Показать ещё Все новости
Сегодня. Италия - Франция: в ожидании чуда
Григорий Аграновский
Комментарии
Финал чемпионата мира – главное для миллионов болельщиков планеты событие четырёхлетия. И хотя эти матчи редко бывают зрелищными и захватывающими по сюжету, каждый новый финал миллионы людей снова ждут, как впервые, надеясь, что уж на этот раз!...

Финал чемпионата мира – главное для миллионов болельщиков планеты событие четырёхлетия. И хотя эти матчи редко бывают зрелищными и захватывающими по сюжету, каждый новый финал миллионы людей снова ждут, как впервые, надеясь, что уж на этот раз!.. Как в детстве мы ждём Нового Года и верим, что в эту ночь обязательно случится чудо.

Четыре года назад главная интрига финального матча чемпионата мира заключалась в том, что в нём сошлись команды-антагонисты, взгляды которых на футбол и стиль игры были диаметрально противоположны, как лёд и пламень — Бразилия и Германия. Соперники по нынешнему финалу имеют гораздо больше сходства в своих футбольных мировоззрениях, но от этого их противоборство не выглядит менее интригующим. Пожалуй, даже наоборот. Ведь если в исходе того финала по большому счёту мало кто сомневался, то предсказать исход сегодняшнего поединка, в котором сойдутся географические соседи, имеющие много общего не только на футбольном поле, но и в жизни, гораздо труднее.

Попробуем, тем не менее, предугадать, “что день грядущий нам готовит”, предварительно проанализировав основные особенности игры обеих команд.

Италия.

Знаменитый кинорежиссёр, один из основателей итальянского неореализма, Витторио де Сика как-то сказал: “Аварии происходят потому, что нынешние водители ездят по вчерашним дорогам на завтрашних машинах с послезавтрашней скоростью”. Марчелло Липпи — нынешний “водитель” сборной Италии — впервые за много лет привёл в соответствие друг с другом все компоненты её игры и создал из них очень сбалансированную, гармоничную и современную команду, которая благодаря этому сумела избежав аварий, дойти до финала.

Долгие годы первой особенностью, о которой вспоминали как только речь заходила об итальянской сборной, была её приверженность к оборонительному футболу и игре от обороны, причём, практически, с любым соперником. Такая игра часто приносила ей успех, особенно учитывая, что итальянцы всегда имели очень хороших защитников. Впрочем, последнее обстоятельство скорее всего и было обусловлено их оборонительным стилем игры. Проводя аналогию со стилями искусства, можно сказать, что они, ставя результат во главу угла, исповедовали футбольный реализм. В последние годы, правда, кривая успехов команды с Аппенин равномерно шла вниз. В 1994 году итальянская сборная дошла до финала чемпионата мира, уступив в нём бразильцам лишь в серии пенальти. В 1998 она проиграла тем же французам в четвертьфинале, а в 2002-м — сборной Южной Кореи уже в 1/8 финала. Для полноты картины можно вспомнить, что на последнем чемпионате Европы 2004 года “скуадра адзурра” не смогла выйти в плей-офф из группы.

Такое явное тяготение к “окопной войне” было тем более странно, что не только в обороне, но и в других линиях итальянцы традиционно всегда имели очень сильных исполнителей. Глядя на их игру, было честно говоря, непонятно, как могли они постоянно сдерживать на поле свой природный пылкий темперамент. Дело даже не в зрелищной непривлекательности такой игры, а в том, что на фоне тотального футбола, в который давно уже играло “всё прогрессивное человечество”, она смотрелась, как сказал поэт, “как мытищинский кагор в компании “клико” и “монтильядо”. Но наконец, пришёл Липпи и превратил сугубо практический итальянский реализм в современный неореализм.

