Анатолий Бышовец: Зидан - это совершенство!
«Чемпионат»
Комментарии
Многие утверждают, что футбол красен голами. Неправда: голами красен баскетбол. В футболе же и счет 0:0 иногда венчает замечательный матч.

Многие утверждают, что футбол красен голами. Неправда: голами красен баскетбол. В футболе же и счет 0:0 иногда венчает замечательный матч.

Иные убеждены, что футбол красен борьбой. И это неверно. Борьбой красна борьба. Вольная или там дзюдо. А в футболе и без борьбы порой случаются шедевры. 6:0, к примеру.

Третьи до хрипоты спорят, что футбол красен тактическими замыслами и ходами. Ближе к истине, но все равно не то. Это вам не шахматы, не шашки и не подкидной дурак. Вот скажите, крепко ли обучен тактике Кот д'Ивуар? А как играет!

Поэтому возьмем на себя смелость утверждать, что красен футбол, в первую очередь, изысканным обращением с мячом, взрывными многоходовыми комбинациями и невероятными голевыми передачами, с помощью которых рождаются голы и на которых строится вся игра. Иными словами, мы голосуем за созидательную суть футбола. Именно ею он красен.

А коли так, то главной фигурой на поле является прораб, на которого возложена вся ответственность за организацию строительства игры. Или, если изломать английский язык, — за мейкерство плея. Прораб этот так и называется — плеймейкер, человек, «делающий игру». На спине он носит, как правило, самый яркий номер — «десятку». Но главное в нем — не спина и не номер. Главное — искусные ноги и светлая голова, благодаря которым он блистательно управляется с мячом и, что особенно важно, — знает, что и в какую минуту с ним необходимо сделать на благо команды.

Чемпионат мира — это во все времена бал лучших плеймейкеров. В старину на них царили Пеле и Марадона, Диди и Андраде, Крёйф и Сократес, Чарльтон и Маттеус… м-да, эдак мы долго будем перечислять… Вот и на нынешнем в главных ролях, на передовых позициях, ярче всех — плеймейкеры: гениальный Роналдинью и мудрейший Зидан, неподражаемый Рикельме и неповторимый Баллак, филигранный Кака и исключительный Лэмпард. И многие-многие другие. Те, на ком держится командная игра. Те, вокруг кого она строится. Те, наконец, благодаря кому она живет и процветает, оставаясь наряду с мордобоем и голыми женщинами лучшим зрелищем, когда-либо обнаруженным человечеством.

О них, о плеймейкерах, сегодня наш рассказ.

Чемпионат мира, по замечанию многих специалистов, уже давно не является флюгером футбольных тенденций. Не особенно-то о новинках рассуждается и на сей раз. Интересно, что полевых творцов все тоже порядком изучили. А многим они уже набили оскомину. «Я видел их по сто раз, ничего нового они не покажут мне!» — произнес как-то легендарный российский творец Александр Мостовой. Однако другим легендарным смотреть на творцов не осточертело. Напротив, наш постоянный эксперт, олимпийский чемпион Анатолий Федорович БЫШОВЕЦ, даже будучи на Кипре, с удовольствием поразмышлял о главных дирижерах травяной сцены, которые снаряды не подносят, а дарят. Плеймейкеры на германских полях. У них все не как у обычных людей. Они почти не стареют и почти не меняются, они не признают понятия «зрелость». И еще они уникальны. Но это самое интересное, а потому в конце.

ХУАН РОМАН РИКЕЛЬМЕ (АРГЕНТИНА) И МИХАЭЛЬ БАЛЛАК (ГЕРМАНИЯ)

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

Давайте разберем этих двух ребят вместе, не отрывая их друг от друга. Так удобнее и интереснее. И Рикельме, и Баллак очень любят свободу — как от опекунов, так и от оборонительных обязанностей. Последнее традиционно присуще игрокам этого плана, однако игра плеймейкеров, лишенных какой-либо отчетливой уникальности, что мы имеем в отношении Рикельме и Баллака, отчасти заостряет глаз на защитных действиях. Но сейчас о сильных сторонах. Интересно и отличительно то, что оба являются центральными хавбеками классического типа, то есть связывают среднюю линию с атакой, а не, допустим, оборону с полузащитой и по возможности атакой. Занимаются они, в основном, также классической работой — разводят атаки своих команд за счет короткого и длинного паса. Приятно все же рассуждать о плеймейкерах. Мы говорим о Рикельме и Баллаке не как о самых выдающихся футболистах, но при этом выделяем в качестве должного их классное владение коротким и длинным пасом. Да только эти достоинства — уже природный дар! Помимо прочего оба игрока обладают отменным ударом, и этот компонент усиливает их роль в завершающей стадии атак. Что, надо отметить, также относится к классическим плеймейкерам.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Оборонительные действия. Эта пара полузащитников не любит этим заниматься и не умеет. Поэтому ни о какой универсальности речи быть не может. Хотя, возможно, и сами тренеры в клубах и сборных по максимуму снимают с Рикельме и Баллака черновые функции.

