Показать ещё Все новости
Александр Тарханов: "Спартак" перестал бегать за трамваем
«Чемпионат»
Комментарии
Известный специалист Александр Тарханов анализирует изменения, произошедшие в игре московского "Спартака" с приходом на потс главного тренера Владимира Федотова.

Мы с нашим постоянным экспертом, ныне главным тренером вильнюсской «Ветры»
Александром Тархановым взяли для рассмотрения игру «Спартака» и «Сатурна» не
просто так. С матча мы начали, как говорится, для затравки. Обсуждали же,
естественно, не то, почему не попал в ворота Титов, а почему так часто не
попадает в нужный момент весь «Спартак». И это в преддверии Лиги чемпионов. По
нашей просьбе Александр Фёдорович наблюдал за футболом красно-белых так, как
будто он наставник одного из предполагаемых еврокубковых соперников «Спартака».

За неделю, что прошла после скандального матча в Томске, «Спартак» измениться не
успел. Не изменился он по существу и за прошедший месяц. Играют всё в том же
ключе, налаживают новую игровую модель и каждую встречу стабильно пропускают по
паре опасных выпадов. Да, «Сатурн» забил однажды, однако о каком-то реальном
прогрессе говорить смешно. Раменчане вполне могли закатить столько, сколько им
хватило бы даже для победы.

ЗАЩИТНЫЕ ПОРЯДКИ КРАСНО-БЕЛЫХ

Главная проблема всех линий красно-белых — отсутствие синхронности. В матче
против «Сатурна» спартаковцы действовали в три защитника, из-за чего изрядно
рисковали и чуть было не поплатились. Ведь при минимуме игроков обороны те
должны действовать в унисон друг с другом, на автомате. «Спартаку» подобный
футбол в обороне сейчас явно не по зубам. Вследствие этого показателен был
следующий эпизод из указанного матча: Ерёменко не удалось забить мяч, после того
он отскочил к Барейро, которого совершенно не страховали. Его попросту никто не
видел, и спартаковцы не могли разобраться, а кто же должен набегавшего форварда
держать. Хотя этот элемент относится к азам грамоты. В итоге Барейро спокойно
продвигался с мячом довольно продолжительное время. Периодически бросаются в
глаза и другие оплошности дисциплинарного, что ли, характера. Допустим,
футболист, собирающийся проявить себя в Лиге чемпионов, не имеет права получать
вторую, пускай и неочевидную, жёлтую карточку, находясь в центре поля, при
подкате сзади. Это я о Коваче.

КАК УКРЕПИТЬ СПАРТАКОВСКУЮ ОБОРОНУ?

Спартаковские руководители сейчас твердят, что полным ходом идёт поиск
центрального защитника. Безусловно, футболист этого амплуа необходим
красно-белым как воздух. Дело в том, что при Старкове даже уже в отсутствие
Видича проблема в защите стояла не столь явно, как сейчас. Тогда вся игра
команды основывалась на надёжности сзади и атаки происходили от обороны. Старков
упирал в этом компоненте на насыщенность. Сегодня же Федотов занимается коренным
перестроением игровой концепции — отныне она, как известно, ориентирована на
нападение, — а при таком раскладе защитная линия должна быть ещё надёжнее. А
таковое возможно либо в случае закупки великолепных мастеров европейского
класса, которые нужны как воздух, либо менять этот самый натуральный воздух на
своеобразную кислородную подушку — то есть смириться с нынешней защитной линией,
нынешним подбором защитников и заниматься организацией игры всей команды в
обороне. А это — шлифование взаимозаменяемости, это то, что идёт, прежде всего,
не от беготни, не от пресловутой самоотдачи, а от головы. Действительно, в
кратчайшие сроки очень сложно найти суперзащитника, да ещё и за приемлемые
деньги, которые были бы оправданы. Да одна покупка к тому же может и не спасти
положение оборонительных редутов «Спартака». В общем, нужно жить реалиями.

