«Вся команда верит в то, что у Дани получается быть хорошим капитаном»
Яна Медведева
Комментарии
Александр XBOCT Дашкевич — о поиске капитана в Natus Vincere, политике организаторов турниров и проблемах формата Epicenter.

Epicenter — главный СНГ-турнир в Dota 2. В этом году регион представят сразу четыре команды из региона. Одна из них — любимцы публики Natus Vincere. Последнее время состав переживает не лучшие времена, но всё ещё не теряет надежду на попадание на The International. В интервью “Чемпионату” тренер команды Александр XBOCT Дашкевич поделился мнением о формате Epicenter, рассказал о проблемах с оформлением виз в Великобританию и заверил, что состав верит в своего капитана.

— Давайте в первую очередь коснёмся недавних выступлений команды. Вы съездили на Starladder после буткемпа. Как я понимаю, результат был неудовлетворительным?
— Да, не очень удачный результат. Это было последние испытание для этого состава, но мы его не прошли. Должны были выигрывать у Fnatic и первую, и вторую встречу, но не получилось. В итоге думали, что делать дальше, но толковых идей не пришло. Поэтому состав остался прежним.

— Но увидели ли вы прогресс в игре команды? В чём он заключался?
— Прогресс был. До Starladder у нас были очень большие проблемы в некоторых игроках. Но на турнире они проявили себя хорошо. Поэтому было решено оставить всё как есть и постараться сохранить то, что у нас получается.

— После попытки поставить Илью Lil Ильюка на позицию капитана вы вернулись к тому, что эту роль снова занял Данил Dendi Ишутин. Почему приняли такое решение?
— Илье казалось, что когда капитанство лежало на Dendi, то он немножко проседал по уровню личной подготовки. Что ему не хватает времени из-за того, что он слишком много времени посвящал непосредственно драфтам и стратегиям. Таким образом, он хотел и показать, что может быть хорошим капитаном, и дать Дане возможность больше времени заниматься собой, чем драфтом. Вся эта ситуация повлияла на то, как проходили наши пики, как им доверяли другие игроки. В принципе, в этом и был разлад.

Как только мы приехали, мы все вместе поговорили и решили дать Lil возможность попробовать себя на квалификациях. Он попробовал, но настроение тогда в коллективе было не очень хорошее, так что у него ничего не получилось. Возможно, если бы эта смена произошла сейчас, то всё было бы тоже хорошо.

На данный момент вся команда уже верит в то, что у Дани получается быть хорошим капитаном. Время на подготовку мы тратим все вместе, смягчая его график и внося свою лепту.

Если раньше этим занимались я, Dendi и ещё кто-нибудь из желающих, то сейчас подключаются практически все. Так нам становится легче и до матчей, и не только в самой игре, но и в теории, когда мы работаем на доске. Мы миксуем идеи, а у Данила есть хорошее понимание того, что нужно делать всей командой и чего ждать от драфта.

— Он является только драфтером или внутриигровым лидером в том числе?
— Координацией занимаются все понемногу. Само собой, что ему как капитану должно быть легче всего объяснить свою позицию. Но если кто-то что-то видит, то он озвучивает свою идею, а остальные пытаются поддержать. Не всегда, конечно, это получается. Иногда это вносит разлад в действия по карте, появляется сумбур. Но мы работаем над этим, и даже что-то получается.

— Сейчас многие говорят, что нужно ограничить количество участвующих топовых команд в майнорах. Как вы относитесь к этой идее?
— Они нам ничем не мешают, зачем кого-то в чём-то ограничивать? Это всё тот же самый турнир, способ потренироваться с хорошими командами в боевых условиях. А поинты… Тебе нужно выиграть 9-10 майноров, чтобы заработать так же, как на мэйджоре. То есть они не несут такой большой ценности по очкам.

— После анонса инвайтов на Supermajor сразу пошли разговоры про их справедливость. Это отмечали не только болельщики, но и игроки из других команд. В частности, говорили, что Na'Vi — не та команда, которая должна напрямую попадать на такой турнир. Что вы можете ответить скептикам?
— Решает организатор. Мы рады, что получили это приглашение. Это очередная возможность доказать, что мы что-то можем. Мы постараемся этим шансом воспользоваться по максимуму. А если вам это не нравится, то это меня мало волнует.

