Показать ещё Все новости
Цвета Москвы
«Чемпионат»
Комментарии
Мы продолжаем публиковать материалы о футбольных анклавах столицы. На этот раз речь пойдет о московских ЦСКА и "Динамо".

Первую часть статьи можно прочитать здесь: https://www.championat.ru/football/article-3016811-cveta-moskvy.html

До войны команда Центрального Дома Красной Армии, как тогда звался ЦСКА, была в Москве не особенно популярной. Комплектовалась она в основном из числа умевших играть в футбол красноармейцев очередного призыва.

ПРИКАЗ: НА ЗАПАД

«Отыграв» срочную, они быстро уходили кто куда. Баннер «Ярославка», который регулярно сегодня висит на матчах ЦСКА, для армейских болельщиков со стажем — ностальгия по прошлому, по тем временам, когда поклонники красно-синих заселяли не только подмосковные поселки вдоль Ярославского шоссе, но и весь северо-восток столицы. В том числе поделив огромные Сокольники с болельщиками «Спартака».

Сокольники — прародина армейского клуба. На Четвертом лучевом просеке Сокольнической рощи еще до революции было сооружено футбольное поле, а затем построен стадион. Когда-то он считался лучшим в Москве, на нем проводились даже международные матчи. Там же играл ЦДКА. Приговором стадиончику, а заодно и всему северо-восточному анклаву болельщиков ЦСКА стало решение Моссовета о строительстве на его месте выставочного комплекса.

Армейцы получили приказ: перебазироваться на запад, на 3-ю Песчаную улицу. Часть своих поклонников они при этом растеряли, зато в районе Сокола и Песчаных улиц стала образовываться новая армейская «диаспора». Но по численности, как утверждают любители футбола со стажем, она заметно уступала той, что некогда была у ЦСКА в Сокольниках.

Впрочем, о компактном проживании фанов той или иной команды следует говорить с определенной долей условности.

Процесс миграции болельщиков начался еще в середине прошлого столетия, когда в Москве взялись расселять коммуналки и пустили под снос бараки заводских окраин. Сложившиеся устойчивые диаспоры распадались. Ведь не раcпределяли же квартиры в новостройках с учетом футбольных вкусов новоселов.

В современной Москве выраженных компактных анклавов осталось не так много. За ЦСКА болеют в основном западнее стадиона «Динамо» — вдоль Ленинградского проспекта и до Речного вокзала. Армейские болельщики попадаются также в Братееве (юго-восток), элитных кварталах Пироговки и окрестностях станции метро «Фрунзенская», где располагаются военные академии.

Это довольно амбициозные ребята: армейцы всегда и во всем старались превзойти фанов «Спартака». У молодежи соперничество периодически выливается в массовые драки — «кони» против «мяса». Один из давних почитателей «Динамо», пожелавший на этих страницах остаться инкогнито, отметил такую особенность: «Болельщики ЦСКА первых послевоенных лет по уровню культуры стояли выше «спартачей». Тех мы за глаза звали «торгашами» — кооператоры, мелкие кустари (в Москве тогда их было много), скорняки, портные… Московская шпана вся поголовно болела за «Спартак». В пику «Динамо» к спартаковцам, думаю, примкнула также часть граждан, в свое время пострадавших от доносов и репрессий. В спорах на Трепаловке они особенно не выпендривались; армейцы были куда вреднее, ироничнее, издевательские реплики порой отпускали».

Главное своеобразие ЦСКА в том, что основной прирост «торсиды» дали события, к футболу никакого отношения не имевшие. Многие считают, что разгромившая фашизм Советская Армия принесла ЦДКА поклонников даже больше, чем знаменитая «команда лейтенантов» во главе с Федотовым и Бобровым — настолько сильна была благодарность народа своим Вооруженным силам.

Все последующие годы между ЦСКА и «Динамо» шла упорная борьба за право считаться в Москве второй по популярности (после «Спартака») командой. Последнее время «воспроизводство» армейских фанов идет заметно динамичнее. В отличие от бело-голубых у ЦСКА есть турнирные успехи — победы в чемпионатах России, Кубке УЕФА.

После победы над «Спортингом» молодежь активно пошла записываться в фан-клуб, который, по словам его руководства, обходится без агрессивной саморекламы. Пришедших стараются «закрепить » всевозможными льготами (скидки на билеты и сезонные абонементы, при покупке товаров в магазине ЦСКА и фирменном — «Umbro»), организацией досуга (турниры по мини-футболу).

ЦСКА давно уже перестал быть командой военных, за красно-синих болеют представители практически всех социальных групп. В клубе гордятся, что даже на фанатских секторах становится все больше парней с высшим образованием. Их вкусы и мотивы прихода на стадион разные. Молодежь жаждет победы, успеха всей команды. Представители более старшего поколения часто ставят процесс выше результата — многие специально приходят любоваться искусством Даниэла Карвалью.

