Как превратить скромную инди в суперхит? Разбираем феномен игры Cult of the Lamb
Святослав Лецкий
Обзор Cult of the Lamb
Комментарии
Когда за продажи игры стоит благодарить мемы и сальные шутки.

Cult of the Lamb — один из главных хитов 2022 года. На релизе рогалик про безумный культ увлёк больше 60 тысяч пользователей Steam. Для сравнения пиковый онлайн «Человека-паука» оказался выше всего на пару тысяч, а культовые рогалики вроде Hades и Dead Cells вообще не достигали таких высот.

Но за счёт чего Cult of the Lamb превзошла конкурентов и смогла на равных тягаться с блокбастером PlayStation? Быть может, дело в идеальном геймплее и инновационных идеях?

Нет.

В «Культе ягнёнка» нет ничего революционного, а все механики в лучшем случае реализованы «ну, неплохо». Играть в Hades, Dead Cells, The Binding of Isaac и другие рогалики куда круче: в них больше оружия, интереснее боссы, а сами локации куда разнообразнее.

Так в чём секрет Cult of the Lamb? Разберём инди-хит по косточкам и ответим на этот вопрос!

Поверхностный сюжет

Cult of the Lamb рассказывает о ягнёнке, которого казнили загадочные епископы. Когда-то давно палачи отправили в заточение опасного врага, но по легенде невинные агнцы могут вернуть его в реальность. Чтобы не допустить этого, епископы безжалостно убивают зверушек.

Однако геноцид не помог: лишившись жизни, герой встречает злодея по имени Тот-кто-ждёт. Существо воскрешает агнца, дарует ему силу и велит перебить четырёх еретиков. Для этого нужно собрать культ и за счёт веры приспешников обрести великое могущество. И это весь сюжет Cult of the Lamb.

После насыщенного введения авторы оставляют повествование в покое. Да, временами епископы и Тот-кто-ждёт подкидывают многозначительные фразы, но ничего интересного в истории не происходит.

Однако будем честны: сюжет не особо важен для рогаликов. Не просто изначально в Dead Cells толком не объясняли творящуюся в Королевстве чертовщину — записки с лором добавили позже. Тогда отсутствие истории не смутило игроков, ведь драйвовый геймплей компенсировал любые недочёты.

Впрочем, в жанре всё же есть творения с неплохим повествованием — взять хотя бы недавнюю Loopmancer. Игра рассказывает о крутом киберпанк-сыщике, который погибает при исполнении и попадает во временную петлю. Чтобы вырваться из цикла, ему нужно не только навалять злодеям, но и разобраться в себе, приняв трагичное прошлое.

Конечно, в сюжете Loopmancer нет ничего гениального, и после прохождение игра быстро выветривается из головы. Однако интригующее повествование — одна из причин добраться до финальных титров.

Несмотря на крутой визуал и занятную историю, на пике в Loopmancer играли всего 500 человек

Несмотря на крутой визуал и занятную историю, на пике в Loopmancer играли всего 500 человек

А вот Cult of the Lamb не может опереться на сюжет. Сценаристы придумали поверхностную и незатейливую историю, которая не мотивирует дойти до конца.

Невыразительный экшен

Миссия ягнёнка — убить четырёх еретиков. Каждый из них обитает в уникальной локации и прячется за спинами приспешников. Чтобы добраться до негодяев, агнцу нужно вторгнуться в их царство и перебить охрану. Только тогда на арену выйдет основной противник.

Поначалу экшен в Cult of the Lamb увлекает. Мочить врагов приятно, окружение эффектно разлетается на кусочки, а забеги стремительны и занимают не больше десяти минут. Однако уже на шестом часу вскрывается главная беда Cult of the Lamb. Дело в том, что авторы придумали слишком мало видов оружия и способностей.

Ягнёнок может воевать только топорами, мечами, кинжалами, перчатками и молотами. Каждый вид оружия делится на типы в духе «вампирический меч» или «отравляющий кинжал», но это не спасает. Молот в любом случае лупит медленно и сильно, а кинжал — быстро и слабо. Нет особой разницы, травит удар врага или ворует его здоровье.

