В этом году Valve бросилась в большой эксперимент с турнирной системой в Dota 2. Чемпионаты получили официальные статусы мэйджоров и майноров и поддержку разработчиков. О том, с какими сложностями столкнулись организаторы, нам рассказал менеджер проектов StarLadder Владислав Удовенко.
Майноры не стали способом развития тир-2 сцены
После анонса новой системы от Valve и подробностей распределения очков показалось, что майноры должны стать отличным шансом для команд второго эшелона, чтобы посоревноваться на международном уровне и попробовать свои силы на LAN-финалах. Это даже называли отличной идеей для поддержки тир-2 сцены, которой так не хватало Dota 2 в прошлые годы. На деле всё пошло совсем не так.
«Нельзя приглашать лучшие команды на небольшие турниры. На мой взгляд, майноры должны развивать тир-2 коллективы. Если же там играют Team Liquid, Virtus.pro, Team Secret, PSG.LGD или еще кто-то, то это уже совсем другой уровень», — утверждает игрок OG Себастьян 7mad Дебс.
За сезон майноры посетили 33 команды из разных регионов. Из них только 8 не смогли пробиться на мэйджоры в течение года. Две такие команды — представители Индонезии и Таиланда, которым GESC выделил отдельную квалификацию. Выходит, что по составу участники майноры не слишком отличались от крупнейших чемпионатов, а квалификации и вовсе состояли из одних и тех же коллективов.
По идее на майнорах должны играть команды послабее, но фавориты не знают, прошли ли они на TI или нет, поэтому им тоже приходится играть на этих турнирах, чтобы заработать очки. Так что майноры тоже становятся мэйджорами. Все турниры — это мэйджоры. Из-за неуверенности приходится играть на всех ивентах, — делится мнением о системе Ануча Jabz Дживаронг, игрок Mineski.
Ситуация начала изменяться к самым последним майнорам сезона, когда часть команд уже обеспечила себе приглашение на The International, а ещё часть банально устала от бесконечных перелетов и нескончаемых турниров. До последних майноров от GESC и Starladder на каждом чемпионате присутствовали как минимум 2-4 состава из топа рейтинга. Они и занимали большинство призовых мест. Для игроков коллективов послабее это был не шанс чего-то добиться, а просто кибертуризм.
Владислав Удовенко, менеджер проектов StarLadder, рассказал, что, возможно, в планах Valve уже было ограничить участие топ-4 рейтинга в майнорах. Однако, как регулировать соблюдение этого правила, было непонятно.
«В какой момент это будет определяться? Вот у меня майнор после двух других майноров и мэйджора. Я хочу забронировать себе интересные для моей аудитории команды или топ-4 TI. Я планирую договориться за ними за три месяца. Я пишу условным Team Liquid и Virtus.pro и предлагаю им приехать на наш турнир в Киеве. Они соглашаются. А потом едут на эти майноры и мэйджоры перед нашим чемпионатом и занимают там призовые места. И что теперь? Они не могут приехать? Мне нужно отменять брони билетов, менять анонсы и т.д. или нет?
Сложно понять, по какой логике это работает. С момента анонсирования того, что команды приедут? С момента договоренностей где-то по почте или какого-то контракта? Или это должно меняться после каждого турнира? И я не думаю, что это легко организовать. Понятно, что после нескольких мэйджоров топ команд будет держаться достаточно долго, но что делать с первыми майнорами?» — размышляет Удовенко.
Если разработчики и организаторы найдут способ разрешить этот вопрос, то в следующем сезоне майноры действительно могут стать площадкой для развития тир-2 сцены. Но первые чемпионаты сезона будут всё той же сборной солянкой, где практически нет места командам ниже эшелоном.
Майноры стоят слишком мало
Раз уж майноры задумывались как способ развития тир-2 сцены, то и очков на такие турниры выделили минимум. Победителям чемпионата доставалось 450 баллов на команду — столько же получали за 3-4 место на мэйджоре, возможно, с таким же количеством и качеством участников.
