![](https://img.championat.ru/s/732x488/news/big/j/n/strimingovye-gonki-kak-wasd-planiruet-menjat-predstavlenie-o-strimah_15537783571511836231.jpg)
Можете ли вы представить современный мир киберспорта без стримов? А знакомство с новой игрой без трансляции любимого блогера? Рассказываем, откуда пришла мода на трансляции, кто все эти люди по ту сторону экрана и как пытаются развивать стриминговую индустрии в России.
Реалити-гейминг
Помните, когда реалити-шоу были на пике популярности? Зрители прилипали к экранам телевизоров, чтобы посмотреть на жизнь других людей. В 2007 году Джастин Кан и трое его друзей решили поднять этот процесс на новый уровень — они просто закрепили на голове Кана видеокамеру, запустили сайт Justin.tv и начали показывать его жизнь 24/7. Только во время сна камеру снимали с его головы и направляли на кровать. И зрители собирались на портале, просто чтобы следить за обычной жизнью парня.
Оказалось, Кан был не единственным желающим поделиться подробностями своего быта. Друзья-разработчики стали получать запросы на то, чтобы размещать на платформе другие видеоблоги от пользователей. Постепенно она начала разрастаться в целую площадку, где люди демонстрировали свою жизнь, делились историями и… играли! В 2010 году пользователей, увлекающихся видеоиграми, стало так много, что владельцы решили выделить под это дело отдельный проект. Тогда на Е3 в 2011 году был официально представлен Twitch.
![](https://img.championat.ru/i/83/15/15537783151594314277.jpg)
Глядя на успех обычного стартапа, многие решили попробовать сделать что-то похожее. Но одни не дотягивали до технической составляющей, другие — не предложили зрителям ничего нового, третьи — просто не смогли перебороть прочную привычку пользователей каждое утро открывать страницу Twitch. Впрочем, были и удачные примеры. Например, в Азии, существующей как отдельный рынок, смогли создать стримерские сервисы, которые по популярности давно обогнали своего прародителя.
Сегодня продолжают появляться стриминговые площадки, и каждая пытается удивить пользователя уникальными особенностями. Одни предоставляют официальную партнерку, а значит и заработок, другие работают с криптовалютами. А новая стриминговая платформа от МТС WASD предлагает целую систему развития, открывающую путь в топ среди стримеров и даже киберспортсменов.
Стриминг как профессия
Январь 2019 года. Заголовки игровых, киберспортивных и бизнес-изданий пестрят одним и тем же заголовком: «Стример Ninja в месяц зарабатывает более $ 500 тыс.». Сам стример Тайлер Блевинс в интервью CNN рассказывает, что за несколько дней пропущенных трансляций он может потерять десятки тысяч долларов.
Подняться до самой вершины Twitch Тайлеру во многом смог из-за стрима, когда к нему на трансляции присоединился рэпер Дрейк. Но если Тайлеру помог PR со стороны, то Гай Бэйм (он же DrDisRespect) смог сделать трансляции своей работой благодаря яркому и запоминающемуся образу крутого парня из 80-х. Усы, очки и парик, по словам Disguised Toast, приносят лучшему стримеру 2017 года почти $ 90 тыс.
![](https://img.championat.ru/i/83/23/15537783231398732975.jpg)
Однако далеко не всем интересные образы, истории и даже протекции известных игроков приносят популярность. Брат чемпиона TI5 Питера PPD Дагера Александр уже полтора года пытается пробиться в стримерскую элиту, но пока ему не помог ни контент на YouTube, ни хосты с большим количеством зрителей.
Стримерская платформа WASD собирается поддерживать как раз таких талантливых авторов, которым сложно пробиться в топ. Их система достаточно прозрачна — для своих пользователей они разработали систему продвижения трансляций, похожую на небольшой квест. Чтобы закрепить свой стрим на главной странице сервиса, стримеру нужно выполнять простые задания в профиле и зарабатывать очки опыта. Именно их потом можно будет потратить на саморекламу.
Помимо этого, каждые три месяца на WASD будет проходить Лига стримеров, где самые активные и талантливые стримеры смогут побороться за призовой фонд в 5 млн рублей. Лучших определят по рейтинговой таблице, место в которой можно занять благодаря регулярным трансляциям и похвалам от зрителей. Конечно, 1,5 млн за первую строчку — это ещё не полмиллиона долларов в месяц, но и это неплохой задел на будущее.
![](https://img.championat.ru/i/83/30/1553778330342746290.jpg)
Стриминг как путь в киберспорт
В январе 2017 года Джарид summit1g Лазар стал главным героем всех киберспортивных порталов. Будучи популярным стримером он получил не только право представлять какую-то организацию, но и выступать в профессиональной команде. В свой состав по CS:GO парня пригласил клуб Mythic. Естественно, первыми об этом узнали зрители его канала. Он даже воспользовался возможностью и набрал 90 тыс. зрителей на стриме, когда его команда пыталась пройти на ECS. На самом деле, Джарид давно считался достаточно умелым игроком и даже временами попадал на замену в различные клубы, но эта история стала еще одним доказательством, что путь в киберспорт может лежать не только через рейтинговую таблицу.
