У игроков Team Spirit по Dota 2 был насыщенный месяц. Сначала квалификация на The International 7, где они дошли до финала, но уступили Team Empire. Затем поездка в Перу на первую крупный южноамериканский турнир The Final Match. Мы обсудили с капитаном команды Артемом «Fng» Баршаком прошедшие отборы на TI7, перспективы развития Dota 2 в Южной Америке и шансы СНГ-команд на главном турнире года.
— Начать хотелось бы с разговора о квалификациях на TI7. За время отборов вы проиграли 7 карт — 6 из них Team Empire. Почему именно с этой командой вам было так тяжело играть?
— На самом деле было много причин. Основная из них — на момент квалификации Team Empire была действительно сильнее нас. Ещё есть побочные факторы, связанные с проблемами с Интернетом у нас на буткемпе. В первый и второй игровой день нам приходилось переезжать в другое место прямо перед стартом матчей. На одну игру мы чуть не опоздали, ехали по московским дорогам на больших скоростях. Всё это привело к тому, что мы отдавали «Империи» те карты, которые должны были забирать. Там и драфт у нас был хороший, но сыграли плохо. Вместо того чтобы гнуть свою линию, мы начали думать, как именно играть против Team Empire. В итоге не получилось и к ним подход найти, и свой стиль удержать. Вышла какая-то каша.
— Как команда восприняла это поражение на квалификациях?
— Естественно, было обидно проигрывать, ведь игра стоила поездки на The International. Да и серия выглядела, откровенно говоря, безыдейно, кроме первой карты, которую мы должны были выигрывать. А со второй игры мы уже откровенно «поплыли».
Восприняли поражение скорее спокойно, чем нет. Если бы мы боролись, тратили миллионы сил, была бы борьба, тогда был бы осадок. А тут мы, конечно, выкладывались, но это не дало никакого эффекта. Мы были огорчены поражением, но у нас даже оставались силы ещё поиграть, хоть это была уже седьмая карта за день. Морально мы не просели, но проигрывать всегда неприятно.
— Многие обсуждали, что квалификации в Европе и СНГ оказались слабее, чем в других регионах и стоило объединить их обратно. Согласны ли вы с их мнением?
Европа меня и разочаровала, и удивила. Когда на TI выходит команда, которая сменила состав неделю назад, это значит, что в регионе нет никакой стабильности.
Хотя там ведь выступали коллективы, которые уже давно играют вместе. Те же бывшие Cloud 9. Или Alliance, которая вроде бы играют неплохо, но почему-то откровенно провалилась на квалификации, даже из группы не вышли. Греки всегда выступают одинаково: они в группе показывают средние результаты, а потом разгоняются по сетке. Они спокойно дошли до финала, но там уже Planet Dog выглядели получше. Ну и большой привет полякам, которые устроили сенсацию. Они играли очень хорошо и прыгнули выше, наверное, даже своих ожиданий.
А если говорить об СНГ, то меня квалификация в этот раз откровенно разочаровала. Она состояла из команд, которых туда не нужно было приглашать. Да простят меня фанаты Effect и Comanche, но эти коллективы не должны были участвовать в отборах, потому что они ничего не показывали и играли слабо. Да и сами игроки потом говорили в интервью, что они знали, что квалификацию они даже близко не выиграют. Очень странно, что их пригласили.
От Double Dimension никто особо ничего не ожидал, но они на самом деле большие молодцы. Это уже второй раз, когда состав под этим тегом проходит открытую квалификацию. Я их даже могу назвать такой академией, хорошей школой для молодых боевых игроков. А М19 просто все недооценили, а сами ребята были на кураже. К тому же они вышли из открытых квалификаций, и это придало им уверенности в своих стратегиях и добавило практики.
— Мила «Mila» Алиева уверена, что если бы квалификация была общая или последний слот разыгрывался между вторыми местами, то вы бы отправились на The International. Как вам кажется, она права?
