Трофеи розданы, призовые распределены, а команды уже начали перестановки в составах. Но The International 7 закончился только формально. Впереди несколько дней осознания результатов и извлечения уроков. Рассказываем о пяти основных выводах о главном турнире года в Dota 2.
Китай всегда возвращается
Так и быть, снимайте портреты Сю «Burning» Чжилея со стен и не пытайтесь уверовать в Faith. В финальный день китайский регион показал свою слабость и не смог противостоять Team Liquid. Но зато весь остальной турнир явно прошёл под азиатскую дудку.
Когда Valve представила список приглашённых команд и распределение слотов с квалификаций, сообщество жаловалось, что пять составов из Поднебесной на TI — это слишком много. Не заслужили, не наиграли, да и кому они вообще интересны? А потом они устроили жёсткую квалификацию, подтянули результаты на международных чемпионатах… и почти в полном составе вышли в верхнюю сетку TI7. Первый раунд «виннеров» прозвали «Китай против мира» — в каждой паре была китайская команда. Три из четырех прошли дальше по сетке. 4 из 5 коллективов из Китая вошли в шестёрку лучших команд мира. А те, кто предлагал отобрать у них слоты, старательно извинялись где-то между восхищениями уровнем игры LFY.
Китайцы не играют в доту. Китайцы играют в The International. На подготовку к нему они тратят все силы, до этого не слишком напрягаясь на сторонних чемпионатах и даже мэйджорах. Это становится похоже на какие-то игры разума: они заставляют весь мир думать, что Китай ни на что не способен — а потом у расслабленных соперников забирают победу за победой. И так каждый год.
Мета как ложка. Её не существует
Помните сцену из фильма «Матрица», где Нео пришёл к Провидице? Там в комнате сидел мальчик, взглядом гнувший ложки. Его фокус был в том, чтобы понять: ложки не существует. Тогда ты можешь делать с ней что угодно. Лучшие капитаны мира делают то же самое с метой.
Впервые на надуманность этого понятия намекнули Wings. Год назад они играли чем угодно и как угодно. Главное, чтобы игроки знали своих персонажей, а те хорошо подходили под конкретную ситуацию. Постепенно к этому методу присматривались всё больше команд, расширяя активный пул героев со стандартных 80 до 100. На этом TheInternational команды использовали 107 персонажей — и это за двухнедельный турнир. Победители чемпионата использовали половину из них. А в первый же день соревнований количество пикнутых героев перевалило за 90.
«Да в LeagueofLegends столько за сезон не появляется», — шутили пользователи Reddit.
Сильными героев делают не только и не столько разработчики, сколько игроки и капитаны, которые нашли способ их использовать. И другие капитаны и игроки, которые обнаружили способ им противостоять. Dota 2 сейчас находится на том уровне баланса, где практически любой герой, попав в выигрышную стратегию, может внезапно оказаться «метовым». Ловкость рук и немного стратегического мышления — и каждый может создать собственную мету.
Кто боится проиграть, тот всегда проиграет
The International 7 стал битвой не только и не столько стратегий, сколько верного психологического подхода. Один за другим игроки в победных интервью говорили, что они играют в свое удовольствие, не задумываясь над конечным результатом. Newbee приехала на турнир, держа в голове истории с прошлых выступлений на чемпионатах от Valve. На команду так давила ответственность и ожидания фанатов, что они не думали ни о чем, кроме необходимости победить. Заканчивалось всё разочарованием и последним местом. На TI7 китайцы просто расслабились, получали удовольствие от игры — и оказались в финале.
Практически каждая команда, упавшая в нижнюю сетку, утверждала, что ее сломило излишнее психологическое давление.
«Мы боялись проиграть и думали только об этом. Мы сосредоточились не на том, чтобы выиграть, а на том, чтобы не проиграть», — делился своими впечатлениями Тал "" Айзик.
Главную сенсацию на чемпионате сотворила Team Empire, которая с заменой выбила с чемпионата фаворитов Evil Geniuses. «Имперцы» играли раскованней, не боялись пойти на риск и немного перегнуть палку. Они ничего не ждали от себя, а поклонники не требовали подвигов от них. А американцы в это время каждым своим движением показывали, как боялись совершить ошибку и оступиться. И они оступились. Может, PMA — это просто очередной мем, но, кажется, он помогает побеждать даже на The International.
