После насыщенного старта сезона в Dota 2 комментатор Виталий v1lat Волочай решил взять перерыв в освещении турниров. К своей основной деятельности он вернулся на мэйджоре ESL One Katowice. Перед стартом чемпионата в интервью нашему сайту Виталий рассказал, чему посвятил два месяца отпуска, оценил эффективность франшизных лиг в киберспорте и дал важные советы начинающим комментаторам.
— 3 декабря вы объявили, что берёте перерыв в комментировании. За эти два месяца в доте прошло несколько турниров, трансферное окно и парочка драм. А что случилось в жизни Виталия Волочая за это время?
— Я посмотрел больше доты, чем когда-либо в своей жизни. Потому что, когда ты комментируешь, у тебя нет времени её смотреть. А когда не работаешь, появляется огромное количество времени. Я начал больше следить за другими дисциплинами. Стал лютым фанатом Overwatch League, прямо ночей недосыпаю и смотрю. Хотя раньше меня на другие дисциплины не особо тянуло, не считая CS:GO. Я посмотрел полностью мэйджор по CS:GO. И провёл очень много времени со своей семьёй. Наверное, это самое главное.
Ну и то, ради чего я и брал этот отпуск — у меня наконец-то опять появилось желание комментировать, голос отдохнул. Можно снова врываться и возвращаться на прежний уровень.
— Помогла ли эта перезагрузка переоценить какие-то моменты в работе?
— Это помогает перезагрузиться физически. Старт сезона был очень сложным. Всю осень в Москве студия достраивалась, соответственно, полноценно функционировала студия только в Киеве. А тут только я и Виктор GodHunt Волков. Поэтому мы комментировали абсолютно всё: ESL, PGL, DotaPit, Perfect World Masters, DreamLeague. Было три месяца адской доты нон-стоп. Ты физически устаёшь, потому что болят голосовые связки. И ты устаёшь морально: столько доты — это лютое перенасыщение.
И этот отпуск позволил перезагрузиться Я за это время отсмотрел тонну новых людей, наслушался новых комментаторов. Больше начал обращать внимание на англоязычных коллег, хотя до этого я их смотрел довольно редко. Я не помню, когда я последний раз слушал, как работают BTS, потому что параллельно комментировал сам. У них, оказывается, появились неплохие новые ребята, и у них хорошо получается. И у нас появились новые парни.
Когда у тебя есть много свободного времени, чтобы просто смотреть доту, это реально помогает. Не знаю, как там другим, но я бы посоветовал по возможности брать отпуск.
Виталий Волочай
— Удалось ли за это время поработать над профессиональной стороной? Может, подметить какие-то моменты в работе коллег?
— Нет, я не работал ни над чем конкретным, не посещал никаких курсов. Преимущественно, я реально отдыхал, пытался не обращать внимание на происходящее вокруг. Но я не то что бы отдыхал полноценно. Я всё равно занимаюсь разной административной работой на RuHub: расписание, договорённости, много всего.
А для себя я вряд ли что-то выделил. Разве что я очень много отсмотрел того, как работают англоязычные коллеги, в частности на Overwatch League. И мне очень нравится, как там себя ведут кастеры, как они поддерживают беседы, как у них работает pbp-комментатор.
Мне кажется, из таких эфиров я вынес что-то новое для себя.
— Существует ли действительно отдых от киберспорта или вы продолжаете следить, смотреть и решать рабочие вопросы?
— Не для меня. Честно, пытался. Но ситуация такая, что если ты вылетаешь на неделю, можно не успеть за происходящим. Да, иногда мы уезжаем в горы или на море, тогда я не смотрю эфиры, но всё равно пытаюсь по вечерам почитывать «Твиттер». Но особо не узнаю новостей, не захожу на «Реддит» неделю-две. Но полностью себя ограждать от этого я не могу.
Сейчас каждые две недели патч. Да, они маленькие, но всё равно. Постоянно каких-то игроков кто-то кикает, кто-то кого-то забирает. Всё время идут квалификации и какой-то движ. Это как с игрой в доту, когда ты молодой мидер. Если ты хотя бы на месяц вылетишь, тебе уже не догнать пацанов, которые сидят и играют по 20 часов в сутки. Так что не думаю, что в киберспорте вообще существует полноценный отпуск.