Итак, «Спартак» без новичков, а Лига на носу. Несомненно, должны произойти
изменения в построении. В первую очередь, пожалуй, стоит оттянуть назад Моцарта.
То есть оставить его на месте опорного, но вывести парня из чудного амплуа
«опорного свободного художника» в позицию нормального хавбека защитного плана.
При этом сложно от этого бразильца требовать чего-то сверхъестественного. С
одной стороны, он может связывать оборону со средней линией, но при обороне он
очень уж часто неверно играет позиционно.

Во вторую очередь, необходимо повысить оборонительную роль Титова. Конечно, не
Егорово дело — ходить назад и кого-либо держать. Но он как истинный плеймейкер и
футболист современный не должен ограничивать себя сугубо розыгрышами мяча в
атаке, в чём тоже есть плюсы и минусы, которых мы коснёмся в дальнейшем, а ещё и
организованно и целенаправленно прессинговать атакующую группу соперника. Во
время таких акций с Титовым должны взаимодействовать крайние полузащитники и
Моцарт. Если же прессинг на половине поля соперника успеха не приносит, он
должен продолжаться в центральной зоне. Но таких действий за сегодняшним
«Спартаком» не замечено. Поэтому, когда «Сатурн» усилил свою атаку, в обороне
красно-белых сразу же возникли проблемы.

Ещё одна явная брешь в защитной игре «Спартака» — это отсутствие страховки во
фланговых зонах. Не видно перемещений, продиктованных принципами зонной обороны.
В этом случае должны взаимодействовать крайние защитники и опорные хавбеки,
чтобы контролировать фланги после того, как увлекаются атакой либо Быстров, либо
Бояринцев, либо Павленко. Эти ребята и должны быть ориентированы на атаку, и они
имеют права на срыв атаки, потому что те, кому необходимо импровизировать, не
могут постоянно гарантировать продолжения нападения. А постоянных
подстраховочных смещений на фланги не заметно ни за Моцартом, ни за Титовым.

Оборона «Спартака» сейчас — это оборона, где каждый защищает самого себя и свой
какой-то кусок поля. Завершилась дуэль, мяч отскочил, и игра после этого не
продолжается, а словно начинается новая. Вот такой рваный, кусочный футбол,
красно-белые в защите и показывают. Хотя кроме индивидуальных единоборств и
элементарного отбора мяча, обороняющийся обязан не теряться, не выпадать из
игры, он должен уметь быстро и заново перерасположиться, чтобы его партнёрам
было удобно вести дальнейшую борьбу.

То есть самое главное в общем — сохранение игровой плотности. А это
обстоятельство возможно лишь в результате оттачивания коллективных действий и
взаимозаменяемости при переходах как из обороны в атаку, так и из атаки в
оборону. И, надо сказать, нынешний состав «Спартака» не безнадёжен.

ОПТИМУМ ОБОРОНЫ №1

???, Штранцль, Иранек — Родригес, Моцарт, Ковач, Павленко

особенность данной схемы — это два опорных полузащитника. Первый —
ориентированный на разрушение Ковач. Этот парень мне всё-таки больше импонирует
в качестве опорного, потому что совокупность манеры его игры с классом
футболиста выливается в то, что Ковач приступает к активным действиям только в
последний момент. Старков его раскрыть не смог, и чех очень часто участвовал в
голах в ворота собственной команды. Поэтому данному игроку, который может быть
очень полезен, нужно помогать. И этим вполне мог бы заняться Моцарт, которому
прежде стоит прибавить в игровой дисциплине. Допустим, Ковач работает в основном
на разрушение, а бразилец — на связывание обороны со средней линией, при этом
больше координируясь с фланговыми игроками и защитниками. Что касается флангов,
то в оптимальном варианте это челночные Родригес и Павленко, смещающиеся то
назад, то вперёд, но не имеющие явного крена ни в оборону, ни в атаку.

издержки данной схемы — отсутствие левого центрального защитника, который мог бы
обладать навыками центрального. Конечно, можно достать кого-то из запаса и при
наигранной взаимозаменяемости нивелировать индивидуальный класс, но лучше бы
попытаться найти умелого новичка.

