4 июля компания Valve анонсировала начало новейшей эры в соревновательной Dota 2. Разработчики переосмыслили систему мэйджоров, судьбу сторонних турниров и свой вклад в экосистему киберспортивной части игры. Объясняем, почему это необходимо и кому поможет новый подход.
Что было раньше?
24 апреля 2015 года компания Valve представила новшество для киберспортивной сцены в Dota 2 — мэйджоры. Чемпионаты проходили под эгидой разработчиков игры, которые превратили их в маленькие The International с призовым фондом в $ 3 млн вместо 20.
На тот момент сцена была перенасыщена однообразными турнирами и квалификациями, команды играли друг с другом по несколько раз в день, отбираясь на один чемпионат за другим. Зрителям становилось скучно, организаторам — непосильно сложно выстроить адекватное расписание, чтобы угодить всем. Мэйджорами Valve разделила сезон на отдельные куски, добавив сторонним турнирам важности для определения приглашений на многомиллионные соревнования.
В первый год систему обкатывали. Оказалось, что мэйджоры вместе с квалификациями занимают слишком много времени. Две недели на буткемпы и отборы, две недели — на сам турнир. Каждый мэйджор отнимал месяц у всех организаторов. А время между выдачей приглашений и самим турниром — это дыра. Приглашения от них не зависят, а «палить страты» никому не хочется.
Фото: dota2.ru
Valve прислушалась к организаторам и зрителям и сократили количество сезонных чемпионатов до двух. Расписание значительно расширилось, а зрители успевали хотя бы прикупить новую порцию попкорна между баталиями за миллионы долларов. Но это была бы не Dota 2, если бы всё шло гладко.
Чем не угодила система мэйджоров?
В первую очередь недовольны оказались организаторы сторонних турниров. Два сезона DreamLeague были буквально сорваны из-за близости чемпионатов от Valve. Команды извиняются, раскланиваются, но отказываются участвовать в других турнирах. Организаторы вынуждены стараться впихнуть свои турниры в полтора месяца между мэйджорами и инвайтами на следующий турнир от Valve, чтобы игроки видели хотя бы какой-то смысл в участии. И что немаловажно, выкладывались на них, а не устраивали челленджи и «рофлотурики».
Организаторы в Dota 2 с грустной завистью в глазах смотрели, как в CS:GO их коллеги борются за право провести мэйджор или майнор и получить от этого зрителей, выгоду и удовольствие. В конце концов этот взгляд вдаль превращался в собранные вещички и уход из дисциплины в более дружелюбную экосистему того же CS:GO для Европы или CoD и Halo в Америке.
Одним из первых публично панику поднял организатор американских турниров BEAT Invitational. Сначала он написал письмо Valve, а затем поделился им с сообществом, объясняя, почему в Dota 2 жить становится всё сложнее. Затем эту же тему поднял Тоби «TobiWan» Доусон, заявив, что киберспортивная система игры находится на грани. Его мысли подтвердили и Дэвил «LD» Гордон, рассказавший о сложностях организации чемпионатов серии The Summit, и Эндрю «Zyori» Кампбелл, который пытается найти спонсоров для турниров от Moonduck.
В конечном счёте все их размышления и просьбы сводились к одному: Valve, поделитесь хотя бы каким-то куском своего пирога! Мэйджорами, квалификациями к нему, дайте определённые статусы турнирам — что-то, что поможет выжить в тени трёхмиллионников.
Что изменилось?
3 июля Valve представила новую систему, собранную по крупицам опыта других киберспортивных дисциплин и сотен советов и идей из воздуха.
Как и просили организаторы сторонних турниров, Valve поделилась своей монополией на мэйджоры. Теперь компании могут стать не просто партнёрами, а и владельцами статуса крупнейшего турнира сезона. Звание мэйджоров получат чемпионаты, чей призовой фонд не менее $ 500 тыс. К этим деньгам Valve подкинет ещё полмиллиона долларов и подарит титул, о котором так мечтали организаторы.
Для птиц полётом пониже была создана система майноров — это чемпионаты с начальным призовым фондом в $ 150 тыс. и более. Им разработчики дадут ещё $ 150 тыс. и добавят значимости в глазах игроков.
