На фоне общемировых событий отечественный спорт временно оказался в глубокой изоляции: российские атлеты потеряли возможность принимать участие в международных турнирах по многим видам, в других спортсмены вынуждены выступать с серьёзными ограничениями.
Киберспортивные компании отнеслись к командам и игрокам из России менее категорично, но определённые неудобства испытывают представители почти всех популярных дисциплин. Какие именно — попробуем разобраться.
Fortnite и FIFA — тотальный запрет
Несмотря на общую ситуацию, отдельные соревновательные видеоигры оказались полностью закрыты для геймеров из России. Прежде всего, это королевская битва Fortnite, где наши киберспортсмены порой добивались определённых успехов.
С 11 марта перспективы Ильи Toose Чернышова, Марка letw1k3 Данилова и других молодых талантов стали достоянием истории — Epic Games запретила всем жителям РФ участвовать в турнирах с денежными призами. Сейчас киберспортсмены по Fortnite могут зарабатывать только в медиа, проводя прямые трансляции и снимая обучающие видео.
Марк letw1k3 Данилов
Фото: AS Monaco Gambit
Та же участь постигла игроков в FIFA 22. Да, футбольный симулятор не очень популярен как киберспортивная дисциплина, и да, наши игроки редко побеждали на глобальных чемпионатах: но теперь у них пропала хоть какая-то возможность соревноваться. После того как разработчик прекратил продавать игру в России, снизилось и число локальных турниров внутри страны.
Аналогичные решения Electronic Arts приняла и в других соревновательных играх. На чемпионат мира по Apex Legends наши команды всё же смогли попасть — но принимать участие в официальных турнирах, находясь в России, они не имеют права. За несколько дней до старта отбора игрокам пришлось вылетать в Турцию, чтобы проводить матчи оттуда: хорошо, что всё закончилось удачно.
В теории подобные пути обхода блокировок можно будет использовать и дальше. Но далеко не каждый талантливый игрок сможет позволить себе поездку за границу, чтобы попробовать свои силы. Это означает, что в перспективе жителей РФ в дисциплине будет всё меньше: будущим киберспортсменам проще переключиться на другие королевские битвы или шутеры.
Сборная России выиграла чемпионат мира по PUBG в 2019-м
Фото: PUBG Corp
PUBG и Valorant — частичные ограничения
Для других издателей основные риски были связаны с развитием региональных сообществ. Чаще всего Европу делили на два кластера, западный и восточный — и основу для второго составляли русскоязычные игроки и команды. Сейчас провести единый турнир для украинцев, русских и белорусов с финалом в Москве или Киеве невозможно.
В результате офис Riot Games в столице России закрыл региональные лиги по League of Legends, Valorant и другим своим играм. Аналогичное решение приняли разработчики PUBG, Rainbow Six: Siege и менее известных дисциплин.
На краткосрочной дистанции нельзя говорить о том, что эти шаги приведут к полному краху российского киберспорта в этих дисциплинах. К примеру, отдельный регион в «Лиге легенд» не очень помогал и до этого — наши геймеры предпочитают «Доту», а на турнирах по LoL в последнее время выступали ужасно. И наоборот: в PUBG или том же Apex Legends свои позиции сохранять ещё удаётся.
На топ-уровне такие санкции пока не отразились: мастерство позволяет на равных бороться с топовыми командами и в европейских чемпионатах, как это делают M3 Champions по Valorant или Northern Lights Team в PUBG. А вот начинающим коллективам из России стало играть намного труднее. Из-за отмены соревнований развиваться профессионально и зарабатывать на этом могут лишь единицы.
Правда, такие решения ограничивают не только российский киберспорт, но и всех геймеров бывшего СССР — это особенно отмечает маркетинг-менеджер Максим Дворянчиков. Он же выразил уверенность, что ограничения не продлятся слишком долго: тогда сфере киберспорта в РФ удастся обойтись минимальными потерями.
