Впереди у команд по Dota 2 ещё несколько месяцев профессионального сезона. Но уже сейчас игроки и организаторы турниров делятся своими выводами, как проходит Dota Pro Circuit и чем они остались недовольны после первого года экспериментов. Большинство из них сходятся во мнении: Valve стоит плотнее взяться за регулирование сезона, но при этом не переусердствовать с контролем. Мы предлагаем семь дополнений к правилам DPC, которые облегчат жизнь киберспортсменов, турнирных операторов и зрителей.
Установить количество приглашений на турниры
Самая острая тема последней недели: кого, когда и за что нужно приглашать на мэйджоры и майноры. Как отметили организаторы турниров, им не выгодно, чтобы Valve диктовала, кого звать на чемпионаты. Ведь это не только соревнования, но и бизнес, так что здесь замешаны не только спортивные интересы.
Андрей Яценко, старший руководитель проектов ESL: Реальность в том, что на данный момент Valve никак не поддерживает финансово турниры, кроме увеличения призового фонда. А так как организаторы турниров это не благотворительные фонды, то они делают в первую очередь ПРОДУКТ и БИЗНЕС, который должен окупаться.
Самым адекватным решением этого вопроса кажется ограничение количества приглашений на турнир. Мэйджору на 16 команд хватит 6-8 инвайтов. Турниру с 12 участниками можно выделить 4 слота для приглашённых команд. А соревнования с 8 коллективами и так могут позволить себе выдать только два инвайта.
А вот кем заполнять этот список — уже дело организаторов. Они могут пользоваться текущим рейтингом и иметь оправдание перед всеми недовольными. Могут звать на эти слоты медийные команды или представителей региона, чтобы обеспечить себе хоть немного прибыли. А заодно и заработают себе драму на Reddit и в «Твиттере», чтобы об их турнире говорили за месяц до старта.
Дополнительное трансферное окно
«Учитывая, сколько сейчас уже команд в открытых квалификациях, выходит, что никто этого не боится. Но что может быть жёстче, чем это наказание? Может быть, этого и недостаточно, но жестче ничего не придумаешь. Ты же не можешь команду не допустить даже к открытым квалификациям? Это совсем абсурдно звучит. Но одного ростер-лока, на мой взгляд, в этой ситуации точно недостаточно", — рассказал в интервью «Чемпионату» Ярослав Miposhka Найденов, игрок Team Empire. На тот момент команда уже была на грани открытых отборов, а затем официально заменила игрока вне трансферного окна.
По подсчётам пользователей форума Reddit, сейчас осталось чуть больше 40 команд, которые сохранили зарегистрированные составы. Это на шесть официальных регионов.
Valve просто некого будет приглашать в региональные отборочные! Логика игроков в этом случае проста: твоя цель — попасть на The International, а если ты не можешь пройти открытые квалификации, то делать на чемпионате мира тебе нечего. Так что устрашение bo1-рулеткой уже ни на кого не работает.
В прошлом сезоне ситуация была не столь катастрофичной. Её спасло дополнительное трансферное окно весной 2017 года. И будь в этом сезоне ещё одна возможность официально сменить состав, таких проблем удалось бы избежать.
Кроме того, игрокам необходимо заранее знать, когда Valve даст возможность открепить и закрепить игроков. Это поможет избежать лишних драм и заранее подготовиться к переходам, а не делать их как Fnatic в этом году.
Наконец, мне кажется, что отношение Valve к ростер-локу было в целом очень плохим. Был двухнедельный перерыв, когда никто не играл. И вместо того чтобы поставить лок на это время, они рандомно анонсируют его посередине нескольких квалификаций на мэйджоры, — жаловался тогда EternalEnvy.
Кроме того, некоторые зрители советуют ужесточить наказание за смену состава вне трансферного окна. Например, не давать этим командам прямые приглашения на мэйджоры и майноры, а отправлять хотя бы в региональные отборы.
Штрафы при переходе
Спорный прецедент в этом сезоне создала Natus Vincere. Во время трансферного окна в состав «рождённых побеждать» перешёл Илья Lil Ильюк. Вместе с драмами он принёс с собой 929 рейтинговых очков, честно заработанных выступлениями в Virtus.pro. Этот трансфер поднял Na'Vi в топ-8 мира, а затем обеспечил несколькими приглашениями на турниры, основанными на этом рейтинге. В том числе спорный инвайт на супермэйджор.
«Na'Vi получили приглашение, основываясь на достижениях игрока, который еще не заработал для Na'Vi ни одного очка. А ещё они получили самый высокий посев на квалификации к ESL», — возмутился этой ситуацией Мауриц Khezu Гутман.