ЗРЕЛОСТЬ

Еще один интересный момент. Плеймейкеры — это большие мастера. И Рикельме с Баллаком — тоже большие мастера, влияние возраста на которых не столь существенно, как на представителей иных амплуа. Поэтому ясно то, что уровень их игры зависит не от опыта, а от состояния. Функционального состояния самих игроков.

КАКА (БРАЗИЛИЯ)

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

Хоть в нашем списке и два бразильца, вот их-то лучше разложить отдельно, потому как оба разительно друг от друга отличаются по своей игровой сущности. Кака не играет красиво ради самой красоты, чем частенько выделяются бразильцы. Он один из немногих представителей пентакампеонов, кто с первого же дня чемпионата показывал действительно футбол своего уровня.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Слабость у него объективная — окончательно он далеко не сложился как мастер…

ЗРЕЛОСТЬ

…А это уже вопрос зрелости. Да, он готовый футболист, потрясающий, в своем роде уникальный, но Кака должен быть еще сильнее. У него, в отличие от многих остальных из нашего списка, потенциал еще не реализован.

УНИКАЛЬНОСТЬ

А теперь о главном. Кака, в отличие от других выдающихся игроков, обсуждаемых нами, ориентирован не столько на качество своей игры, сколько на результат. То есть его главная роль — не качественно развести атаки, не передать свою часть атаки в другие руки, а самому атаку обострить и довести ее до максимальной опасности. Если остальные плеймейкеры, как правило, ведут игру, то для Кака ведение второстепенно.

ЗИНЕДИН ЗИДАН (ФРАНЦИЯ)

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

Сильные, говорите, стороны? Зидан — это совершенство! И нынешний чемпионат мира еще раз подтвердил, что он универсален во всех отношениях, и возраст, конечно, ему не помеха. Зидан — один из тех, кто блистает на протяжении всего матча. Даже если не идет игра у команды, а это очень сильно действует на настрой игрока, то Зидан все равно все будет исполнять на высоком уровне, и им все равно будут восхищаться. Крайне важно еще и то, что Зидан умеет в одиночку сделать результат, когда команда в нем, казалось бы, безнадежно нуждается. Можно вспомнить прошлый чемпионат Европы и два его гола англичанам. Ну, о мировом первенстве 98-го во Франции и двух мячах Бразилии уже и не говорим. Спустя восемь лет в Германии, в 1/8 финала против Испании Зидан вновь поставил окончательную точку. Гениальную, но такую привычную.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Давайте не будем ничего выдумывать. Их нет…

ЗРЕЛОСТЬ

Лучшие годы, в принципе, позади, организм уже не такой мощный. Однако, не сочтите за пафос, за Зидана играют его патриотизм и профессионализм. Эти факторы настолько сплетены воедино, что этот человек просто живет профессионально. И его, в отличие от других талантищ вроде Тотти или кого-то еще, невозможно представить себе равнодушным к делу. Он подлинный вожак.

УНИКАЛЬНОСТЬ

Удивительное чувство партнеров и ритм игры. Зидан практически идеально контролирует игру своей команды. От такого футболиста невольно будет зависеть остальной коллектив, поэтому в данной ситуации роль личности трудно переоценить.

ФРАНЧЕСКО ТОТТИ (ИТАЛИЯ)

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

Так, об уникальной его стороне пока умолчим. А скажем, что этот одаренный итальянский парень довольно далек от «разведения» атак и больше направлен на оперативное созидание и последующее за этим завершение. Весьма часто Тотти фактически исполняет роль третьего нападающего.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Капризен. Нужен ему, видимо, благоприятный психологический фон, чтобы стать таким эффективным, каким он и должен быть, каким сулит ему его потенциал. Ну и традиционная слабость для них, то есть почти всех из них, — без обороны играют. Помимо этого, неважно у него и с лидерскими качествами.

ЗРЕЛОСТЬ

С одной стороны, он мастер, и момент зрелости уже давно должен был бы наступить. Однако у Тотти имеются серьезные проблемы — он очень искушен во всех тонкостях футбола, в том числе и в негативных. Сколько раз он симулировал нарушения против себя, сколько раз провоцировал соперника на фолы и пенальти. Все это настолько прагматично, что изрядно мешает ему стать зрелой полноценной личностью, эдаким эталоном игры.

УНИКАЛЬНОСТЬ

Первый пас. Да, первый пас Тотти уникален. И даже Зидан ему в этом компоненте уступает. Настолько обостряющий этот первый пас у Тотти, что иной раз и последнего уже не надо. И еще он неожиданный, этот выдающийся первый пас Тотти. Вообще я бы сказал, что Тотти играет первым пасом. Это его идеология.