— А что можете сказать по поводу приглашения OG? Ведь команда уже не претендует на очки из-за смены состава.
— Вот тут уже сложно. Не то чтобы я был против OG или за кого-то другого. Но сейчас есть те, кто сто процентов едет на The International, а есть те, кому нужно ещё за это побороться. А для OG это вообще просто турнир. Но для организаторов важна зрелищность. Думаю, поэтому они приняли такое решение.

— Несколько дней назад вы одержали победу на квалификации к ESL One Birmingham. Финал был достаточно лёгким, но дальше вас ждёт ещё более сложная задача — получить визы в Великобританию. Вы уже начали оформление документов?
— До сегодняшнего дня всё было очень плохо. Но сейчас мы договорились с определенными ребятами, что мы успеем хотя бы подать документы в консульство. У половины команды были планы после Epicenter, но всё сломалось. В итоге все возвращаемся в Киев, где будем подаваться на визу и пытаться её получить. У нас будет две недели или около того.

Пока ситуация с визами в подвешенном состоянии. Британское консульство сейчас рассматривает заявки и по два месяца. А некоторые ребята, у которых много виз во все страны, даже получали отказы. Так что никогда не знаешь, как всё обернётся.

Изначально мы думали, что даже не будем пытаться. Но потом все факторы показали, что стоит хотя бы попробовать. Планы планами, но их придётся отменить. У меня вот тоже были свои планы. Но будем ждать на буткемпе виз.

— Связывались ли с вами организаторы чемпионата, чтобы как-то помочь в этом процессе?
— Да, само собой. Организаторы турниров всегда стараются помочь с визами. Там и Valve в случае чего вступаются. С их стороны будет всесторонняя поддержка.

— Недавно зрители обратили внимание, что организаторы даже в квалификациях сеют команды в разные части сетки. Например, вы стартовали с полуфинала ESL. По вашему мнению, это нормальная практика или стоит всех уравнивать в шансах?
— Конечно, лучше, чтобы все стартовали с одного уровня. Почему кто-то должен играть 70 раундов, а кто-то один? Я в этом не вижу логики. С точки зрения зрелищности это плохо. С точки зрения соревновательной составляющей это тоже не очень хорошо. Намного лучше, чтобы было больше матчей, а команды выделили лучшего, имея шанс на ошибку. А получилось всё вот так: ты играешь в single elimination, и попасть с первого раунда в финал очень сложно.

Но так решают организаторы. Сейчас всё так устроено, что всем плевать, как всё пройдёт, и каждый организатор формирует турнир по своему желанию. Поэтому кого-то пытаться образумить сейчас бесполезно. Да и что ты им скажешь? «Ребят, это неправильно?»

Сейчас все пробуют самые разные форматы. То играем Robin Round, то “швейцарку”. Epicenter вообще делает bo3-группы, которые мы будем играть неделю, а потом bo-1 два раунда плей-офф. При всём уважении, но это какая-то ахинея.

— Может быть, Valve стоит вмешаться и создать какие-то правила, чтобы ограничить организаторов в этих экспериментах? В рамках разумного, конечно.

Как я уже говорил, Valve вообще всё равно, что здесь происходит. Их волнует только The International и те старые мэйджоры, когда их было три. Контроль с их стороны должен быть, но раз они этого не делают сейчас, то вряд ли когда-то начнут.

— Организаторы Epicenter используют оригинальный формат с robin round в bo3 для посева. Для Na'Vi это удобный формат, учитывая соперников в группе?
— Для нас это в любом случае хорошо. Мы сейчас не топ-1 команда, поэтому чем больше у нас возможностей поиграть, тем нам лучше. Мы радуемся каждому такому шансу. Тем более что у нас довольно сильная группа. С ними можно попробовать проявить себя. Здесь как раз собрались все те, с кем нам хотелось бы поиграть.

— Зрители говорят, что это самые равные группы, которые можно было составить. Со стороны участника турнира жеребьёвка тоже выглядит равной?
— Если бы мы были Virtus.pro, то группы для нас были бы равны. Но сейчас для нас это не совсем так. Я считаю, что наша группа получалась посильнее. Давайте прямо пройдёмся по командам.