Решение этой проблемы предлагал Джеки EternalEnvy Мао в AMA-сессии после трансфера Саахила Universe Ароры:
«Я думаю, что команды должны терять очки за смену состава. Нужно отнимать процент текущих очков. Дота — это командная игра. И если команда делает изменения, индивидуальная ценность каждого игрока должна быть понижена, пока команда не докажет обратное».
Сейчас при переходе во время официального трансферного окна игрок и команда сохраняют все заработанное. Лишать киберспортсменов очков полностью было бы нечестно. А вот небольшой штраф в 25% сгладит сложившуюся ситуацию.
Контролируемое расписание квалификаций
Главной причиной хаоса этого сезона стали бессчетные квалификации на мэйджоры и майноры. Например, прямо сейчас Юго-Восточная Азия вынуждена играть отборы сразу на четыре турнира. В расписании чемпионатов организаторы и Valve практически не оставили места для проведения квалификаций. А если бы несколько турниров не сорвались, то ситуация стала бы еще сложнее. Так появляются квалификации, подобные сетке Китая или SEA на Starladder, где в single elimination встречаются четыре команды. Такая суматоха породила практически наплевательское отношение организаторов к отборочным этапам и усталость и недовольство игроков.
«Такое ощущение, что из-за обилия мэйджоров и майноров турнирные операторы решили, что можно провести квалификации лишь бы они были, а всё внимание уделить „лану“», — сетовал Олег Повар, администратор чемпионатов Epicenter.
Сами администраторы турниров уверены, что решить эту проблему можно административным путем, составив заранее общее расписание отборочных. Только контролировать их должен не сторонний человек, а представитель Valve.
Владислав Удовенко, менеджер проектов Starladder: Раньше в Сети был документ, который включал в себя все расписания турниров и квалификаций. И вместе с ним была конференция в «Скайпе», где находился Бруно. Там можно было о чём угодно спрашивать напрямую. Это было быстро и полезно. Сейчас Valve этим вообще не занимается.
Организаторы будут знать, с кем и как у них пересекаются отборы. Команды будут заранее в курсе, где они смогут участвовать. И даже зрители перестанут путаться в трансляциях, если стримы квалификаций перестанут появляться из воздуха через два часа после анонса.
Обязательные открытые квалификации
В отношении отборочных этапов Valve установила только одно правило — они должны пройти в шести регионах. Всё остальное — на усмотрение организаторов. Участники и формат сильно зависят от расписания команд и других турниров, но вот наличие открытых отборов может стать отличным подспорьем для развития сцены и решения спорных моментов с приглашениями.
Открытые квалификации уже вошли в привычку практически у всех организаторов турниров. Но GESC решили воспользоваться неутвержденностью правил и просто пригласили по четыре команды на отборы на свой турнир в Таиланде. Выданные инвайты показались несправедливыми комментатору Миле Алиевой, а отсутствие открытых квалификаций не дало возможности даже попытаться побиться за слот.
«Я в упор не понимаю, по какому признаку выбирают коллективы. И почему четыре?? Команды, получившие слоты: «Вега», «Империя», «Нави», «Спирит». Забавно, что я (видимо, в своем мирке) была на сто процентов уверена, что открытые квалификации входят в обязанность миноров-мажоров. Но такого правила нет. Считаю, что это серьёзная недоработка от Valve, которую, надеюсь, они в будущем времени пофиксят. Ну, представьте такой момент: ваша любимая команда стоит на 9-й строчке очков на инт. И ей не дают слот. Ну просто так. По личным причинам, медийка плохая, игрок не нравится. Они не обязаны говорить почему», — объяснила свою позицию Алиева.
В подобной ситуации оказался и состав Mad Lads. Khezu посетовал в твиттере, что после участия в нескольких финалах европейских отборов, их не позвали на квалификации к GESC. Зато Alliance без достижений была удостоена приглашения. Будь у турнира обязательная открытая квалификация, обиженных было бы меньше, да и находить новые талантливые команды стало бы проще.
Нужно меньше мэйджоров
Если после прочтения предыдущих пунктов вы поняли, что посмотреть и сыграть столько в него невозможно даже с правилами и расписанием, то вы правы. Потому что этот сезон явно получился экспериментальным и перенасыщенным не только для зрителей, но и для команд. И это при том, что несколько запланированных турниров так и не состоялись.