«Однако главная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что майноры слишком незначительны по сравнению с мейджорами. Майноры раз в пять меньше мейджоров, то есть они фактически бесполезны. Возможно, моё мнение слишком предвзято, потому что мы выиграли ESL One Genting 2018», — считает Дэмиен Kpii Чок, игрок Newbee.
Один из пользователей Reddit ради эксперимента отнял все очки, заработанные на майнорах, из общего зачёта команд. Оказалось, что они практически никак не влияют на расстановку коллективов в таблице. Разве что LGD бы раньше обогнала Team Secret, а VGJ.Thunder оказалась на строчку выше Newbee. То есть участие в майнорах фактически не повлияло на итоговую расстановку в сезоне.
Результаты до MDL
Однако дьявол кроется в деталях. И особенно его влияние могут почувствовать Evil Geniuses по окончанию турнирного сезона. Если бы американская команда заняла первое место на прошедшем GESC в Таиланде, то сейчас ей было бы достаточно добраться до топ-4 ESL, чтобы оказаться в восьмёрке лучших. Теперь же «гениев» устроит только топ-3 и выше с условием, что VGJ.Thunder не наберут дополнительных баллов.
Только вот командам, которые в начале сезона сомневаются в своих силах, всё равно, как много очков они получат на Starladder или GESC. Им важно заработать хоть что-то на случай, если на мэйджорах не пойдёт. Возможно, после оценки итогов сезона они поймут, что в глобальном плане выгоднее потратить силы на подготовку к более серьезному соревнованию, чем размениваться по мелочам.
Майноры тоже кто-то смотрит
Когда организаторы майноров бросились приглашать топовые команды, им лёгко нашлось оправдание — все хотят получить просмотры, а значит заработать. Но как оказалось с течением сезона, далеко не всегда количество зрителей на стриме зависит от рейтинга участников.
«Я не думаю, что ограничение топовых команд на майнорах должно как-то сильно сказываться на просмотрах. На просмотрах сказывается не то, что команды менее популярные, а то что доты слишком много. Если я целый месяц смотрю доту, я буду её смотреть только тогда, когда играют мои любимые команды. Если же я смотрю доту две недели из четырех, допустим, одну неделю турнир, потом какие-то отборочные, а потом ещё турнир, то это уже проще воспринимается. В квалификациях ты следишь только за конкретным регионом, а LAN ты смотришь просто потому, что ты любишь доту. А когда у тебя каждые выходные по турниру — вот это бьёт по просмотрам», — уверен Удовенко.
Например, самым слабым по среднему количеству зрителей турниром от студии StarLadder в этом году стал SL i-League Invitational #4. В среднем его смотрели по 53 375 зрителей, хотя в финале встречались LGD и Team Liquid. А вот StarLadder & ImbaTV Invitational Season 5 собирал у мониторов уже по 67 518 зрителей. И всё благодаря крутым матчам от Na'Vi и Fnatic (на турнире не было ни одной команды из топа рейтинга).
На количестве зрителей на трансляциях в первую очередь сказалось положение турниров в расписании. В первой части сезона самым «слабым» чемпионатом оказался Perfect World Masters, шедший после четырех соревнований подряд примерно с тем же набором команд и форматов. Зрителям просто стало скучно смотреть одно и то же на протяжении полутора месяцев. На такой же период «выгорания» попали SL i-League Invitational #4 и GESC Thailand.
Причём зрители с удовольствием смотрели за самыми малыми майнорами, куда отобрались коллективы тир-2 уровня. Для них это оказалось прекрасной отдушиной после однообразных топовых турниров и списков команд. Турниры Starladder и GESC они называли «настоящими майнорами».