Группа А. Liquid — хорошая команда. Mineski показали себя на одном турнире. LGD — у них тоже что-то получилось только на одном турнире. CoL вообще не видно с тех пор, как они выгнали Кайла, только в американских квалификациях. FTM и Empire — в свете последних событий они на одном уровне с нами.

Смотрим группу B. Virtus.pro — 25-кратный чемпион мэйджоров. Team Secret — 25-кратный чемпион мэйджоров. Newbee вроде бы сильная китайская команда. Но вот непонятно, что собой сейчас представляет OG. Na'Vi и paiN… Получается, что если присмотреться, то группы действительно равные!

— Bo1 на вылет на мэйджоре имеет право на существование?
— Нет. Это очень грубая ошибка. Я понимаю, что есть бюджеты и что-то ещё. Но можно было убрать три дня групп и добавить 1 день плей-офф. Но то, что получилось в итоге, это очень плохо. Хотя последнее время такое происходит часто из-за того, что сцены стоят дорого. Но такого быть не должно. Это очень плохо для команд и соревнований.

Допустим, у нас есть 5-6 команд фаворитов. Кто-то из них упал в лузера. В группе всякое может случиться, не сыграли хорошо в одном матче. Вот в нашей группе с первых мест выходят VP и Secret, а Newbee отправляются в нижнюю сетку. И в первом раунде им встречаются Mineski, команда хоть и изученная, но у них есть свои фишки, которые сложно понять соперникам. Ты играешь с ними bo1 — и всё. Твой путь фаворитов на турнире окончен. Ты вышел с третьего места в группе, всё не так плохо, а потом отлетел в первом раунде.

Хоть сейчас мэйджоров и 20 штук в год, но мэйджор для меня всё равно такое событие, где плей-офф должен быть зрелищный. А организаторы сейчас больше внимания обращают на группы и на то, чтобы там сыграли побольше матчей. А как пройдёт плей-офф, их не особо и волнует. Иногда там остаётся всего 3-4 встречи.

— Предположим, что Na'Vi попала в нижнюю сетку и играет навылет bo1. Что вы предложите своей команде: использовать неожиданную заготовку или играть уже давно отработанным и знакомым пиком?
— Не факт, что отработанный знакомый пик для нас — это отработанный знакомый пик для оппонента. У нас есть свои заготовочки, которые мы наиграли, и которые на удивление всех устраивают. А такое случается крайне редко. Так что мы будем играть тем, чем мы умеем, если можно так сказать.

— Когда речь заходит о заготовках в голову приходят Рошан на 1 уровне и Huskar последним пиком.
— Это серьезные заготовки (смеётся). Но сейчас в доте не настолько всё плохо. И у нас в частности. Заготовка — это хорошо отточенный драфт, в котором вы знаете, кто на какую линию пойдёт и что будет делать. И при этом вам хорошо, а противнику плохо. Вот что я подразумеваю под заготовкой.

— Может быть, Riki? Этот герой убивает всех в пабе, но так и не вернулся на про-сцену. Почему так получилось?
— Да есть он и на про-сцене. И будет. Я команду свою уговариваю каждую игру! Но они пока слабо ведутся. Надеюсь, что со временем что-то изменится.

— В заключение обратимся к важной и животрепещущей теме. Вы можете посмотреть на неё и как игрок, и как тренер, и как сторонний зритель. Мешает ли медийка команде показывать высокие результаты?
— Само собой, мешает. Я как человек который и сам снимает, и которого снимают, могу сказать, что это может отвлекать. В комментариях к каким-то влогам меня спрашивали, почему так мало команды. Но я не хочу их этим доставать. Иногда я даже спрашиваю разрешения, хочет ли человек поболтать именно сейчас. Хочет — хорошо. Он против — ну, что поделать? Тем более после проигрыша или просто когда разлад в команде, а к тебе прибегают с камерами, начинают задавать вопросы… Если человек более гладкий и спокойный, то он улыбнётся и будет отвечать. Если человек взрывного характера, то он может и послать куда-нибудь с вашими интервью.

— Стоит ли нам ждать влогов закулисья Эпицентра или ты сосредоточишься исключительно на тренерской работе?
— Думаю, стоит!

Комментарии