— Пока мастера отдыхают, на сцену выходит молодежь. Например, Epicenter проводит целый конкурс молодых комментаторов. Удалось ли оценить их касты? Можете ли вы кого-то выделить?
— На самом деле, я ожидал от отборов на Epicenter немного большего. Потому что идея крутая: давайте искать новых комментаторов, новые лица. Но, на самом деле, я могу отметить только троих людей, которые выделились: Георгий Lum1Sit Андропов, Дмитрий Flunky Мешков и Дарья Eiritel Морозова. И все эти люди не новые.
Lumisit комментировал на каналах RuHub квалификации еще на киевский и на бостонский мэйджоры, комментировал отборы на The International. Он работал на разных дивизионах: Южная Америка, Азия и Китай. То же самое и Flunky — он работал на квалификации на The International. То есть это не совсем новые люди. Они новые для простого зрителя, который особо не следит за сценой. Я с ними знаком, общаюсь и даже в «Телеграме» про них пишу.
Дарья Морозова
Могу отметить Eiritel. Я её тоже видел, когда она раньше работала на UCC, смотрел несколько её эфиров. А здесь ей дали большие возможности. Так что здесь я её выделю.
Вот у этих троих ребят есть самый большой шанс закрепиться. Хотя Lumisit уже это сделал. Он уже полгода как работает на RuHub, даже на студийных эфирах. И он всё чаще будет появляться на разных квалификациях.
— Вы говорите, что ожидали большего от этого конкурса. В чём он недотянул?
— Ожидал больше новых людей. EEE написали в «твиттере», что им пришла куча заявок. Когда начались первые матчи квалификаций на англоязычных стримах, там реально было много совсем неизвестных ребят. Я начал думать, что сейчас и русскоязычных придёт столько же. Появляются ссылки — а это всё те же люди, которых я уже слышал и видел.
Там были ребята. которых я не слышал и не видел никогда. Ну, включил я их на несколько минут, послушал — и совсем печально было.
Я надеюсь, что такие конкурсы станут более частым явлением, будут появляться новые лица. Ну, или хотя бы эти не очень новые лица будут приобретать популярность и аудитория будет к ним более лояльна.
— Сейчас хорошее время, чтобы начинать большую карьеру в комментаторстве в Dota 2?
— Сейчас очень хорошее время, чтобы начать карьеру киберспортивного комментатора. Но есть одно но.
Я бы не рекомендовал молодым комментаторам ориентироваться на Dota 2.
Мы все прекрасно понимаем, что сейчас происходит с дотой. Дота в режиме стагнации, она не привлекает то количество игроков, как прежде. Мы видим, что она не особо классно меняется. И она по чуть-чуть начинает затихать. О том же говорит статистика и интерес людей к турнирам. И всё это учитывая количество матчей, которые сейчас проходят.
Честно признаюсь, ещё до Нового года я следил за всеми отборами. Тогда я мог сказать, кто выиграл квалификацию на Perfect World Masters от Азии. Я бы ответил, не задумываясь. Сейчас я потерял нить. Нереальное количество матчей, стримов и всего вокруг. И люди перестают интересоваться играми по доте, матчи перестали быть чем-то особенным. Матч Fnatic-TNC мы видели в этом сезоне уже 60 раз, мне уже не интересно это смотреть. И когда придёт новый комментатор и сядет работать на этот матч, он не получит своей аудитории.
Да, в киберспорт нужно приходить, и комментаторы очень нужны. В принципе в русскоязычном сегменте появляется очень мало кастеров, не только в Dota 2. Но поверьте, мне кажется, что если вы любите компьютерные игры, более перспективно было бы покомментировать CS:GO, например, или еще несколько игр.
Виталий Волочай
— Все дают советы, что нужно делать молодым комментаторам. А что нельзя делать, чтобы успешно начать карьеру?
— Я сейчас пройдусь по злободневной теме. Точно в СНГ и в Европе вряд ли чего-то в комментировании достигнут те, кто пиратит турниры. Все, кто работает на The International и мэйджорах вместе, уважают труд друг друга. Мы друг друга не пиратим. Сейчас появилось очень много людей, которые начали стримить турниры. Да, это не наши проблемы, нас это не касается, это проблемы организаторов. Но эти люди не уважают работу турниров, а значит они не уважают то, что они делают для игроков, команд и кастеров. Про это идёт много споров, много обсуждений, аудитория будет всё это защищать — на здоровье. Но если вы будете пиратить, будьте готовы, что вас не возьмут на Starladder, вас не возьмут на RuHub и с вами не будут работать BTS и JoinDota. Просто потому что вы поступали не очень красиво.
