Показать ещё Все новости
Антисоциальный футбол
«Чемпионат»
Комментарии
Провинциальные клубы России продолжают один за другим пропадать с футбольного горизонта, не выдерживая бремени финансовых издержек и оказываясь заложниками непрофессионального менеджмента.

Помню, в детстве мы играли в такую игру. Кто-нибудь писал ряд чисел, или
слов, объединенных какой-то закономерностью, которую и надо было раскрыть,
ставил многоточие и предлагал остальным закончить ряд. Например, писал: 9, 11,
15, 19, 22… Если вам удавалось «просечь», что это — цены разных сортов
мороженого, вы тут же ставили последнюю цифру — 28. То, что систематически
происходит в российском футболе, очень напоминает эту детскую забаву. И
закономерность, лежащая в основе ряда: «Текстильщик», «Тюмень», «Жемчужина»,
«Черноморец», «Ротор»… — не менее прозрачна, чем цены на разные сорта
мороженого в советские годы. Разница лишь в том, что цифра 28 заканчивала свой
ряд, а ряд команд, некогда игравших в высшей (она же — «премьер» лиге
российского чемпионата и почивших в бозе, ещё долго не будет иметь окончания.
Теперь вот его грозятся продолжить самарские «Крылья». Они, впрочем, несколько
нарушают закономерность, являясь одним из старожилов не только российских, но и
советских
чемпионатов, а не скороспелым плодом какого-нибудь энтузиаста-одиночки или
фаната-губернатора. Вообще, банкротство в бизнесе, в том числе — футбольном,
явление обычное. И происходит не только на просторах отечественных футбольных
полей. Самые свежие примеры — итальянские «Лацио» и «Парма», английский «Лидс» и
дортмундская «Боруссия», которые, правда, не сгинули в небытие, а продолжают
своё существование, хоть и куда более скромное, чем раньше. Есть, впрочем, и ещё
одно отличие. Владельцы наших клубов, едва над их головами раздаются первые
раскаты финансового грома (а иногда и не дожидаясь его), сразу взывают к своим
мэрам и губернаторам, а точнее — к их городским и областным бюджетам. Чаще всего
в последнее время они не встречают понимания со стороны власть имущих, после
чего начинают жаловаться в разных СМИ, что вот, мол, город (область) не
оказывает никакой помощи команде, а футбол — явление социальное, команда нужна
болельщикам… За годы Советской власти бывшие чиновники, сегодня называющие
себя модным заграничным словом «менеджер», видимо так крепко присосались к
государственным финансовым соскам, практически — срослись с ними, что никак не
могут забыть о далеко не молочных реках, текших оттуда…

Допустим, закрылся большой магазин, расположенный в центре жилого квартала.
Бизнес у его хозяев что называется, «не пошёл», он стал нерентабельным и они
магазин закрыли, а помещение продали. При этом, магазин мог быть очень удобно
расположенным для жителей района, в нём, может быть, были низкие цены и очень
большой ассортимент товаров, но… Вряд ли его хозяину пришло бы в голову
обращаться к городским властям за финансовой помощью, а если и пришло бы, то ещё
более вряд ли он бы её получил.
При этом его, скорее всего, посчитали бы не вполне здоровым… Да, футбольная
команда — не магазин и в сегодняшних наших условиях априори не может быть
прибыльна. Но и содержаться за счет казны она не должна. В противном случае —
даже я, болельщик, буду против. Во-первых, просто потому, что частный бизнес
должен помогать городу, а не наоборот. И безнравственно
тратить десятки миллионов долларов на футбольную команду, в то время как
большинство даже работающих людей, не говоря о пенсионерах, ведут полунищенское
существование. Во-вторых, потому что хозяева и президенты наших клубов в
большинстве своём — очень плохие менеджеры и плохие бизнесмены. И прежде, чем
обращаться за помощью, должны были бы нормально организовать свой бизнес,
сделать его цивилизованным. О цивилизации нашего футбола можно судить хотя бы по
тому, что делается на трибунах практически любого стадиона во время матчей. А
через что приходится пройти нормальному болельщику, прежде чем попасть на
трибуну? Второй раз на это унижение он уже не пойдёт. Именно поэтому на
стадионах уже почти не осталось вменяемых людей. С теми же, кто сегодня является
их постоянными посетителями, пьяной, потерявшей человеческий облик,
неуправляемой массой, называющей себя «фанатами», руководители и владельцы
клубов откровенно заигрывают. Ведь именно эта масса обеспечивает им полные
сборы, а раз так, — нет необходимости наводить порядок на трибунах, привлекать
нормальных людей — и так «катит».

