Если Остапа Бендера представляли отцом русской демократии, то Маргарита Теплякова — мать российского косплея. Её агентство Golden Hamster Agency помогает моделям находить работодателей, отстаивать их интересы и отслеживать, чтобы заказчик не забывал платить.
«Несколько лет назад все думали: «Косплей, да кому он нужен! Бесплатно всё сделают», — рассказывала Теплякова в интервью Imbalance. — Однако в последние годы отношение постоянно изменяется в лучшую сторону, что и понятно. Косплей — это больше не линолеум и веточки, а хорошие костюмы, грим или макияж (в зависимости от образа), ответственность. Так что многие зарубежные компании с любовью относятся к тем, кто приходит делать им праздник».
Раньше бывали случаи, когда заказчики не платили за работу. С Golden Hamster Agency подобные истории тоже случались. Тогда Тепляковой приходилось платить из своего кармана, а компании попадали в чёрный список. По словам основательницы агентства, за последние полтора года такие ситуации не возникают.
«Года три назад повсеместно использовались стендовые модели, а теперь они просто раздают листовки, так как косплей – это тренд. Нет рекламы лучше для игр и, скажем, кино, чем поклонники в тематических костюмах. Фанату куда больше запомнится фотография на стенде «Чудо-Женщины» с Чудо-Женщиной, ведь он сфотографируется с любимой героиней, нежели просто клёвой полуобнаженной девушкой и её четвертым размером. Поклонникам всё-таки интереснее воплощение любимых героев», — объясняла Теплякова.
Первыми несколько лет назад стали использовать косплей в качестве маркетингового инструмента азиаты, потом новинку подхватили в США и Европе. Наши компании слишком медленно реагируют на тренды, предпочитая устаревший подход. Они не понимают большую часть молодой аудитории.
Сама Теплякова тоже в свободное время увлекается косплеем. Она шьёт костюмы персонажей из League of Legends — Квинн, Таам Кенч, Сивир, Тристана и других, — катается по выставкам, когда приглашают, и не стесняется экспериментов. Теплякова признаёт, что косплей в России не приносит денег. Если и получается зарабатывать, то по сравнению с США, Японией и Европой — небольшие суммы. Да и в обществе по-прежнему странно относятся к ряженым моделям в супергеройские костюмы. Для многих — это необъяснимая дичь.
Предпосылок к тому, что скоро всё изменится, нет. В нашей стране большинство людей не понимает гик-культуру, как и видеоигры с киберспортом. Зато хватает талантливых молодых людей и девушек. Для них косплей — ещё одна возможность реализовать себя.