СНГ слишком многого ждет от СНГ
Результат СНГ-команд на The International вызвал двоякие эмоции. С одной стороны, обе команды в топ-8 после уверенного выступления и проигрыша чемпиону — это отличный исход событий. А с другой — всем так и хочется пошуметь, что недоиграли и недотянули хотя бы Virtus.pro.
На самом деле после результатов прошлого года, когда после матча Natus Vincere Виталий «v1lat» Волочай зачитал душевную речь о провале СНГ-доты, быть в топ-8 среди китайцев — это невероятный прогресс. Team Empire показала этот результат с заменой, пусть даже и такой крутой как Роман «Resolution» Фоминок. Да, игроки VP вели себя, как будто уже забронировали себе место в финале, но команда не слишком сильно отстала от ожиданий организации. Первый The International для большинства членов состава — это большое испытание, с которым удается справиться далеко не всем.
К сожалению, многие поклонники сцены не готовы давать поблажек своим кумирам. Virtus.pro в их парадигме существуют по правилу «первое или последнее». Может, пора начать ценить имеющиеся достижения и оставлять команде пространство для роста?
Valve не умеет две вещи: считать до трех и устраивать шоу
Каждый год сообщество ждёт The International как нового года в детстве. Все собираются вокруг мониторов, запасаются вкусняшками и по ночам ждут чуда. И с каждым годом этих чудес становится всё меньше. Здесь не пойдёт речь об играх, эту магию зрителям обеспечивают команды. Но хотелось бы, чтобы в неё вложились и организаторы.
В этом году основную стадию TI открыл забавный ролик, который по достоинству оценили как минимум англоязычные зрители. Русскоязычных фанатов порадовали коротким выступлением акапельной группы из Екатеринбурга. Всем вместе угодили вышедшим на сцену осликом. Но церемония осталось пустой и незаконченной из-за одной детали — на сцену так и не вышел Гейб со своим традиционным «Welcome to the International». И TI как будто и не открылся вовсе. Как Новый год без Деда Мороза.
Затем Valve решила представить новую игру. Из торжественной части на официальной трансляции была только попытка Day9 пошутить на тему того, что это точно не Half Life 3. Затем залу показали роли в 30 секунд, в котором нет ничего, кроме летающих камешков — и всё. На этом про игру забыли гундящие зрители, форумы и, возможно, сами Valve. Практически та же история приключилась с анонсом новых героев. Если в прошлом году организаторы устроили целое шоу в честь презентации MonkeyKing, то теперь показали минутное видео и просто выключили стрим. Эффект недосказанности, так сказать. Хоть бы имена героев раскрыли, ну честное слово.
Красивую точку во всём этом безобразии поставила «церемония закрытия». Начнём с того, что выступление оркестра перед гранд-финалом явно не было рассчитано на трансляцию. Люди в зале восторженно наблюдали за происходящим, пока зрители на стриме вытирали вытекающую кровь из ушей. Отсутствие акустики и неправильный баланс звука из талантливых музыкантов сделали недоучек. Но даже это не переплюнет финального аккорда трансляции. После торжественного награждения Team Liquid операторы проследовали за командой до автобуса… и всё. Даже интересно, как и на чем турнир закончился для 15 тысяч человек в «Ки-Арене»?
Valve и PGL пора взяться не только за заботу об игроках и комментаторах, но и обратить внимание на зрителей. Никто не требует приглашать известные группы или устраивать огненные фонтаны на сцене. Хотя бы поставьте в своём красивом и интересном турнире не менее крутую точку.
Этот The International получился крутым и непредсказуемым. Команды удивляли друг друга и поклонников, игроки ставили рекорды, а комментаторы срывали голоса. Его не испортил даже финал со счётом 3:0 хотя бы просто потому, что в нём выиграл Куро «Kuroky» Салехи Тахасоми. Каждый год TI учит игроков и организаторов чему-то новому. Чтобы следующий турнир был ещё лучше.