Оборона и атака теперь уравновесили друг друга. Ключом к успеху в концепции Липпи является середина поля, в которой “скуадра адзурра” постоянно держит пять человек. Обороне по-прежнему уделяется большое значение – было бы неразумно терять здесь столь богатые, годами наработанные традиции – но теперь соотношение между обороной и атакой меняется в зависимости от соперника. В матче с немцами сзади постоянно находилось не менее четырёх человек, атаки велись небольшими силами, однако игра команды при этом не выглядела оборонительной. Итальянцы теперь тратят на каждого соперника ровно столько сил, сколько надо для победы. Могут не слишком броско, не переходя, впрочем, допустимую грань риска, сыграть с Австралией, а когда необходимо – выдать настоящий футбольный шедевр, как в полуфинале с Германией.

Я намеренно не акцентирую внимания на отдельных персоналиях, так как во всех линиях команда Липпи имеет очень сильный подбор исполнителей. Физически “скуадра адзурра” подготовлена великолепно, и всё это в совокупности делает её игру чрезвычайно мобильной и мощной. Если итальянцы в финале сыграют в ту же игру, в какую они играли со сборной Германии, то вряд ли что-либо сможет помешать им победить. “Фишка”, однако, в том, что сыграть дважды подряд в такую игру, да ещё с интервалом в четыре дня, вряд ли возможно…

Франция.

Французы на этом чемпионате словно превратились в русских – долго запрягали, да быстро поехали. В первых двух матчах “трёхцветные” были слишком похожи на себя же четырёхлетней давности, когда они, будучи в ранге чемпионов мира, не смогли выйти из группы. В последнем матче со сборной Того они уже смотрелись довольно внятно, а в матчах плей-офф вдруг заиграли, как в свои лучшие годы.

При внимательном изучении состава французов выясняется интересная закономерность. Во всех матчах группового турнира команда выходила на поле с двумя форвардами. Причём, по ходу решающей для выхода из группы игры со сборной Того, уже при счёте 2:0 Доменек увеличивает число нападающих сначала до трёх, а затем – до четырёх! В матчах плей-офф в стартовом составе был уже один форвард – Анри. При этом в 1/8 с Испанией при счёте 1:1 Доменек снова выпускает второго нападающего. То же самое происходит и в четвертьфинале с Бразилией и в полуфинале с Португалией — уже ведя в счёте, тренер французов выпускает одного за другим ещё двух форвардов.

Это – лишь формальное подтверждение того, что можно видеть и по игре “трёхцветных”: Раймон Доменек – безусловный приверженец атакующего, агрессивного футбола. И количество нападающих на поле у сборной Франции может быть любым – команда атакует всегда большими силами. Игроки середины поля Виейра и особенно – Рибери постоянно участвуют в наступательных действиях. Не говоря уже о Зидане.

Зидан – не просто мозговой центр французов. Это – краеугольный камень, на котором держится вся их игра. В четвертьфинале с бразильцами это было особенно заметно. Зидан был бесспорно, самым ярким игроком на поле, он конструировал всю созидательную игру команды и если бы не он – боюсь, подопечные Доменека не одолели бы наследников Пеле.

Оба завтрашних соперника играют на высоких скоростях, оба ведут атаки широко и с применением разнообразных тактических приёмов. Навесы чередуются с прострельными и короткими передачами в штрафную, дальними ударами. Обе команды не прочь и пройти к воротам кратчайшим путём – через центр, но учитывая превосходство итальянской обороны над французской, последним, видимо, придётся искать свои шансы в основном, во фланговых атаках. Так же и те и другие не стараются слишком плотно прессинговать соперников по всему полю, предпочитая при потерях мяча быстро отходить назад и встречать неприятеля плотным заслоном у своих ворот.

Всё это говорит за то, что в финале у нас есть шансы увидеть хороший, атакующий футбол в исполнении обеих команд. Оперативного простора в центре поля им скорее всего, будет хватать для “раскатки” атак и основные единоборства будут происходить уже непосредственно у штрафных площадок. Не исключено, правда, что “скуадра адзурра” попытается сыграть от обороны, выманивая соперника на себя и быстро контратакуя. Впрочем, и такой вариант не должен испортить нам зрелище.

Комментарии