Антон Черепенников: на фоне хайпа киберспорта появляется интерес и у политиков
Комментарии

Антон «Sneg1» Черепенников, глава киберспортивного холдинга ESforce, дал развёрнутый комментарий порталу CyberSport.ru, в котором постарался расставить все точки над «i».

«Аудитория киберспорта в СНГ — это от 18 до 34 лет, 90% — мужчины. Если говорить про “Доту”, то можно заметить, что бурного роста аудитории в последний год не случилось. Многие в комментариях заметили, что аудитории старше 30 лет в “Доте” — всего несколько процентов, и зачем я вообще пытаюсь понять эту аудиторию, если её почти нет?
Так вот, основная проблема всех — не только ESforce, “Рухаба” или “Старладера” — в том, что у нас этой аудитории почти нет. Так получилось, что аудитория в Восточной Европе возраста 18-25 лет, и она в своём большинстве не очень хорошо монетизируется.

Ещё пять лет назад, когда я пытался поднимать Virtus.pro, я много писал про экономику киберспорта, что без монетизации и инвестиций развития не будет. Все хихикали, только вот со своей ламповостью и упёртостью мало какие проекты дожили до своих дней. Понятно, что читатели 18-25 лет выдадут то же мнение, что и пять лет назад: что я думаю о деньгах и т. д. и т. п. Но чем больше денег в индустрии, тем выше зарплаты и конкуренция, тем лучше качество и как следствие — рост. Я очень много общаюсь с инвесторами и крупными рекламодателями, которые спрашивают, как конвертируется аудитория, что им это даст, если они инвестируют и поверят в киберспорт. Ведь медиаменеджерам важны цифры, аудиторные показатели и результат их рекламных кампаний, хотя большинство из них не отличат даже “Доту” от “Лола”.

Я много работаю над тем, чтобы объяснять людям, насколько прекрасна наша индустрия, пытаюсь договориться с телевидением, ведь именно оно пока является инструментом для формирования мнения родителей тех, кто этот самый киберспорт любит. Про “Баратрума” ваши родители не поймут, и другие шутки на трансляциях “Доты” — тоже. А вот взять EPICENTER: Moscow в Ледовом дворце ВТБ или трансляцию на “Матч ТВ”, просто потому, что это федеральный канал — поймут. Как я сказал, у меня несколько тысяч часов в “Доте”, и про то, что такое фанаты “Доты”, я могу понять и без статей с обменом мнениями — достаточно порой включить голосовой чат в игре.

Вот что меня действительно трогает: большинство крупных фондов находится в Америке и Китае, все штаб-квартиры крупных рекламодателей — в Европе, Америке, Азии. И когда меня спрашивают про географию аудитории ESforce, я отвечаю, что 90% — это русскоговорящие, им это не очень нравится. А рекламодатели в России, Украине, Белоруссии или Казахстане не владеют такими большими бюджетами. Что меня трогает, так это то, что выручка многих американских команд вне зависимости от результатов в 5 раз больше, чем у Virtus.pro, что англоязычные каналы в Twitch дают в разы больше выручки, чем русскоязычные.

Думаете, это моя проблема? Это проблема всех: меня, Романа “CaspeRRR” Лепёхина, Виталия “v1lat” Волочая, “Эпицентра”, Natus Vincere, “Старладера”, обычного зрителя и посетителя любого сайта о киберспорте. Без государственных денег вытащить медиа или спортивный бизнес, имея при этом прозрачную финансовую отчётность, в наши дни очень тяжело. Думаете, это не касается всех? Я посмотрю на “Каспера” с его мнением, когда через два года все трансляции студиям придётся покупать, игрокам команд из СНГ будут предлагать безумные контракты американских клубов (привет, Resolut1on), а за “Эпицентр” придется грызть землю, чтобы отбить даты для проведения турниров (опять же, как поживает турнир StarLadder, который стал менее регулярным и менее эсэнгэшным, да ещё и китайская i-League добавилась, или опять я виноват?).