Очень хочется, чтобы на следующий год стало меньше мэйджоров. Наверное, 10 майноров или около того стоит оставить, они идут на пользу полупрофессиональным командам, а вот 10 мэйджоров в год — это чересчур, — поделился мнением Лассе MATUMBAMAN Урпалайнен в интервью для Cybersport. Ещё в начале сезона Марк Авербух отметил, что Valve явно не проводила селекцию организаторов и дала статус всем, кто смог обеспечить нужный призовой фонд. И это было ошибкой со стороны разработчиков, которая вылилась и в перенасыщение сцены, и возможное снижение качества.
Ограничение количества хотя бы мэйджоров в сезоне положительно скажется на большинстве сторон. Организаторы будут стараться заполучить этот статус и выиграть «тендер» от Valve, команды смогут составить удобоваримое расписание, где будет место не только турнирам, но и буткемпам. А для зрителей вернётся хоть немного прежнего ощущения хайпа и предвкушения крутого турнира.
Впрочем, комментатор Остин Capitalist Уолш уверен, что количество чемпионатов сократится естественным путём.
«Мне кажется, Valve всё это допустила во многом потому, что рассчитывала на саморегуляцию рынка — и думаю, к следующему году произойдёт именно это. По-моему, турниров естественным образом станет меньше, так как, наверное, многим организаторам вернуть свои инвестиции толком не удалось. Многие организаторы особо и не представляли, с чем связываются. Думаю, они сбавят обороты, и мы естественным образом станем воспринимать турниры как нечто более престижное, и спонсоры, надеюсь, начнут относиться также. Экосистема, мне кажется, сама себя сбалансирует», — отметил он в интервью Cybersport.com.
Меньше топовых команд на майнорах
С ещё одной большой проблемой столкнулись майноры. В начале сезона казалось, что турниры такого масштаба нужны, чтобы команды ниже уровнем могли получить необходимый опыт, побороться за небольшое количество очков и доказать свою состоятельность. В итоге из страха остаться без очков на майноры рванули топовые команды и успокоились только к весне, когда турниры этого уровня практически закончились. С точки зрения игрока эту ситуацию красочно описал Miposhka:
«Даже в теории, чтобы выиграть майнор, такой команде, как мы, нужно обыграть Team Secret, потом Newbee, потом Liquid, а потом ещё раз кого-то из них. То есть сначала чемпионов мэйджора, потом вице-чемпионов TI, затем чемпионов TI и затем ещё раз с кем-то из них сыграть — и это чтобы выиграть какой-то там майнор. Какой в этом вообще смысл? Ты приезжаешь на майнор, за который дает каких-то там 300 очков, а играешь там против топ-3-4 рейтинга. У тебя даже в теории нет шансов выиграть этот турнир. Даже сам перестаёшь в себя верить».
Из-за отсутствия возможности соревноваться на достойном уровне, организациям приходится закрывать составы по Dota 2. Так случилось с Digital Chaos, которая поняла, что у тир-2 и тир-3 сцены в этой дисциплине нет будущего, если кто-то не возьмётся за её контроль.
Глядя на турниры, где Team Secret или Team Liquid приезжают проехаться по головам, в сообществе предложили своеобразное решение: не приглашать к участию в майнорах команды, которые занимают первые четыре строчки в текущем рейтинге. Правда, это правило может вступить в силу только после нескольких месяцев, когда составы уже разыграли первые очки.
Другое решение проблемы, менее радикальное, предложила Мюриэль Kips Хейсман, тренер Vega Squadron:
Я где-то слышала раньше, что если давать очки DPC не топ-4, а топ-8 мэйджоров, то команды, показывающие хороший результат, будут уверены в том, что получат очки за участие в мэйджоре и не будут бояться, что один пропущенный майнор лишит их возможность поехать на TI. Думаю, это хороший способ решить существующую проблему.
Возможно, в следующем сезоне частично эта проблема решится сама собой. Топовые команды, уверенные в своих силах, уже в этом году поняли, как невыгодно тратить ресурсы на поездки на майноры. Они расходуют силы на чемпионатах, где могут заработать максимум 450 очков, а потом не могут сыграть в полную силу на мэйджорах, где разыгрывается еще больше. Так что страдают от этого не только сами команды, но и зрители, которые вторую половину года смотрят на вымотанных игроков, мечтающих о выходных, а не о кубках.
У профессионального сезона в Dota 2 ещё много проблем. Игроки жалуются на форматы, предвзятость организаторов и «региональные слоты». Турнирным операторам нужна поддержка разработчиков, а зрители просто устают от однообразия. Возможно, про-сезон следующего года устаканится сам собой, но без хотя бы мимолетного внимания Valve мы так и будем дрейфовать от одной твиттер-драмы к другой.