Что ещё не стоит делать? Не стоит стишки про мам рассказывать и ругаться в эфире, как я в 2008-м… Потому что, поверьте, 10 лет за вами это будет тянутся.
— За последние пару меясцев в англоязычном комментаторском сообществе произошла смена поколений. Бен Merlini Ву закончил карьеру аналитика, решив сменить приоритеты. Дэвид LD Горман занялся бизнес-стороной BTS. Тоби TobiWan Доусон отправился в свободное плавание и начал несколько личных проектов. Чем может заниматься комментатор в СНГ, когда решит отойти от этой деятельности?
— Перспективы зависят от человека. У LD была изначально поставлена так жизненная позиция. Он с первых дней существования BTS занимался бизнесом: спонсорами, переговорами, контактами, налогами. Понятное дело, что Godz ему помогал, но больше это лежало на его плечах. И, грубо говоря, за его карьеру, когда он комментировал, это было больше хобби, которое приносило много денег. А его основной работой было построение компании. И сейчас я очень рад, что он наконец-то нашёл в себе силы сказать: «Спасибо, эти были прекрасных 6 лет комментирования, а дальше я сконцентрируюсь на бизнесе».
В этом большой минус наших талантов, не только комментаторов. И это не только Dota 2, но и CS:GO, и HS — это абсолютно всё. У нас очень и очень узкопрофильные комментаторы. Есть единицы, у которых есть параллельные активности.
В первую очередь это стримы. У нас есть всего пара кастеров, которые если прямо завтра перестанут комментировать Dota 2 или CS:GO, смогут на чем-то зарабатывать. Например, стримить. У нас это Витя GodHunt, у которого есть своя аудитория. Он будет стримить, сможет поддерживать себя, семью. И ему неважно, есть дота или нет.
Виталий v1lat Волочай и Виктор GodHunt Волков
У большинства остальных пока не просматривается такого. Люди, если попали в штат крупной студии, прекращают заниматься чем-либо, развивать себя. И тому есть очень яркие примеры, особенно в англоязычном сообществе.
И может это будет грубо, но я не думаю, что кто-то из существующих комментаторов может сказать: «ладно, я ухожу из комментирования, я буду заниматься чем-то другим в киберспорте». Я не говорю, что они не могут уйти работать в другую сферу. Но плохо, что люди занимаются чем-то одним и не стараются смотреть на мир шире.
— Наверное, это может быть хорошим советом для молодых комментаторов.
— Да, смотрите шире. Не зацикливайтесь на одной игре. Не зацикливайтесь в принципе на киберспорте. Не думайте, что вы должны делать что-то одно — и всё.
Не играйте в доту 12 часов в день. От этого реально лучше никому не станет. По 12 часов в день нужно играть, если ты профессиональный игрок. Ищите правильный баланс и думайте о том, что Dota 2 завтра могут закрыть.
— Трансферное окно закрыто. Если говорить о ситуации в мире, какой регион оказался в выигрыше?
— Легко сказать, какой регион выиграл — это Китай. Там команды стали ещё равнее. Средние команды стали сильнее. Если раньше были чёткие tier-1 Китая (Newbee и LGD), то после перехода DDC к VGJ.Thunder они стали подтягиваться к ним. LFY остаётся на уровне, там пришёл Ohaiyo, они начали играть. И в итоге у нас в Китае образовывается та самая ситуация, которая происходит в марте каждого года. Ближе к Китайскому Новому году они начинают режим подготовки к TI. И тогда в Китае происходит не то что у нас. Это у нас один явный доминатор, и все остальные, которые где-то бодаются. В Китае сейчас 4-5 команд, которые могут выигрывать любой турнир с любыми соперниками.
— Перестановки в СНГ помогли кому-то или только испортили положение?
— Очень сложно правильно ответить на этот вопрос. Я считаю, что помогли. Я писал об этом сразу же. В Na'Vi перестановки: Илья Lil Ильюк будет играть на “пятёрке” — и за этим будет очень интересно понаблюдать. У Na'Vi были свои проблемы, у них что-то не получалось с Акбаром Sonneiko Бутаевым, и они это решили. У VP не получалось с Lil, они это тоже решили. В итоге Rodjer перешел в VP, Lil — в Na'Vi. И всё сложилось, как и должно.