С заклинаниями ситуация не лучше. Агнец стреляет энергией, атакует щупальцами, взрывает область вокруг себя и так далее — опций немного, и все они не слишком креативны.

А ещё в Cult of the Lamb толком нет билдов. В той же Dead Cells клинки и способности связаны друг с другом: герой может взять кинжалы с баффом при ударе в спину и заклинание, которое переносит в тыл врага. Это лишь одна из комбинаций, которая помогает побеждать. Тем временем в «Культе ягнёнка» основное оружие и способности никак не сочетаются.

Ещё одна проблема в боссах: в Cult of the Lamb их больше, чем в рядовом рогалике, но ни один не запоминается. Местные злодеи напоминают странную кучу мяса, да и набор умений у них скудный. У рядовых боссов в среднем по три вида атак, так что вызов они бросают не за счёт креатива. Чтобы напрячь ягнёнка, они банально заливают арену снарядами или же призывают толпу мобов.

В Dead Cells или Rogue Legacy 2 боссов меньше, но каждый врезается в память. Игрок боялся сильных противников, пытался заучить их умения, нервно уворачивался от атак и часто погибал. В Cult of the Lamb подобного драйва нет, а на нормальном уровне сложности умираешь разве что из-за невнимательности.

Назвать боёвку Cult of the Lamb откровенно плохой тоже нельзя. Скорее, она средняя — особенно на фоне конкурентов. Рогалики вроде Dead Cells и Rogue Legacy 2 слишком высоко задрали планку — на их фоне «Культ ягнёнка» смотрится блекло.

Неидеальный менеджмент

Devolver Digital позиционировала Cult of the Lamb именно как экшен-рогалик, однако на деле большую часть времени геймер будет заниматься менеджментом. Возводить постройки, собирать последователей, кормить паству, укреплять веру, добывать ресурсы и даже убирать фекалии. У лидера секты полно работы.

В первые часы развитие культа затягивает: агнец ищет новых последователей, даёт им имена, поручает работу, кормит, заботится о потребностях и приносит союзников в жертву. Эти заботы оригинальны, да и отдача от них поначалу мгновенная.

Дело в том, что довольная паства делает ягнёнка сильнее и открывает доступ к новым постройкам. В итоге благодаря развитию поселения герой учится быстрее убивать врагов и заодно упрощает быт. К примеру, если построить туалет, то по территории будет появляться меньше фекалий, а открытие дома миссионеров поможет без напрягов добывать редкие ресурсы.

Лечебницу и туалет можно открыть примерно на пятом часу игры

Лечебницу и туалет можно открыть примерно на пятом часу игры

Увы, механику менеджмента тоже не дожали. У ягнёнка до самого финала слишком много рутинных обязанностей, которые никому нельзя поручить. Ни один сектант не сможет заменить героя в храме, приготовить скромное блюдо, отправить больных в лечебницу или почистить туалет.

Даже на двадцатом часу игры лидер культа не может провести в странствии больше 20 минут — иначе последователи утратят веру и опухнут от голода. Эта раздражающая механика вынуждает прерывать охоту на боссов, возвращаться в поселение и браться за рутинные дела.

Опять же, менеджмент не так плох. Просто разработчики допустили пару досадных ошибок: если в первые часы готовить еду занятно, то ближе к середине игры процесс утомляет. Это же касается и других забот ягнёнка.

Вера паствы прокачивает героя

Вера паствы прокачивает героя

Однообразный визуал

Трудно не влюбиться в рисовку Cult of the Lamb. На аренах полно атмосферных мелочей, животные до жути милые, а пожирающие жертву щупальца впечатляют даже при десятом ритуале. В первые часы от экрана невозможно оторваться, однако со временем очарование проходит.

Каким бы изумительным ни был визуал, без должного разнообразия он приедается. Со временем даже шедевр становится чем-то обыденным.