— Честно говоря, я не видел большей части игр, потому что играл свою квалификацию, просматривал только мельком. Если бы мы играли с Planet Dog, то получилась бы хорошая битва за последний слот. С Danish Bears было бы сложнее. Эта команда напоминает мне нашу Vega, они играют хорошо, но могут «поплыть» в драфте. Всегда можно говорить, что может быть так получилось бы. А может быть и нет. Никто не знает.
— Ну и о The Final Match. Анонс того, что вы едете в Перу, появился буквально за несколько дней до старта турнира. Когда вы узнали о том, что поедете на этот чемпионат, и вообще слышали ли о нём до получения приглашения?
— Заранее мы ничего не знали. Я уже ехал в такси с буткемпа, когда мне написал один из организаторов турнира и предложил приехать. Мы оставались в Москве на пару дней после квалификаций, так что не успели разлететься по домам. Я написал ребятам, они согласились. Дело в том, что нам всё равно было нечего делать. Мы не едем на The international, мы не едем на DreamLeague. Так что заняться особо нечем.
Плюс-минус все остались довольны поездкой. Конечно, хотелось бы выиграть или хотя бы сыграть в финале, но что есть, то есть. По крайней мере, мы не заняли последнее место.
— Расскажите об организации турнира, всё ли вас устроило? Со стороны сложилось двоякое впечатление: многочасовые задержки и технические недочёты, но при этом зрители счастливы и просят ещё.
— Глупо говорить, что турнир прошёл идеально. Были проблемы, причём иногда даже серьёзные. Но есть большое «но». Это не мэйджор, не Epicenter, не ESL. Для Перу это первый большой турнир. Было бы странно ожидать, что они проведут его на уровне мэйджора. Проблемы были самого разного характера: то людей запустить не могли, то долго стартовали игры, то некоторые матчи игрались слишком долго и организаторы не были готовы к подвижкам расписания. Ещё не было игровой зоны. Мы, Team Spirit, ездили играть в самый большой компьютерный клуб в Лиме.
А сама по себе Перу — приятная страна. К тебе относятся очень положительно, со стороны организаторов никакого негатива. Они старались решить все проблемы, которые мы озвучивали. У нас впечатление от Перу осталось очень хорошее. Турнир был не идеальный, но мы такого и не ожидали, потому отнеслись спокойно.
— Некоторые энтузиасты уверены, что организаторам даже стоит помочь и провести в Перу майнор. Достоин ли регион турнира такого уровня или организаторы еще не готовы к такой ответственности?
— Мы на эту тему общались непосредственно с организаторами и спонсорами. Есть большая проблема: чтобы тебе Valve дали статус майнора, тебе нужно заявить призовой фонд в 150 тысяч долларов. Понятно, что если хоть один турнир это сделает, он тут же получит поддержку Valve. Но, пообщавшись с организаторами, мы поняли, что сам регион ещё не готов к таким призам и турнирам. Спонсоры не дают столько денег. Маловероятно, что в Перу в текущих условиях пройдет майнор. Но я надеюсь, что Valve будут снисходительны к этому региону, и условно турнир в 50-100 тысяч здесь уже сможет называться майнором. Просто регион в финансовом плане ещё не настолько велик, но там очень много игроков. Потому они вполне заслужили свой майнор.
— Ваше выступление на Final Match началось не очень радужно — три тяжёлые игры в группе. Сказалось время адаптации или не были готовы к такому отпору соперников?
Честно говоря, мы к этому турниру вообще не готовились. После квалификаций мы не сыграли ни одной тренировки, а я вообще в доту не заходил с финала. Мы ехали играть тем, чему мы научились на квалификации к The International.
Хочется даже воспользоваться фразой Ильи «Lil» Ильюка: «Такое чувство, что мы половину турнира «рофлили». И только когда поняли, что вылетим, если сейчас проиграем ещё одну игру, начали играть хотя бы на 70% своей силы. Стало в разы меньше того, чего не должно происходить, вернулась адекватная коммуникация, драфты стали лучше.