Глобально, мне кажется, обе команды выиграли. Но не может быть так, чтобы все оказались в выигрыше. Кто-то точно будет проигрывать и получать от фанатов на орехи. Na'Vi вон уже проиграла Spirit — и вы посмотрите, что вылилось в интернете. Люди не думают, что Lil и Lebron только приехали с аэропорта и сразу же сели играть. Не думают, что они сыграли всего две игры вместе. Но нельзя просто собраться и начать всех обыграть. Но люди пока об этом не думают. Так что, мне кажется, у Na'Vi и VP всё будет хорошо.
Natus Vincere
Мне очень сложно что-то сказать по поводу Empire. Да, Айрата Silent Газиева там уже нет. И непонятно, как у них будет получаться с Александром Nix Левиным. Я не думаю, что это трансферное окно пошло им на пользу. Ну и про Vega Squadron тоже ничего сказать не могу, хоть и результаты у них сейчас более-менее. Но не буду утверждать, что они усилились.
В целом, как мне кажется, СНГ-регион проиграл в этом трансферном окне больше, чем выиграл.
— Спортивный мир сейчас сосредоточился на Олимпиаде. МОК весь 2017 год крутился вокруг киберспорта. В августе пройдут Азиатские игры в Джакарте, где впервые появятся компьютерные соревнования. Зачем всё это МОК? И кто кому нужен в этой ситуации?
— Я считаю, что на данном этапе, Олимпиаде нужен киберспорт сильнее, чем киберспорту Олимпиада. Киберспорт полностью самодостаточен.
Последнее, что нужно киберспорту — это чтобы кто-то пытался загнать его в какие-то рамки соответствий, законов и правил. Киберспорт не может быть регулируем, в отличие от лыжных гонок, бобслея и футбола, которые никому не принадлежат. Эти виды спорта принадлежат человечеству. А киберспортивные игры принадлежат конкретным людям. Нельзя заставить их существовать по каким-то правилам.
Аудитория спорта сейчас очень взрослая. И если в Америке культура боления простым спортом прививается с детства, где ты должен болеть за свой колледж, за своего друга, за свой город, то у нас этого нет. И большинство людей, которые будут читать это интервью, понятия не имеют, что такое Олимпиада, и что она сейчас проходит. И это очень плохо. Поэтому я надеюсь, что у МОК получится договориться с киберспортом. И в условном Токио в 2020 году будут показательные дисциплины, хотя бы так, как это было здесь. Чтобы молодые люди, которые увлекаются киберспортом, знали, что есть такая штука как Олимпиада. И, может быть, он посмотрит Dota 2 и случайно одним глазом зацепится за соревнования по велотреку или биатлону. Его заинтересует, он будет смотреть, заниматься и рассказывать своим друзьям. И всем нам станет жить немножечко лучше.
— Раньше неофициальной киберспортивной Олимпиадой был WCG. Сейчас его место пытается занять WESG. Это полезная практика, когда киберспортсмены представляют страну, а не тег?
— Они пытаются и довольно неплохо. Сама идея WCG, ESWC и сейчас идея WESG — она супер-крутая. Если все со стороны смотрят и кричат, что это «рофлотурик», на котором просто денег «пофармить», то вы, ребят, там просто не были. Мы туда ездили. И на финалы в Китай, и на финалы европейской квалификации в этом году в Барселоне. Это действительно круто. Это объединяет людей.
Я всегда вспоминал с пиететом 2010 год, когда мы ездили на ESWC и болели там за наши команды по CS. То же самое было в Барселоне. Мы заканчиваем матч за 3-е место, Team Ukraine идёт болеть за наших CS-ров, которые сейчас играют в финале. С нами Bly, который только что закончил соревнования в StarCraft. И вся эта движуха — это действительно классно!
Виталий Волочай
Я не буду вдаваться в детали, что нужно немного поменять правила, чтобы не приезжали Alliance или TNC полным составом. Нужно, чтобы это были действительно сборные, в которых максимум 3 человека из одной команды. Но эта идея классная и она мне нравится. Но в режиме дисциплин CS:GO и Dota 2 и их массовых турниров, очень сложно будет продержаться. И уже у WESG в этом году огромные проблемы с некоторыми командами, потому что договориться с другими турнирами невозможно, если ты не мэйджор и майнор.