Таким вот получается на поверку это «социальное явление». Вообще, приход в наш
футбол «взрослых дядь» с по-настоящему большими даже по европейским меркам
деньгами, как раз и доказал, на мой взгляд, что эти самые деньги решают в
футболе далеко не все вопросы, как они (дяди) наивно полагали. Более того, при
плохом менеджменте деньги вообще ничего не решают. Яркий пример — «Динамо» с
федорычевскими миллионами. Алексей Михайлович, купив команду, не без основания
полагал, что кто платит, тот и музыку заказывает. И в одном из интервью накануне
этого сезона невольно раскрыл секрет приобретения португальской колонии.
Впрочем, для большинства серьезно интересующихся футболом людей, это и раньше не
было секретом. На это же, кстати, намекал уже после отставки и Олег Романцев.
Итак, фрагменты интервью Алексея Федорычева «Советскому Спорту» от 15 января
2005 года. Просто сравните эти две фразы.

1. «Вы понимаете, y каждого есть свое занятие. И я не должен вмешиваться в
pаботy главного тpенеpа. Я
если и стpою какие-то тактические схемы для „Динамо“, то для себя, пеpед сном.»

2. Ответ на вопрос: Почемy «Динамо» делает ставкy именно на поpтyгальцев?
— «Кто выигpал последнюю Лигy чемпионов? Кто игpал в финале чемпионата Евpопы?
Вот вам и ответ.»

Действительно, как всё просто! Странно, почему другие до этого не додумались?
Пример совершенно противоположного свойства — покупка Абрамовичем «Челси». Роман
Аркадьевич, будучи топ-менеджером высшего класса, и не будучи специалистом в
футболе и футбольном бизнесе, нанял великолепного футбольного менеджера, лучшего
в Англии, Питера Кеньона, переманив его из «Манчестер
Юнайтед» и восходящую тренерскую звезду Жозе Моуриньо. Втроём они за год сделали
«Челси» лучшим
клубом в Англии и одним из лучших — в Европе.

Предыдущий президент РФС считал, что никакие изменения нашему футболу не нужны,
у нас и так мол, всё слава Богу. Хочется надеяться, что нынешнее руководство РФС
понимает необходимость реформ. Как в клубном строительстве, так и в финансовых
вопросах. Прежде всего, финансирование команд должно быть прозрачным. Бюджеты
должны публиковаться в СМИ и на сайтах клубов. А следующим шагом, на мой взгляд,
должно стать акционирование всех без исключения профессиональных клубов, которое
можно провести поэтапно, начиная с премьер-лиги и постепенно — до второй лиги. И
наконец, сокращение с последующей полной ликвидацией бюджетного финансирования.
Клубы должны существовать только на деньги своих владельцев, акционеров и
спонсоров. Не забывая при этом и самим зарабатывать. Тогда при потере
«кормильца», то есть — спонсора, как это произошло с самарскими «Крыльями», им
не придётся пополнять скорбный мартиролог канувших в Лету команд, а всего лишь
разделить судьбу «Лидса» или «Пармы», перейдя на более скромный уровень
существования в ожидании лучших времен.

Автор: Григорий Аграновский

Комментарии