РОНАЛДИНЬЮ (БРАЗИЛИЯ)

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

Вот уж, честно признаюсь, так сразу и не знаю, что сказать по поводу этого бразильского вундеркинда. В Германии мы точно наблюдаем за худшим вариантом Роналдинью, который только можно себе представить. В «Барселоне» он смотрелся интереснее, там он словно растворялся по полю на фоне остальных партнеров и соперников. Растворялся — не в смысле «исчезал», а в смысле — «был везде и повсюду». Безусловно, это ярко выраженный индивидуум, который не загоняется ни в какие рамки, а в нынешний чемпионат Роналдинью втягивается медленно. Первая причина — тяжелый сезон в клубе, а вторая, частично выходящая из первой, — Паррейра умышленно подводит Роналдинью и Роналдо к пику формы поближе к финалу. Это может быть частью тактики.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Наверное, они есть, но их не видно.

ЗРЕЛОСТЬ

В этом плане тоже не угадаешь. Человек — лучший футболист планеты. Это у более заурядных игроков зрелость наступает и уходит, а у таких, как Роналдинью, она просто неактуальна.

УНИКАЛЬНОСТЬ

Абсолютное чувство мяча. Если у Зидана на первом плане чувство партнеров, то у маленького Зубастика — чувство мяча, что имеет свои прелести и преимущества. Главным образом, преимущество в зрелищности исполнения.

ТОМАШ РОСИЦКИ (ЧЕХИЯ)

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

Очень силен индивидуально этот чешский плеймейкер. Конкретно он выделяется, прежде всего, техникой обводки и неожиданным врыванием в опасную зону без мяча. Хотя эти два качества в исполнении Росицки нельзя записать в уникальные. Конечно же, всегда он отмечается еще и очень серьезным завершающим ударом. Можно его сравнить с Рикельме и Баллаком в этом компоненте, однако только в этом. Место Росицки ближе к нападающим (или единственному нападающему). Помимо этого чех выполняет огромный объем работы, что для плеймейкера тоже иной раз чуждо.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Опять мы об игре в обороне в этом разделе. Но, говоря о Росицки, нельзя не заметить одной детали. Наверняка бы он отрабатывал в защитных действиях очень полезно и качественно, будь его комплекция посолиднее. Объективный минус. И еще Росицки весьма не любит плотную игру против него, как, к слову, Баллак и Тотти.

ЗРЕЛОСТЬ

Вот-вот на подходе его зрелость, его пик. Парень перешел в клуб по-настоящему звездного уровня — лондонский «Арсенал», поэтому все звезды освещают Росицки. Ему осталось выложиться по полной.

ХАВИ (ИСПАНИЯ)

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

Позвольте, я в список «ФХ» от себя лично добавлю кандидатуру этого каталонца из сборной Испании — как одного из лучших плеймейкеров мира — и приведу свои аргументы. Надо отдать должное Хави. Сила его — в умении дирижировать. Да, в нем нет эстетства Зидана, нет вообще какого-то особенного почерка, но его дирижирование очень грамотное, основанное не только на качественном пасе, а еще и на великолепном чувстве позиции. Об уникальности Хави говорить я и не собираюсь, однако от большинства остальных обсуждаемых нами персонажей каталонец выделяется тем, что связывает оборону с группой атаки, то есть Хави — зачинатель атак «Барселоны» и испанской сборной.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Внешне его игра бывает пресной. Но это несерьезный аргумент «против».

ЗРЕЛОСТЬ

Очень зрелый парень. Оптимально зрелый. Для игрока классного европейского уровня, но не мегазвездного, зрелость представляет собой сплав возможностей и опыта. И этот сплав у Хави очень крепкий. И функциональные кондиции у него вполне серьезные, и остальные качества, в том числе природные, доведены до оптимума.

ФРЭНК ЛЭМПАРД (АНГЛИЯ)

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

По сравнению с остальными мне английский полузащитник импонирует не так сильно. Хотя значение его для «Челси» и сборной Англии в данный момент достаточно велико. Интересно, что в «Челси» он более похож на плеймейкера, так как нацелен в основном на атаку, в то время как сзади его страхуют опорные Макелеле и Эссьен. В национальной же команде Лэмпард сам является опорным хавбеком, чем, правда, не снижает эффективности своих действий. К явным его сильным сторонам стоит причислить неожиданные подключения в атаку, часто ставящие защитные порядки соперника врасплох, а также бойцовский, несгибаемый дух. Трудно представить Лэмпарда с поднятыми вверх руками.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Но Лэмпард все-таки больше является исполнителем, нежели творцом. Не хватает ему тонкости Рикельме, Тотти и даже Росицки.

ЗРЕЛОСТЬ

Сейчас этот игрок в самом соку, и зрелость для него наиболее актуальна по сравнению с вышеуказанными фигурами. Исходя из вышеизложенного.

Комментарии