— Вы как менеджер наверняка знаете чуть больше. Сейчас от WESG никаких новостей. Когда ждать финалов? Не пересекутся ли они с турнирами рейтингового сезона?
— Я получил официальное письмо буквально несколько дней назад (беседа с Виталием произошла на прошлой неделе. — Прим. «Чемпионата».). Я пока не имею права разглашать, где пройдёт финал, но все знают, что это будет Китай. Это будет сразу после PGL Major. Все нужные документы для виз и для поддержки команды организаторы начинают отправлять. По сути, у нас еще есть месяц, и этого времени достаточно. Есть только один минус — все китайские посольства закрылись на две недели из-за китайского Нового года.
Но самая большая проблема — что WESG накладывается на майнор в Индонезии И некоторые организаторы поставили квалификации на свои очередные мэйджоры, которые пройдут в мае, на даты WESG. Из-за этого некоторые команды не могут отпустить своих игроков. В частности, приоткрою информацию, команда OG будет вынуждена остаться в Европе и играть отборы. Соответственно Тал Fly Айзик, игрок сборной Канады, и Роман Resolution Фоминок, игрок сборной Украины, посетить WESG не смогут.
— Несколько лиг по LoL и Overwatch перешли на франшизную модель. В этом будущее киберспорта?
— Да, это единственное возможное будущее киберспорта. Я очень рад, что так происходит. Это очень круто. В OWL в первом сезоне все смеялись, что слот стоит $ 20 млн, мол, как это тупо. В итоге есть информация, что во второй сезон слоты будут стоит от $ 35 до $ 60 млн. У лиги появились спонсоры, трансляции — это просто что-то. Это уровень NFL и NBA. Это прекрасно смотрится, и люди на это ходят. И спонсорам это нравится. Точно также как LCS. Хьюстон, Кливленд и Голден Стэйт уже купили себе франшизы и развиваются в эту сторону. Это даёт стабильность и возможности.
Вот у нас в доте какая ситуация? У владельца команды и спонсоров нет никакой уверенности, что этот коллектив всерьёз и надолго будет на топовом уровне каждую пятницу вечером показывать твои нашивки на каналах Twitch. А у спонсоров команд LCS и OWL такая уверенность есть — вот они туда и вкладываются.
Очень хочу, чтобы такое было в доте, но уже поздно.
— Выгоды от этой модели понятны: стабильность привлекает крупных инвесторов, команды имеют влияние на происходящее в лиге. Есть ли кто-то, кто проигрывает от этого?
— Это невыгодно организаторам турниров: Starladder, EEE и ESL. Тут вопрос в том: нужно ли это Valve. И сразу отвечу — скорее всего, нет. И сможет ли кто-то это сделать вместо Valve, но с их разрешения. И единственные в мире, кто теоретические могут это сделать — ESL. Но не думаю, что у них это получится. Но это нужно договариваться с Valve, да и все остальные будут протестовать. Я не вижу реальной возможности в доте создать всемирную или хотя бы для пробы китайскую лиги. Потому что у нас очень странная ситуация на рынке.
— По всему миру крупные спортивные клубы вкладывают деньги в киберспорт и покупают слоты в лигах. В СНГ мы пока слышим только сомнительные истории провалов. Почему так?
— В СНГ спортивные клубы не умеют зарабатывать деньги. Никто. Есть несколько единичных примеров, которые хоть как-то могут поддерживать себя на плаву: условный ФК «Краснодар» в России, донецкий «Шахтер»… И практически всё. Не умеют люди зарабатывать. Не умеют в маркетинг. Не интересно нашему массовому потребителю пойти и купить майку какого-то клуба. И вкладываются в киберспорт они точно также.
Потому что менеджмент на уровне восьмого класса средней школы. И проблема не киберспорта, а самих спортивных клубов. Пока они не научатся зарабатывать деньги, зачем они нужны в киберспорте?
Киберспортивные клубы VP и Na'Vi зарабатывают намного больше, чем спортивные клубы. Естественно, в сравнении затрат и приобретения. И намного популярнее, чем какие-то футбольные клубы в России и в Украине.
— А киберспортивным командам нужна хотя бы какая-то помощь от спортивных клубов? Может, чтобы расширить аудиторию, как это преподносили раньше.