Проблема Cult of the Lamb в том, что художники нарисовали слишком мало оригинальных локаций. В игре четыре биома, но все они похожи друг на друга — разница только в цветовой гамме и мелочах. К примеру, Чаща напоминает зелёный лес, а Земноводье отличается лишь осенним тоном. Топь тоже не выделяется: локация просто будто погружена под воду, а вместо травы на ней растут водоросли.

В игре много локаций, но все они не слишком оригинальны

В игре много локаций, но все они не слишком оригинальны

Для сравнения в недавней Loopmancer герой начинал забег в красивом футуристическом городе, но уже на втором уровне добирался до мрачной деревни, где игра превращалась в хоррор. При этом подобный контраст не рушил сеттинг — визуал соотносится с киберпанковским слоганом «high tech, low life» («высокие технологии, низкий уровень жизни»). Cult of the Lamb отчаянно не хватает чего-то подобного.

Художники Cult of the Lamb отлично поработали над общим стилем — скорее всего, на церемонии The Game Awards 2022 игра окажется среди претендентов на премию «Лучший визуал». Вот только после пары вечеров картинка приедается. Разглядывать зверушек утомляет, арены слишком однотипны, а поселение за 20 часов толком не меняется.

Нет ничего выдающегося

Так в чём причина успеха?

  • Визуал симпатичный, но недостаточно разнообразный.
  • Экшен бодрый, но количество оружия и способностей разочаровывает.
  • Менеджмент развлекает только поначалу — во второй половине игры он только утомляет.
  • Сюжет и лор поверхностные.

Новинка проигрывает Rogue Legacy 2 или Dead Cells, однако она сумела стать настолько популярной. В чём секрет?

Всё просто: как показала Stray, коктейля из прикольного сеттинга, запоминающейся картинки и забавных мемов достаточно, чтобы геймеры потянулись за кредиткой. При этом геймплею достаточно быть просто «сносным».

Материалы по теме
Все ждут игру про кота Stray. Мы уже прошли её и делимся впечатлениями
Все ждут игру про кота Stray. Мы уже прошли её и делимся впечатлениями

Авторы Cult of the Lamb выбрали беспроигрышную концепцию. Все знают лесных зверушек из «Южного парка»: ангельские создания были немыслимо милыми, но на деле оказались приспешниками Сатаны. Эпизод про этих зверей полюбился зрителям и стал одним из самых популярных в мультсериале. Неудивительно, что игра с похожей идеей привлекла много внимания — как и проект про котика в киберпанковском городе.

Другая причина популярности — мемы. Если релиз Stray сопровождали видео с реакцией котиков на геймплей, то Cult of the Lamb породила мемы про фекалии. Геймеры называли приспешников именами друзей или звёзд, а затем кормили их блюдом из экскрементов. Что поделать, все любят чёрный юмор!

Так оригинальный сеттинг, мемы и умелый маркетинг превратили скромный инди-проект в мировой суперхит. Хватило недели, чтобы игра разошлась тиражом в миллион копий. Успехи Cult of the Lamb и Stray доказывают, что в современном гейминге форма важнее содержания. Геймплею достаточно быть сносным, а сеттинг, мемы и картинка обеспечат хорошие продажи.

Ещё в Cult of the Lamb есть мини-игры вроде рыбалки и кубиков, но увлекают они ненадолго

Ещё в Cult of the Lamb есть мини-игры вроде рыбалки и кубиков, но увлекают они ненадолго

Понравилось

  • Оригинальный сеттинг
  • Тут можно кормить последователей фекалиями
  • Шикарный визуальный стиль...

Не понравилось

  • …который потом надоедает
  • Мало оружия и способностей
  • Однообразные биомы
  • Развитие секты требует слишком много внимания.
Материалы по теме
Церемония открытия gamescom 2022 за два часа успела разочаровать Церемония открытия gamescom 2022 за два часа успела разочаровать
Единственный наследник главного сериала 10-летия: посмотрели первую серию «Дома дракона» Единственный наследник главного сериала 10-летия: посмотрели первую серию «Дома дракона»
Комментарии