По общей сумме баллов российская пара Кавагути – Смирнов всё же осталась на втором месте. Однако смогла выиграть произвольную программу. Тренер фигуристов Тамара Москвина рассказала журналистам о том, как создавалась программа и почему спортсмены решились включить в неё сложнейший элемент – четверной выброс.
Тамара Николаевна Москвина,
российский тренер по фигурному катанию.
Родилась 26 июня 1941 года.
Достижения:
Чемпионка СССР по фигурному катанию на коньках в одиночном катании в 1962, 1963, 1964, 1965, 1966 гг.
Чемпионка СССР по фигурному катанию на коньках в парном катании (с Алексеем Мишиным) в 1965 и 1969 гг.
Серебряный призёр чемпионата Европы 1968 г.
Бронзовый призёр чемпионата Европы 1969 г. Серебряный призёр чемпионата мира 1969 г.
Среди её учеников:
Елена Валова и Олег Васильев (олимпийские чемпионы-1984).
Наталья Мишкутёнок и Артур Дмитриев (олимпийские чемпионы-1992).
Елена Бечке и Денис Петров (серебряные призёры Олимпиады-1992 и чемпионата мира-1992).
Оксана Казакова — Артур Дмитриев (олимпийские чемпионы-1998).
Елена Бережная — Антон Сихарулидзе (олимпийские чемпионы-2002).
Юко Кавагути и Александр Смирнов (бронзовые призёры чемпионата Европы-2008).
— Тамара Николаевна, расскажите о ваших впечатлениях от турнира в парном катании.
— Было интересно смотреть на пары, когда они только начинали свои выступления. Потому что в начале программ практически у всех были успешные элементы. К сожалению, не все удались. Но то, как каждая пара пыталась усложнить свою программу, – было заметно. Может быть, в этом и кроется причина того, что мы видим много ошибок? Каждая пара старается сделать программу на том же уровне сложности, что и у соперников, хотя где-то возможности с этими желаниями не совпадают. Мы с Инго Штойером (тренером пар Савченко – Шолковы и Волосожар – Морозов. – Прим. «Чемпионат.ру») стояли рядом, когда в финале соревнований каталась китайская пара, и сказали друг другу: «Да, нам, тренерам, нужно больше работать над собой и над спортсменами».
Конечно, может быть, лучше упростить программы и показывать зрителям более успешное исполнение элементов. Но тогда судьи будут говорить: «Что же вы так легко катаетесь, а где же спорт?» Вот в этом сочетании технической насыщенности и артистического оформления, наверное, и кроется сермяжная правда. Здесь нам, тренерам, нужно подумать: где же баланс между артистизмом и сложностью программы?
— Как создавалась произвольная программа Юко и Саши?
— Идея произвольной программы исходила от Игоря Бобрина. Мы взяли за основу историю известного во всём мире мима Марселя Марсо. Мим встречает прекрасную девушку и решает завоевать её. Сначала в шутку она соглашается дружить с ним, но когда понимает, что мим предлагает своё сердце, отвергает. Отсюда и наши костюмы, отражающие сюжет этого номера.
— На этих соревнованиях вы всё же решили делать четверной выброс.
— После соревнований в Канаде наша троица сказала, что это была последняя программа без четверного. И когда на этих соревнованиях я намекнула ребятам: «Что же, будем делать хороший тройной?» — они мне поставили ультиматум: «Только четверной». И я как тренер порадовалась этому настрою. Так что Юко и Саша – молодцы.
1. Дан Чжан – Хао Чжан CHN 177.42
2. Юко Кавагути – Александр Смирнов RUS 169.27
3. Татьяна Волосожар – Станислав Морозов UKR 167.86
— А стоит ли сегодня включать в программу элементы ультра-си? Скажем, у мужчин-одиночников четверной прыжок в последнее время делают лишь единицы.
— Может быть, относительно одиночников вы и правы. Но в случае Юко и Саши… Пара эта новая. Они катаются вместе всего два года. И поэтому у них нет ещё имени в спорте, известности. А впереди – спортсмены, которые давно вышли на высокий мировой уровень. Поэтому для того, чтобы заявить о себе, нужно чем-то отличаться. Конечно, можно поставить особенную, художественную программу. Но всё равно она должна быть насыщена спортивными элементами. Нас, тренеров, жизнь научила тому, что наш вид спорта – это всё-таки вид спорта, а не вид развлечения.
Мы обращаем внимание и на художественную сторону программы, но не забываем и о технике. Может быть, этот четверной сыграет свою роль. Может быть, это наша ошибка. Ну что же. Кто-то выигрывает, не ошибаясь, а кто-то не выигрывает. Это спорт.