— Тут такая же проблема. Посмотрите, сколько людей ходят на футбол. И посмотрите, сколько людей смотрят трансляции по Dota 2 и CS:GO. Тут уже непонятно, кто кому нужен. Если несколько лет назад было бы очень круто попиарить с помощью московского «Спартака» или киевского «Динамо» игру в CS:GO, то сейчас, мне кажется, даже наоборот. Попиарить матч «Спартака» на стриме по CS:GO — это намного эффективнее. Я не верю в то, что спорт в СНГ может дать хоть что-то киберспорту, кроме опыта от комментаторов.
Виталий Волочай
— Наверняка у вас личные сообщения забиты вопросами «как попасть в киберспорт?», «что нужно делать, чтобы попасть в RuHub?». Какими навыками нужно обладать помимо большой любви к игре, чтобы работать в этой сфере?
— Наверное, навыками работать ещё где-то. У людей почему-то есть какое-то странное мнение, что в киберспорте зарабатывают очень много денег. В киберспорте много денег зарабатывают единицы. Это единицы игроков, меньше 1%, которые получают больше, чем среднестатистический менеджер или продавец в магазине техники. Все остальные зарабатывают очень мало. Это касается и игроков, и комментаторов, и аналитиков, и техников, и редакторов.
Да, люди действительно очень много пишут по этому поводу. И уже на третьем письме общения спрашивают, сколько им будут платить. Вы прикалываетесь, ребята? Если вам вообще будут что-то платить, то уже хорошо. Система работы в киберспорте очень простая: ты должен прийти и делать то, что тебе нравится. И делать это хорошо. И тогда придут деньги.
А люди немного по-другому обращают внимание на киберспорт. Они думают, что там $ 100 млн и надо просто прийти и зарабатывать. Так это не работает. Нужно хотеть сделать что-то полезное и хорошее. И таких людей всё меньше и меньше.
Всё меньше людей приходят в комментирование, потому что им хочется комментировать и доносить своё видение игры до зрителя. А больше тех: «А я попаду на TI?», «А сколько мне будут платить?», «А меня поставят комментировать Na'Vi?». Ребят, так система не работает.
— Сейчас популярны образовательные программы в вузах, где обещают научить быть менеджерами, тренерами и другими работниками в киберспорте. От этого хоть какая-то польза есть?
— Я пока не понимаю, что могут дать в любом университете в плане киберспорта. Слишком молодая среда у нас. Я понимаю, чему способны научить за два часа условного семинара Александр Zerogravity Кохановский или Антон Sneg1 Черепенников. Я знаю, что они могут рассказать. Но что могут объяснить в университете? Наверное, в СНГ человек 10 могут чему-то обучить. Вам никто ни в каком институте не расскажет, как быть менеджером или как правильно комментировать. Этому ты должен научиться сам.
Корочку может получить любой, просто заплатив денег. А кто-то может долго работать и не учиться в институте, потому что ему нужно работать. Это не значит, что он хуже. Это значит, что он намного опытнее.
— Тоби Доусон утверждает, что одна игра живёт недолго и всегда нужно иметь в запасе «пути отступления» в другую дисциплину. Если доту ждёт упадок, то в эфирах какой игры мы услышим V1lat?
— Я прямо сейчас готов комментировать CS:GO. Мне осталось пару карт подтянуть. У нас Сергей Smile Ревин пошел комментировать CS, и его аудитория приняла так, что ого-го! Я готов комментировать Overwatch. Я в принципе настолько много смотрю киберспорт, что могу комментировать абсолютно всё, кроме Hearthstone. Его я просто не люблю как игру.
Если честно, я иногда даже хочу. Когда нет возможности взять длительный отпуск, очень прикольно было бы переключаться между играми. Потому что это расширяет понимание и даёт возможность общаться с новыми людьми. И это новая аудитория, что всегда полезно и интересно. Я всегда открыт, так что если кому интересно — предлагайте. Я бы с радостью прокомментировал вашу игру, даже неважно какую.
— Может быть, зрители дождутся этого на обещанных стримах?
— Да, уважаемые зрители, простите. Я просто сейчас нахожусь в процессе сборки нового компьютера — и это сложно. Я первые два стрима запустил ещё на старом компьютере, у меня всё жутко лагало, и это было очень плохо. Но я купил веб-камеру, у меня есть 120 ГЦ мониторы. Осталось до конца собрать комп. И очень скоро, я надеюсь, стримы будут, потому что мне самому это очень нравится.