В список звезд — любимцев болельщиков Карвалью мы включили условно. С испытательным сроком. Но если бразилец отыграет на столь же блистательном уровне еще три-четыре сезона, его можно будет, пожалуй, считать в ЦСКА фигурой, равной Григорию Федотову.

ТАЙНОЕ ОБЩЕСТВО «ДИНАМО»

Типичного болельщика «Динамо» мне легко представить в образе резидента разведки. Этакий хорошо законспирированный Штирлиц. Информирован, но эмоции держит в себе. Готов поддержать разговор на любую тему, но при этом всегда больше слушает, чем говорит сам. Особая примета: тотально скрытен во всем, что касается клубных пристрастий.

Есть анекдот, как встретились на футболе и стали потом вместе ходить на стадион два болельщика. Обсуждали все на свете вплоть до последних событий в чемпионате Бурунди. Но в том, что оба болеют за «Динамо», признались друг другу… лишь на третий год знакомства. Понять, сколько теперь в Москве динамовских болельщиков, труднее, чем в застойные времена без блата поступить в МГИМО. Если на очередном матче в Петровском парке присутствуют пять тысяч (неизменная, год за годом появляющаяся в начале второго тайма на табло стадиона цифра), то у домашних телевизоров и в спортбарах засели, возможно, еще тысяч тридцать. А то и все пятьдесят.

Многие, кого я просил дать характеристику болельщикам «Динамо», назвали их самыми преданными. Но при этом также наиболее скрытными и закомплексованными среди всех поклонников московских клубов.

Люди, которых при всем желании невозможно заподозрить в симпатиях к бело-голубому флагу, в один голос утверждали: «Динамо» — всегда обдуманный выбор. Среди болельщиков этой команды почти не встретишь тех, кого увлекла футбольная мода. Что сегодня, к примеру, можно наблюдать у многих новых приверженцев «Локомотива» (в возрастной категории старше 35). Если не брать фанатов, в стане динамовцев очень немного таких, кто в свое время поддался влиянию дворовых лидеров. А такое, говорят, не редкость среди болельщиков ЦСКА и «Спартака», особенно у выходцев из неблагополучных семей.

Вместе с тем переживать за «Динамо» — крест, который не всякий рискнет взвалить на плечи. Ведь «менты», с которыми до сих пор ассоциируют «Динамо», не слишком популярны в широких массах населения. Согласитесь, не так-то легко подростку признаться сверстникам, что он «стоит за команду милиционеров». Да и человеку в возрасте многое могут припомнить из славной истории людей с «холодной головой и чистыми руками». Уж лучше помалкивать и болеть за «Динамо» тайно…

Динамовские болельщики сконцентрированы главным образом на северо-западе и севере Москвы. Это кварталы, примыкающие к стадионам «Динамо» и «Юных пионеров », Дмитровское шоссе, Отрадное, Владыкино, Ленинградский проспект (от Белорусского вокзала до станции метро «Аэропорт»).

Рассказывают, как один поклонник бело-голубых, уставший от проспартаковского окружения в Перове, долго копил деньги, чтобы перебраться на улицу 8-го Марта — поближе к родному стадиону. Помимо официального фанклуба в Москве много неформальных объединений динамовских болельщиков. Способы вербовки новых членов разные, как правило, неформалы их не афишируют. Официальный фан-клуб время от времени проводит рейды по близлежащим школам — приглашает мальчишек на футбол.

Так, в 2002 году за несколько дней до игры «Динамо» с владикавказской «Аланией» было роздано 500 билетов. На матч пришли тогда 340 человек — в клубе это считают хорошим результатом.

Говорят, что поклонники «Динамо» в большинстве своем неплохо адаптировались к реалиям капиталистической жизни. Среди них немало бизнесменов и высокооплачиваемых специалистов. Есть данные, что около трети динамовцев — люди с хорошим заработком. Пару лет назад на сборы в Турцию вместе с командой (за свои деньги) отправились 16 болельщиков «Динамо», спартаковцев же туда сопровождали лишь четыре человека.

Однако ряды динамовских поклонников с каждым годом тают. Слишком давно клуб не выигрывал чемпионата. Последний всплеск интереса был отмечен во второй половине 80-х годов. Тогда в «Динамо » ярко и свежо заиграла молодежь — Добровольский, Колыванов, Кобелев, Кирьяков.

Болельщики, которых привели на трибуны эти мастера, сегодня с горечью наблюдают затянувшуюся агонию некогда славного клуба. Ни звезды с европейским именем, ни рекордный в Премьер- лиге бюджет не могут прервать череду неудач. Выходит, едва ли не последняя надежда на Юрия Семина.

Комментарии