Банально мы не играли в полную силу, и на то был миллион причин. Не было дикой мотивации, потому что проиграли квалификации. Уже долго не заходили в доту. Просто играли плохо, на групповой стадии процентов на 20-30 от своих возможностей. А ведь все три игры выигрывались невероятно просто.
— В финале нижней сетки вы сыграли потрясающую серию с SG e-sports. Расскажите, что пошло не так в самом конце карты, когда бразильцы перехватили инициативу? И самый животрепещущий вопрос от всех, кто смотрел игру: почему не выкупился Tiny, когда вы защищали трон?
— Я надеюсь, что Богдан когда-нибудь ответит мне на вопрос, почему Tiny не выкупился (смеётся). Но я не тот человек, который будет говорить, что «Богдан проиграл нам игру». Нет, проиграла команда. Я вообще не люблю такие игры, где всё решается, когда ты защищаешь трон. Но если рассмотреть этот момент, то мы просто повели себя как девочки, а не как бойцы. Откровенно говоря, просто сдались. Может, Бодя где-то потерял концентрацию и не заметил этот «байбек». Я надеюсь, что Бодя и все мы усвоили этот урок, будем мужчинами в следующий раз и будем бороться до конца.
Если говорить об игре вообще. Мы вели в салат, но опять начали делать то, чего не должны были делать. Даже когда мы говорили, что нужно поступать иначе, мы всё равно творили какую-то ересь. Я точно помню момент, когда понял, что мы проиграем эту игру. Они уже зашли в наш лес и «подпушивали» вышку внизу, я говорил, что нам нужно зайти и снять варды. Наш пуш уже легко сдерживают, потому что мы отдали много лишних фрагов. Я иду «девардить», меня там в одиночку убивает Shadow Shaman. Через две минуты возвращаюсь на ту же точку — и меня опять там убивают. И так минут шесть мы знали, где находится враг, что нам нужно снять этот вард, но почему-то этого не сделали.
У нас был миллион вариантов того, как мы могли выиграть, но мы не сделали ничего адекватного. Это привело к идиотской игре. Когда я пересматривал реплей, я понял, что в такую доту играть не хочется. И я очень надеюсь, что мы в нее больше играть не будем.
Но и бразильцы тоже молодцы. Кстати говоря, во второй карте они смогли найти небольшой ключ к тому, как играть против связки Tiny+Io. Я понаблюдал за ними и немного пообщался. Эта команда очень крепко держится друг за друга. Я не видел у них каких-то прямых конфликтов: “ну проиграли игру, ну и ладно, давайте попробуем другую стратегию”. Они молодые и всегда настроены на победу.
— Изюминкой этого турнира стал шоу-матч, в котором вам посчастливилось принять участие. Какая атмосфера царила в тимспике и общались ли вы вообще?
— Я точно могу сказать, что шведы постоянно орали в голосовой чат в доте. Я их заглушил с минуты 20-й, потому что они начали выводить из себя.
Если нашей задачей было создать шоу, то я надеюсь, что справился. Я показал им типичного русского друга в паблике. Шведы просто бегали и играли в удовольствие, как, в общем-то, и все. Timado купил 3 Ring of Aquila, я у него потом одну своровал.
— Вот такое сумасшествие — это то, каким должен быть шоу-матч, или стоит относиться серьёзней?
— Вообще нужно понимать, для чего организаторы его проводят. Если это игра с призовым фондом, то было бы глупо не играть в полную силу. Если им нужно именно шоу, чтобы все посмеялись и повеселились, то тебе просто нужно быть «мемером». Спамить что-то в чат, заниматься всякой фигнёй. Но если такие шоу-матчи делать постоянно, то они будут быстро надоедать. В идеале нужно придумывать им новую изюминку: играть другие моды, например. Вариантов много.