Почему же это касается и “кастеров”? Потому что я говорю инвесторам и рекламодателям: посмотрите киберспортивные трансляции, и порой, мягко говоря, переживаю, что они там увидят, или не дай бог, заметят чат в Twitch. Инвесторы и рекламодатели, которых получится заинтересовать, будут смотреть весь рынок, не только ESforce, но, возможно, тот же StarLadder, для которого это плюс. Именно об этом я подумал, когда сам смотрел матч Virtus.pro на The Summit 6. Потому что, привлекая более платёжеспособную аудиторию старше 30, повышая монетизацию и охват, индустрия будет богаче, она будет развиваться. В этом меня не поняли наши любимые “кастеры”, и я думаю, в том числе и “рухабовцы”. Ребята порой работают по 10-12 часов на трансляциях и получают не то чтобы много, но окупить и это — большая задача. Естественно, когда человек вкалывает и любит своё дело, он защищается, когда его критикуют.

Но в чём мой основной посыл? Вы думаете, меня на самом деле волнуют конкретные “кастеры” и их поведение? Нет, меня волнует, как их воспринимает аудитория и их деятельность как медийный продукт. Они свято верят, что работают на свою аудиторию и что всё хорошо, а тут мерзкий коммерсант лезет с глупыми вопросами, критикует и ещё — о боже — не знает всех в лицо. Только вот “Вилат” вчера сказал, что ELEAGUE — это круто, и, кстати, именно у неё мэйджор уже есть, а наши студии из СНГ в продакшене проиграли PGL — и у них тоже есть мэйджор. А мы, такие Д’Артаньяны, стараемся, а мэйджора всё ещё нет.

Так вот: нам нужно расширять аудиторию и учиться говорить с более широкой аудиторией. Только развиваясь в этом направлении, мы получим рост качества, появятся дополнительные деньги на визажистов, преподавателей ораторского искусства и оборудование, как у ELEAGUE.

Что ещё многие не хотят понимать, что на фоне хайпа киберспорта появляется интерес ещё и у политиков, надзорных органов, комитетов всяких. Напомнить историю LinkedIn, один росчерк пера — и нет его в России. Думаете, Steam или Twitch от этого на 100% защищены? Думаете, ламповые трансляции не вызовут ни у кого вопросов по мере роста индустрии? Индустрия молодая, и за неё будет ещё много битв, а там одними блогами не отделаешься.

Почему я устроил всё это публично? Я получил возможность поговорить с “Каспером” в нужном мне формате. В приватной беседе и без горения мнения SLTV услышать не получилось бы. Прочитал больше 10 000 комментариев, услышал мнения. Попробовал себя в роли ведущего, чтобы понять, что это за адская работа — сидишь, стараешься, а потом читаешь “вау”-комментарии. Увидел внутренние переписки и реакцию сотрудников, что тоже очень важно. Много людей из комьюнити дали фидбек в личку, жаль, не в группу: разгребать это очень сложно, прошу прощения, кому не ответил, слишком большой объём. Ещё я всегда считаю, что лучше попробовать объяснить людям, обсуждать, вести диалог. Махнуть рукой и сказать, что, мол, такое уж у нас сообщество — проще простого, но c таким подходом “Эпицентры” у нас никогда больше не появятся. Если кто-то считает, что после трансляции должно что-то измениться, то так не бывает. Пройдёт ещё много времени, прежде чем станут видны результаты работы, но скажу, что я многое для себя уяснил. Я сделал это сейчас, потому что верстается бюджет всех студий на следующий год, а это очень много денег, которые ещё придётся возвращать, и я хочу быть уверенным в правильности стратегии, а то вдруг все довольны диваном и шутками, а я один такой глупец и куда-то не туда решил развивать киберспорт в СНГ? [...]

Нужно создать понятный интерфейс для новой, более широкой аудитории. Где-то мои фразы были резкими, исправлюсь, потому что я тоже вкладываю в это дело много труда и порой эмоционально к этому отношусь», — рассказал Черепенников.

Конфликт между Антоном Черепенниковым и комментаторами начался после того, как глава ESforce позволил себе назвать «кастеров» студии StarLadder, освещавших матчи турнира The Summit 6, «визжащими бройлерными парнями». 21 августа по инициативе Черепенникова была организована публичная трансляция с участием Виталия «v1lat» Волочая и Романа «CaspeRRR» Лепёхина, комментаторов студий RuHub и StarLadder. После стрима Лепёхин опубликовал пост в Tumblr, в котором назвал подкаст «клоунадой». В своей группе «ВКонтакте» Черепенников ответил на претензии комментатора SLTV, назвав его «диванным воином».

Комментарии