Конечно, киберспорт должен оставаться вне политики, и закрытие региональных лиг — это очень плохо как для русских, так и для украинцев.
Это неправильно, такого быть не должно. Но я уверен, у нас эти дисциплины пока будут развиваться сами по себе — а когда всё это закончится, киберспорт не будет подвержен подобным санкциям.
Dota 2 и CS:GO — трудности для клубов
Наиболее лояльно к русскоязычным геймерам повела себя Valve — к счастью, именно она разрабатывает самые популярные в нашем сообществе киберспортивные игры. Площадка Steam работает почти без ограничений, а игроки в Dota 2 и Counter-Strike продолжают играть на всех глобальных турнирах.
The International 2021
Фото: Valve
К примеру, в эти дни проходят матчи региональной лиги Dota Pro Circuit, где друг с другом без каких-либо проблем играют коллективы с Украины, из России, Беларуси, Казахстана и Киргизии. Более того — единство Dota-сообщества всё ещё позволяет киберспортсменам из разных стран выступать за смешанные команды.
Аналогично и в CS:GO, где наиболее ярким примером является состав киевского клуба Natus Vincere с двумя россиянами. Денис electronic Шарипов сейчас и вовсе исполняет роль капитана! На Украине некоторые критикуют «рождённых побеждать» за такой подход, но руководство клуба выгонять всех русских здесь и сейчас не намерено.
Есть и обратные ситуации: новичком Team Spirit несколько дней назад стал украинец Игорь w0nderful Жданов. Прежде за «драконов» играли пятеро россиян. И точно нельзя сказать, что это исключение из правил — связи двух народов в киберспорте невероятно сильны.
Единственной проблемой для российского сообщества Dota 2 и CS:GO стали точечные санкции в отношении организаций, которые на Западе связывают с правительством России. Это потерявшая права на освещение турниров студия вещания RuHub, а также клубы Gambit Esports и Virtus.pro.
На некоторых турнирах российские команды вынуждены выступать под другими названиями и без спонсорских интеграций — примерно так, как сборная России на последних Олимпийских играх. Для коммерческих компаний это обернулось серьезными трудностями: особенно в реалиях, когда зарубежные партнёры и так отказываются от российских подопечных.
Gambit Esports, которая принадлежит оператору МТС, была вынуждена попрощаться со всеми игроками, продать очень сильный состав по CS:GO и фактически перейти в туман. Virtus.pro пока ещё держится, хотя в клубе признают серьёзные проблемы.
Увы, но найти выход и продолжить работу в формате топ-клуба мирового уровня не удаётся, несмотря на переговоры с организаторами коммерческих турниров. Вот что говорит эксперт Максим Дворянчиков:
Это политика каждой организации — к сожалению, в целом люди сейчас политизированы и потому готовы идти на такие решения.
Фото: HLTV
В то же время остальные российские клубы выступают под прежними названиями и не испытывают видимых проблем (кроме тех же сложностей с зарубежными спонсорами). Даже партнёры «Лукойла» forZe или Team Empire. В последнее время появилось ещё несколько команд от известных букмекеров. Получается, открыть и содержать киберспортивный клуб всё же можно?
Глобальные проблемы
Ко всем внешним сложностям нужно прибавить ещё и внутренние. В ближайшее время в России не пройдет ни одного международного LAN-турнира, команды с большим трудом приглашают иностранных игроков, сложнее найти спонсоров и зарабатывать деньги.
Клубам пришлось увеличить логистические расходы — перелёт к месту проведения соревнований может занимать более суток, невероятно трудно получить визы в отдельные страны Европы и США. Team Empire пропустит ЧМ по Apex Legends, игроки в CS не смогли добраться до IEM Dallas, и, похоже, это лишь начало.
Прямо сейчас это локальные трудности, с которыми по большей части удаётся справляться. Но спустя несколько лет российский киберспорт может понести ощутимые потери, поэтому остаётся лишь надеяться на изменения политической обстановки в мире. Чем раньше — тем лучше.