с ними получилось разобраться. Но, к примеру, теннис никогда не будет показывать канал с жёсткой сеткой. Именно поэтому нам достаточно комфортно: мы телеканал с профильной ориентацией, и мы можем варьировать, сдвигать программы.
У традиционного спорта также есть специализированные каналы, некоторые из них даже разбиты по видам спорта. Никто не будет показывать спортивные события на федеральных каналах с утра до вечера, потому что хорошо известно, что только у крупнейших соревнований, игр национальных сборных высокие рейтинги. А чтобы понимать, будет ли у киберспорта рейтинг и как его будут смотреть, надо показывать различные соревнования, и мы этим занимаемся.
— Получается, что именно телевидение должно диктовать свои правила при показе киберспортивных событий?
— Всегда именно телевидение диктует правила. Потому что именно оно приносит больше рекламных возможностей. Во сколько начинать, как показывать, вплоть до того, с какой стороны спортсмены должны выходить, чтобы это выглядело более эффектно. Но это делается не для телевидения, а для зрителей.
— Зрители ведь тоже очень разные. Кто-то подготовлен для киберспортивных трансляций, а кому-то нужно всё разжёвывать. Как вы здесь определяетесь с подачей материала?
— С одной стороны, у нас есть пул профессиональных комментаторов-стримеров и кастеров, которые привнесли необходимую терминологию на канал. Мы понимаем, что профессионалы используют для обозначения те или иные термины, значит, это имеет право на жизнь. С другой стороны, у нас есть штат сотрудников с богатым опытом работы на федеральном телевидении, они формируют для комментаторов правильное ощущение в эфире. Когда человек стримит в Интернете, он просто сидит и стримит, а здесь ему в ухо говорят: «20 секунд, уход на рекламу», и он должен понимать, как правильно выйти из эфира. И здесь начинается обучение всяким телевизионным фишечкам. Для этого на телеканале и происходит синергия ребят с телевидения с ребятами из киберспорта и геймдева.
Да, аудитория меняется: люди растут, взрослеют, но телевизор из дома никто не выкидывает.
Вместе они друг у друга учатся необходимым вещам. В этом и заключается абсолютная уникальность проекта Game Show.
— Как на канале происходит деление контента на киберспорт и видеоигры?
— Это деление для нас очень условное: игры и геймдев – 70%, киберспорт – 30%. Оно может меняться в зависимости от количества прав и турниров, достойных телевизионного формата. Примерно такое же деление с казуальной и хардкорной подачей материала.
— Недавно телеканал Game Show стал лауреатом национальной премии «Страна». Чем для вас стала эта награда?
— Невероятно приятно получить столь высокую оценку работы в течение первого достаточно сложного года. Это очень важно. Нас отметили в номинации «Открытие года», и важно, что даже в шорт-листе мы были вне конкуренции. А если учесть состав жюри во главе с президентом Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуардом Сагалаевым, то ценность награды становится ещё выше.
Такая оценка – огромный эмоциональный подъём. Приятно было услышать в кулуарах слова коллег из ВГТРК, что они видят, как мы прирастаем. Это дословная фраза. Такая характеристика от коллег выше любых похвал. Для меня, как телевизионщика, это самые важные слова.
На вручении премии собрались профессионалы телевидения со всей страны — от Калининграда и Мурманска до Владивостока, и все они высоко оценили то, что мы делаем. Не все понимают, с какой стороны им подойти к киберспорту и видеоиграм, но каждый чувствует, что это нужно местным каналам для привлечения молодёжной аудитории. И мы такой контент уже сейчас передаём телекомпаниям более чем 40 регионов!
— Как Game Show будет развиваться дальше?
— Будем менять качество контента в телевизионном смысле слова: сотрудничать с сильными продакшнами, формировать новые студии, добавлять виртуальной графики. Технически современное телевидение готово выдавать много интересного, а в связке с видеоиграми – тем более.