Показать ещё Все новости
Зуева: акробаты помогли с поддержками
Надежда Баранова
Зуева: акробаты помогли с поддержками
Комментарии
О пятой симфонии Густава Малера, романтике Вирту – Мойра, акробатах цирка "Дю Солей" и своеобразном возвращении Тессы на лёд – во второй части интервью Марины Зуевой.

Первая часть: Зуева: каждый танец ставится на спортсмена

— Для Вирту — Мойра вы действительно взяли композицию не самую известную в мире фигурного катания.

Справка «Чемпионат.ру»

Марина Зуева
, хореограф. В 70-е годы выступала за сборную СССР вместе с Андреем Витманом в танцах на льду. В 1977 году они стали пятыми на европейском и мировом первенствах. Зуева была хореографом легендарной пары Екатерина Гордеева – Сергей Гриньков. Сейчас она работает в США, где вместе с Игорем Шпильбандом ведёт школу фигурного катания, выступает постановщиком и консультантом во всех видах фигурного катания. После перехода американского танцевального дуэта Танит Белбин и Бенджамина Агосто к Наталье Линичук и Геннадию Карпоносову в группе Зуевой – Шпильбанда остались две ведущие пары: канадцы Тесса Вирту – Скотт Мойр и американцы Мэрил Дэвис – Чарли Уайт.

— Пятая симфония Густава Малера, на мой взгляд, одно из гениальнейших музыкальных произведений, но мало кто знает этого композитора. Знают Чайковского, Моцарта – в некотором роде популярную классику. И мне очень хотелось вынести эту музыку на суд общественности. Ещё учась в институте на отделении балетмейстерства, я очень чётко представила, как должен выглядеть танец под неё. И ждала, ждала очень долго, когда придут исполнители.

— И вы поняли это сразу, когда к вам пришли Тесса и Скотт? Они ведь были ещё детьми.
— Но и не совсем малыши, скорее – подростки, тинейджеры. 14 и 16 лет. И уже было видно, что в мальчике развивается мужчина, а в девочке – женщина. Главное, ещё тогда у них уже было удивительное чувство музыки и умение передавать эмоцию в движении. Поэтому я считаю их уникальной парой.

— Пятую симфонию Малера трактуют по-разному. Вы видите в ней именно светлую сторону?
— Абсолютно. Это моё восприятие этой музыки. Свет, радость, движение в будущее. Знаете, у Малера была возлюбленная Альма Шиндлер, пианистка. И когда он написал эту симфонию и положил перед ней на рояль листы с партитурой, Альма, прочитав ноты, поняла, что ей делают предложение. Как же это может быть не светлым произведением? Я знаю, что некоторые балетмейстеры дают более трагичную интерпретацию. Но из более чем 20 исполнений этого произведения я выбрала наиболее светлое. То, что ближе всего Тессе и Скотту.

— В этом сезоне вы снова решили показать эту пару романтичной.
— На самом деле, идея у меня была готова ещё год назад. Но чтобы лучше показать эту программу в олимпийский сезон, тогда мне нужно было поставить что-то другое, что-то совершенно противоположное. И в прошлом сезоне у них в произвольном был модерн — Пинк Флойд The Great Gig In The Sky, интересная программа, совершенно не похожая на то, что они делали раньше. Они доказали, что умеют быть и такими. Но по романтике в их исполнении соскучились. И теперь я слышу не только от поклонников, но и от специалистов: «Как хорошо, что Тесса и Скотт снова танцуют романтику».

— А самим ребятам вы говорили об этом замысле?
— Нет, не говорила никому. И хотя точно знала, что программа есть, предлагала: давайте, выдвигайте идеи. А сама незаметно подводила к тому, чтобы они поняли: вот это их. Именно под эту музыку и именно в этом сезоне они будут исполнять свой произвольный танец.

— Как долго создавалась программа?
— Очень быстро. Ведь у меня уже был выстроен образ в голове. Конечно, потратили какое-то время на доработку. Игорь Шпильбанд делал дорожки шагов.

— Поддержки опять же. Поддержки танцоров вашей группы уже вошли в поговорку. Это правда, что вы приглашали акробатов из цирка «Дю Солей» для работы над ними?
— Для нас это большое, отдельное направление работы. Всё началось два года назад. Дело в том, что у Тессы и Скотта разница в росте небольшая, что тяжело для поддержек. Когда они были второй парой в сборной Канады после Мари-Франс Дюбрель и Патриса Лаузона, я видела, что технически и эмоционально они уже готовы соперничать с ними. Но вот по поддержкам шло отставание.

Мы действительно пригласили специалистов по акробатике, нам здесь посодействовала канадская федерация по фигурному катанию.

И тогда сначала мы пригласили гимнастов, с которыми ребята начали делать упражнения на развитие координации. А я сама за это время перелопатила уйму литературы. Вспомнила всё то, что сама использовала в парном катании, изучала историю этого вида, отмечая, какие поддержки были бы теперь интересны в танцах. Очень много книг прочитала по истории балета. А вот уже после – мы действительно пригласили специалистов по акробатике, нам здесь посодействовала канадская федерация по фигурному катанию.

Акробаты помогли сделать придуманные нами поддержки менее опасными и более легкими в исполнении. Ведь важно было, чтобы спортсмены не получили травму, исполняя эти элементы на тренировках и соревнованиях. Всё это вместе и дало такой мощный толчок. Плюс, конечно, желание самих фигуристов. Ведь на изучение каждой поддержки уходит в среднем два месяца. Это тяжелый труд. И они сами сознательно по полчаса в день занимаются исключительно поддержками.

— Вирту — Мойр в прошлом сезоне пропустили всю серию Гран-при из-за операции на ногах, которую перенесла Тесса. Они не могли кататься в полную силу, и в этом сезоне в каком-то смысле тоже возвращаются. Для них это дополнительное давление?
— Вы знаете, когда произвольный танец был готов, я повезла Тессу и Скотта на местные соревнования в Канаде. Уже в августе. Видео проката попало в Интернет, его выложили на YouTube – и я была рада этому, хотя мне говорили: «Ты что, ещё так рано!» А я решила: пусть все видят. Потому что, когда программу показывают на соревнованиях уже в августе, да ещё на таком уровне, – сразу пропадают вопросы о том, болят ли ещё ноги и готовы ли спортсмены выступать.

Комментарии