Организаторам майноров сложно заработать
Статус майнора, младшего брата в этом сезоне, — палка о двух концах для их организаторов. С одной стороны, заручившись поддержкой от Valve, они могут похвастаться официальностью своих соревнований и пообещать спонсорам просмотры и вовлечённость публики. С другой — у тебя всегда под рукой есть мэйджоры, и немало, которые отберут самое вкусное.
Организаторы The Summit и Starladder делились опытом поиска поддержки у сторонних компаний. По их словам, найти спонсора сейчас очень сложно, потому что их общий список практически не расширился, а лучшие варианты уже заняты крупными чемпионатами. При этом требования зрителей из-за официального статуса только возросли, на призовой фонд нужно потратить на $ 50 тыс. больше, чем в прошлом году, и привести не 6, а 7 человек от команды. Всё это влетает в копеечку.
«Возможностей заработать становится все меньше. Нет билетов, хоть они и не были супер прибыльным делом, но года 3 назад они приносили довольно серьёзную часть денег. Большую арену занимать для майнора смысла тоже нет», — делится Удовенко.
Отдельную проблему для организаторов создал запрет сотрудничества со ставочными конторами, о котором Valve сообщила только на The International 7. Организаторам, которые уже планировали заключить контракты с подобными сайтами, пришлось срочно искать новых партнеров.
Информация о том, что будет блок беттингов, появилась от разных людей, которые были на TI на самом турнире, когда Valve собирались с командами и показывали список турниров. И они говорили, что это будет вводиться постепенно, а не моментально. А потом они выслали контракты, а там «никакого беттинга, гейминга и так далее». Никто этого не ожидал. Естественно, пришлось работать в сторону других партнёров. Кто-то начал работать над этим раньше, кто-то позже. Так у нас на Dota 2, например, появился Боржоми.
Проблема майноров не в качестве, а в количестве
В итоге большинство проблем майноров свелись не к тому, что их проводят недостаточно квалифицированные организаторы или в неверном списке команд. Дело в том, что их, как и мэйджоров, оказалось слишком много.
2-3 майнора в месяц — огромная нагрузка на зрителей, которым надоедают соревнования. Это большие сложности для команд, которые, находясь в ограниченных условиях, стремятся участвовать везде. И для организаторов, которые не только борются за спонсоров, но и время для проведения квалификаций.
«Когда мы проводили квалификации на наш последний турнир, параллельно с нами проводили и MarsTV. И они просто «на морозе» сделали самые долгие из всех возможных отборочные, чтобы нафармить себе просмотров. Иногда они шли навстречу по переносам. Но, в принципе, они вели себя с командами и организаторами так: «мы мэйджор, а вы майнор, так что идите и гуляйте». В этот раз вроде всё нормально закончилось, но всё равно», — объясняет менеджер проектор Starladder.
В этом сезоне Valve явно старалась поддержать максимум организаторов, выдав им все возможные слоты. Даже GESC, за спиной которого не было ни одного киберспортивного турнира, получил сразу четыре даты в календаре (от двух из которых в итоге отказался). Возможно, в следующем году Valve будут избирательнее относиться к заявкам, как это сделали с грядущими мэйджорами. Да и мелкие организаторы, поняв, что это не так просто и прибыльно, могут сами отказаться от множества турниров за год.
Ещё один способ решения проблемы перенасыщения — объединение организаторов из разных регионов. Так они смогут перераспределить расходы, привлечь больше аудитории благодаря узконаправленному контенту. Осталось только найти подходящего партнера в регионе, где говорят на другом языке.
Как и всё у Valve, система мэйджоров и майноров утрясается сама собой. К организаторам не выдвигается никаких требований, кроме отборов и призового фонда, так что рынок сам диктует свои условия. В итоге майноры только к концу сезона стали настоящими «младшими братьями», шансом для составов второго эшелона. И если команды и организаторы учтут все уроки первого эксперимента, то даже серьёзного вмешательства со стороны Valve уже не понадобится.