Владислава SilverName Синотова сейчас считают одним из самый успешных и популярных игроков в Heartstone. Свой путь на киберспортивную сцену он тоже начинал со стриминга. Изначально на трансляциях Владислава собиралось по 50-100 человек, но после хоста от другого популярного игрока интерес к SilverName пополз вверх. И стримеру повезло, что именно в этот момент, пока зрители заглядывали на его трансляцию, он поднимал топ-1 ладдера. Потом ради интереса и абсолютно без амбиций решил на стриме же пройти квалификации на ESL в Катовице. Зная о его популярности и будущей поездке на турнир, Silvername подписала его первая организация — ANOX. Сейчас Владислав представляет Team Spirit и остался единственным игроком по Hearthstone в этом клубе.
Небольших историй успеха, начавшихся со стриминговых платформ, немало. Менеджеры команд регулярно просматривают не только рейтинговые таблицы, но и трансляции молодых киберспортсменов, чтобы проследить за ними в деле.
![](https://img.championat.ru/i/83/37/1553778337455816927.jpg)
Новая площадка WASD решила сделать путь от стриминга к киберспорту еще проще. Теперь все будет находиться в руках самих игроков. Лига Gambit предлагает будущим киберспортсменам демонстрировать свой скилл на трансляции, выполнять задания и накапливать очки лиги. 40 лучших игроков в Dota 2 и League of Legends пробьются в следующий этап, где уже смогут опробовать свое мастерство работы в команде.
Во втором этапе придется повышать не только личный, но и командный рейтинг. У ребят будут свои наставники и менторы, тренировки и, конечно же, соревнования! По итогам сезона в Лиге останется по два состава в каждой дисциплине, которые отправятся в Москву на LAN-финал — и вот до киберспорта уже рукой подать. Потому что победители получат возможность подписать контракты с Gambit Esports в качестве молодежного состава. Так у одного из ведущих клубов СНГ появится своя собственная академия, из которой могут вырасти новые звезды. И весь этот путь начнется с одного стрима.
В отличие от футбола или хоккея, в киберспорте СНГ нет академий, выпускающих каждый год новые кадры». Действительно ведь нет, но почему бы не попробовать? Тем более если у желающих обучаться уже есть кое-какие навыки, и это будут именно новые кадры, поскольку действующим киберспортсменам (которые уже заключали контракты с киберспортивными организациями) доступ к такой академии будет закрыт — только для новых талантов, — объясняют создатели платформы WASD и организаторы лиги.
Стриминг как продолжение карьеры
Однако стримы нужны не только чтобы начать карьеру, но и чтобы поддерживать свою популярность. У многих киберспортсменов в контрактах прописаны не только рекламные активности, но и определенное количество часов стримов в месяц. Для кого-то это становится настоящей работой, а кто-то действительно наслаждается процессом.
Свои трансляции для продвижения бренда и заработка используют и комментаторы. Владимир GodHunt Волков устраивает стримы на Twitch, то сам поигрывая в Dota 2, то комментируя китайские и азиатские турниры, которые не имеют официального освещения. Алексей Genes1s Романов, комментатор League of Legends, стал одним из первых, кто опробовал для этих целей площадку WASD.
![](https://img.championat.ru/i/83/44/15537783442139491861.jpg)
Однако, по словам Виталия v1lat Волочая, эта практика распространена недостаточно.
«В этом большой минус наших талантов, не только комментаторов. И это не только Dota 2, но и CS:GO, и HS — это абсолютно всё. У нас очень и очень узкопрофильные комментаторы. Есть единицы, у которых есть параллельные активности. В первую очередь, это стримы. У нас есть всего пара кастеров, которые если прямо завтра перестанут комментировать Dota 2 или CS:GO, смогут на чем-то зарабатывать. Например, стримить. У нас это Витя GodHunt, у которого есть своя аудитория. Он будет стримить, сможет поддерживать себя, семью. И ему неважно, есть дота или нет".
Стриминг как развлечение и реклама
Карьера, перспективы, заработки — это всё хорошо. Но кажется, мы стали забывать о самом главном — это развлечение. Пользователи WASD могут устраивать кооперативные трансляции и стримить вместе.
![](https://img.championat.ru/i/83/52/1553778352269602327.jpg)
Представители игровой и киберспортивной индустрии не утверждают, что за стримингом будущее. Это их настоящее. Разработчики в качестве продвижения для своих игр используют трансляции популярных стримеров. Для тех, кто попроще, они предлагают бесплатные копии игр для прохождения на трансляции. Топовым стримерам платят до $1 за одного зрителя в час. Например, Battlefield V или MTG ворвались в свое время в топ Twitch благодаря контрактам с игроками. Но это не значит, что трансляция игры станет разовой акцией. Если вы сделали действительно крутой продукт, то стример продолжит играть в нее, привлекая все новых и новых пользователей.
В своё время Twitch.tv изменил всё киберспортивное и игровое сообщество. Сейчас, когда площадку постоянно подвергают критике, игрокам и стримерам понадобилась альтернатива. Мы знаем, что большое количество изобретений, изменивших мир, появилось именно в России. Почему бы WASD.TV не стать следующим успешным проектом в истории нашей страны? Уверены, что у платформы есть все шансы, чтобы надежно закрепиться в качестве сильного игрока на рынке стриминга.