Я своё удовольствие получил. Мне человека четыре написали в «твиттер» и похвастались скриншотами с предметами, которые выпали в DotaTV за убитых курьеров.
— Судя по социальным сетям, отдельно стоит упомянуть и перуанских поклонников игры. Вам удалось встретить там своего фаната, который поддерживал вас даже в зале с плакатом! Вы с ним познакомились поближе?
— Я точно знаю, что с ним общался наш менеджер, но мне не особо удалось.
В первый день я комментировал одну игру. После этого матча решил выйти в коридор, где ходят зрители. Я посмотрел на собравшуюся толпу и решил, что людей здесь минут на 30, чтобы раздать автографы и пофотографироваться. В итоге я стоял два часа, а количество людей так и не уменьшилось. Я постоянно поднимал голову, а их меньше не становилось. Я не знаю, откуда они взялись.
Там был забавный парень, который постоянно кричал «Don’t be peruvians!». Понятно, что игроков типа Loda и меня там мгновенно облепливают, фанатов там много, они хотят получить автографы. И иногда они ведут себя не очень организованно, лезут со всех сторон, никакой очереди. И вот этот парень их так успокаивал.
И вторая забавная вещь — перуанцы безумно любят видеосообщения. Я пока там стоял, записал 50 или 100 таких сообщений. Что-то вроде «привет такому-то парню», «ты рак» и всё в таком духе. В основном на испанском. Хорошо, что такие простые фразы без проблем учатся.
— В СНГ принято думать, что южноамериканские команды играть не умеют, а на майнорах и мэйджорах будут только зря занимать слот, который мог достаться команде сильнее. Теперь у вас был опыт игры против самых разных составов этого региона. Как вы оцените их уровень?
Южная Америка, откровенно говоря, в разы слабее, чем Европа или СНГ. На про-сцене у них играет команды четыре, которые хорошо могут делать какие-то основные вещи.
Я не говорю о том, что средний MMR региона невероятно мал. Когда мы пытались найти игру на перуанском сервере, нам потребовалось минут 30. Так что пришлось играть обычные игры, а не рейтинговые, а потом перейти на американский сервер и играть с пингом.
— Чего не хватает местным командам, чтобы закрепиться на мировой сцене? Кроме опыта, конечно же.
— Им просто нужно время. Нужно, чтобы регион подрос, потому что он в целом находится на невысоком уровне. Тебе не с кем там тренироваться. Перуанские команды еле-еле играют с американскими составами из второго эшелона, которые тоже не отличаются высоким уровнем игры. Это приводит к медленному и муторному росту. В Европе, например, очень легко найти себе достойного оппонента. Здесь уже дело не в командах, а в самом регионе. Им нужно время, чтобы наработать базу.
На франкфуртском мэйджоре у нас был шанс пообщаться с перуанскими игроками. Мы с ними вылетели в один день, так что приятно провели время вместе. У них в Перу очень плохой Интернет и низкий уровень жизни. Зарплаты по стране маленькие, меньше чем в СНГ. В итоге люди не могут обеспечить себе компьютер дома, чтобы играть спокойно. У них распространены компьютерные клубы. Мы были в торговом центре, и там располагалось 8 клубов по 20-25 компьютеров. И все они были забиты игроками! Это такая стадия развития региона, ведь у нас тоже так было. И пока они её не пройдут, им будет сложно вырваться в лидеры.
— Есть ли кто-то из игроков, кого бы вы могли выделить? Например, Timado, который будет самым младшим участником TI. Там его считают звездой.
— Я саппорт, так что на линии я его оценить не мог. Да и в игре от него вроде ничего ни в нашей встрече, ни вообще на турнире сверхъестественного не видел. Но я слышал даже от американских игроков, что этот парень талантлив. И у него это всё впереди. Самое забавное, что он 2000 года рождения. Мир перевернулся, такие мальчишки уже профессионально играют в доту.