Для всех турниров при поддержке Valve будет действовать только одно обязательное условие: необходимо провести отборы в шести регионах (Европа, СНГ, Китай, Юго-Восточная Азия, Южная и Северная Америка). Это поможет обеспечить постоянную конкуренцию и на региональной сцене.
Викрам Редди заметил не самое приветственное отношение к идее отдать слоты южноамериканским командам. Но, по его мнению, этот регион просто не успел раскрыться:
Это возможность дать новым регионам шанс расти. Несколько лет назад и у Северной Америки не было своей квалификации. Люди утверждали то же самое, когда она получила свой слот. А в этом году квалификация на TI7 в NA была одной из лучших. В Южной Америке огромное страстное сообщество Dota 2. И было бы нечестно лишить их законного шанса проявить себя», — написал он в «Твиттере».
Но даже не дополнительные деньги и бирки оказались важнее всего. На каждом из этих чемпионатов киберспортсмены будут зарабатывать квалификационные очки. По их количеству в конце сезона Valve определят команды, которые получат прямые приглашения на The International 8. Чтобы дать коллективам возможность и в середине сезона приглашать новичков, учитываться будут результаты только трёх лучших игроков в одном составе.
Для тех, кто устал следить за таблицей MMR, разработчики создадут специальный рейтинг, в котором можно будет следить за положением игроков и команд. И больше тебе никаких споров, кто тут лучшая команда мира, — теперь за это отвечает статистика.
Кстати, пользователи Reddit уже попробовали сымитировать эту систему на сезон-2016/17. Они присвоили крупным турнирам статусы и распределили рейтинговые очки. В итоге список приглашений на The International по баллам полностью совпал с существующим. Может, где-то у себя в офисах Valve давно ведут подобные рейтинги?
6 причин, почему это хорошо
1. Организаторам турниров теперь не нужно драться с непобедимым гигантом Valve. Сейчас с ними нужно сотрудничать и доказывать им свою состоятельность. Небольшие компании могут объединяться, чтобы получить необходимый статус, или сливать два сезона в один, но крупный и значимый.
Может быть, новая система с поддержкой от Valve заставит вернуться на киберспортивную сцену Dota 2 организаторов, сбежавших зарабатывать в другие дисциплины. Например, MLG отказались от проведения турниров по MOBA от Valve, когда в Америке они стали нерентабельны.
2. Разработчики самостоятельно займутся составлением расписания чемпионатов. Больше никаких накладок и внезапных анонсов. Глядишь, и команды перестанут сниматься с одних чемпионатов, завидев на горизонте что-то повкуснее.
3. Valve позаботились и о развитии малых регионов. СНГ и Южная Америка — теперь обязательные участники каждого крупного турнира, а не только мэйджора. Появление квалификаций в этих регионах серьезно полгода назад подняло местные сцены, а ведь это один шанс в четыре месяца. Теперь они смогут постоянно соревноваться на высоком уровне, поднимая мастерство и отдельных игроков, и своих местных соперников.
4. Конкурс на лучшего, обстоятельного и обязательного организатора объявляется открытым! По словам LD, Valve собираются ограничить количество мэйджоров и майноров, так что компаниям придется посоревноваться друг с другом за заветные слоты. А для зрителя такое только в радость — лучше и интереснее трансляции, круче фотки из отелей в социальных сетях игроков и красочнее шоу, чтобы покорить сообщество.
5. Было приятно все эти годы писать и читать блоги на тему «кого пригласят на The International». После оглашения инвайтов было ещё веселее читать горения от несогласных. Но теперь всё это в прошлом. За Valve остаётся только решение о количестве прямых приглашений.
6. В теории больше не существует крупных турниров, которые ничего не значат. Каждый матч на LAN-финале даст тебе лишние очки, чтобы получить приглашение на The International. «Теперь не пододжить рофлотурики», — отреагировал на новость комментатор Рустам «Adekvat» Мавлютов.
А тем, кто считает, что от одного турнира картина не изменится, сообщество напоминает судьбу Team Freedom на американской квалификации к TI7. Команда проиграла всего одну карту слабому сопернику — и лишилась путёвки на главный турнир года.