— Если вас ещё раз пригласят в Перу участвовать в подобном турнире, согласитесь?
— Сейчас на долгую дистанцию сложно что-то прогнозировать, впереди трансферное окно. Но если этот турнир не будет стыковаться с другими чемпионатами, то я бы с радостью съездил ещё раз. Я уверен, что он пройдёт лучше, чем прошлый. Я уже давно не был на LAN-турнирах, соскучился по этому ощущению, так что остался очень доволен.
— Думаю, стоит задать вопрос, который волнует поклонников вашего состава. С каким настроем вы подойдёте к трансферному окну?
— Я практически уверен, что у нас произойдут изменения в составе. У нас есть проблемы, которые не решились на протяжении года, пока мы играем вместе. И пока такое происходит, глупо говорить, что команда будет сохранять состав. Если ты не смог решить свои проблемы сразу, то возникает вопрос, решишь ли ты их вообще. Если ответ “нет”, то и смысла играть вместе нет. Вы уже не прошли проверку. Выгоднее для всех будет попробовать видоизменить состав.
Но я не буду со 100-процентной уверенностью говорить, что мы поменяем состав. Как и не буду утверждать, что мы его сохраним. Возможно всё. Пока всё идёт к тому, что мы будем что-то менять.
— Самая обсуждаемая тема ближайшего месяца — The International. Какое ваше самое смелое предсказание на турнир? Только не говорите про провал OG!
— Скорее всего, на TI разочаруют некоторые китайские команды. Они окажутся на самом дне турнира. У меня была возможность посмотреть их квалификацию, они как раз играли, когда я вставал. Китай всегда играет сильно, но в этом году они выглядели слабее. Это меня и беспокоит. Вышли IG.V, которые всегда хороши в регионе, но ничего не показывали в мире. А потом две команды LGD, причем состав послабее вышел из верхней сетки. Китай немного лихорадит.
А OG в этот раз должна выступить хорошо. В прошлом году они немножко опозорились, сглупили. Я уверен, что они такую же ошибку не допустят.
— Естественно, внимание зрителей в СНГ будет приковано к выступлению Team Empire и Virtus.pro. Каких результатов вы ждёте от них?
— Зрители от VP ждут только топ-1 или хотя бы крутой финал. Иначе сообщество на них взъестся. Сами игроки, думаю, ждут минимум место в четвёрке. Я считаю, что им по силам эта цель. Да и какая-никакая мотивация побить результат прошлого состава. Если ты это сделаешь, тебе достанется намного больше лавров, в этом нет ничего плохого. Я думаю, что они остановятся на топ-3. Мне кажется, что они не попадут в финал, но я хотел бы этого.
От Team Empire вряд ли зрители ждут результата выше 9-12-го места. А игроки и организация вполне могут надеяться выйти в топ-8. Они могут туда пробиться, если пойдут по позитивному пути, а не будут киснуть, если не удастся показать хороший результат на групповой стадии. Если они смогут переступить через неудачи, то топ-8 им под силу.
— Возможен ли хотя бы в теории СНГ-финал?
— Не думаю. Даже в теории. Да простят меня фанаты Team Empire, они ещё не готовы к тому, чтобы спокойно дойти до гранд-финала. У VP для этого есть всё необходимое: они сильны как команда, они сильны индивидуально, у них есть необходимый опыт. Для всех игроков Империи это первый The International, а VP уже играла в гранд-финале мэйджора.
— Кто же ваш топ-1 в этом году?
— Топ-1 трудно назвать. Сейчас сложно говорить о форме команд и их тренировочном процессе, многое будет видно по ходу турнира. Для меня на топ-1 претендуют Liquid, OG, EG и Newbee. При этом Liquid последние в этой четверке. И VP и Secret в качестве тёмных лошадок.