ОПТИМУМ ОБОРОНЫ №2

Родригес, ???, Штранцль, Иранек — Ковальчук, Моцарт

особенность — один опорный полузащитник, и обязательно Моцарт. Ковачу при таком
раскладе места на поле из тактических соображений не находится. Опять же имею в
виду более дисциплинированного Моцарта, с ещё более весомой нагрузкой в плане
непосредственного отбора мяча в индивидуальных единоборствах. В ущерб второму
опорнику можно создать более гибкий левый фланг. Здесь можно выбрать схему с
четырьмя защитниками и Родригесом с большим уклоном в оборону, нежели в
предыдущей схеме, либо ограничиться тремя защитниками, пожертвовав из
соображений тактики Родригесом, в угоду позиции левого атакующего полузащитника,
которую могли бы занять Ковальчук или Калиниченко.

издержки — отсутствие всё того же левого центрального защитника.

АТАКА КРАСНО-БЕЛЫХ

Первое, что бросается в глаза в атаке — это отсутствие чётких комбинаций без
участия Титова. В нападении от Егора зависит чересчур многое, что в современных
условиях такому серьёзному клубу как «Спартак» просто непозволительно. Уйдёт
Титов от опеки — будет острота, прикроют капитана — будет шальной пас вперёд.
Тему обособленности Егора мы уже обсуждали в одном из предыдущих номеров, а
сейчас мы попробуем понять, за счёт чего нападение «Спартака» от простого набора
исполнителей может стать довольно мощной группой атаки.

КАК УСИЛИТЬ СПАРТАКОВСКУЮ АТАКУ?

Федотов сейчас занимается перестроением стиля под более привычную для «Спартака»
модель, и надо признать, более эффективную. А чтобы не спекулировать понятием
«спартаковский футбол», назовём его просто комбинационным. Ведь невозможно и не
нужно что-то копировать. Я не согласен с теми, кто допускает такой изящный
многоходовый футбол только в качестве одного из элементов игры. Убеждён, что
распадение на стили просто недопустимо. Посмотрите, «Барселона» Рейкаарда
действует практически в одном ключе, при этом она ещё и очень похожа на команду
времён Кройфа. А если учесть, что при Романцеве «Спартак» помимо великолепной
комбинационной игры был ещё очень хорош в плане взаимозаменяемости, то почему бы
тем славным традициям не служить примером для подражания в качестве основного
подхода к определению концепции развития команды. Просто сегодня необходимо
делать игру ещё более быстрой и более плотной. И ещё очень важно понять, что
комбинационный стиль не обязательно должен ограничиваться стеночками и
забеганиями. Он вполне уживается и с длинными передачами, и с силовой борьбой.
Причём, когда было нужно, и прежний «Спартак», который мы часто вспоминаем, не
имел проблем с казалось бы несвойственными ему элементами футбола.

На данный момент, хоть и осталось совсем немного времени до Лиги чемпионов,
нужный баланс в «Спартаке» только ищется. Причём пока он лишь в стадии перехода
от одного стиля к другому, при этом КПД нынешней команды не особо отличается от
такового команды Старкова. Пока же спартаковцы не могут толком разогнать атаку,
без чего современное нападение немыслимо. Хотя соглашусь с Калиниченко, который
недавно сказал, что в игре команды появилась аритмия, и уже нет того
агрессивного нагнетания со стороны тренера на постоянное силовое давление в
атаке. Действительно, Федотов в этом компоненте преуспел. Аритмия — это целая
наука, направленная на напряжение — расслабление. Это грамотная экономия сил на
поле во время матча. Помню, к давнишнему начальнику ЦСКА генералу Покусаеву
привели одного футболиста. Говорят: «Бежит как!..» А он в ответ: «Бежать нужно
за трамваем. В футбол нужно играть». Безусловно, в плане умения использовать
аритмию лидер в нашем чемпионате один — ЦСКА. Вот и «Спартак» ему составил
компанию. Почти все остальные коллективы премьер-лиги предпочитают бежать.

ОПТИМУМ АТАКИ №1

Моцарт, Ковач — Ковальчук, Титов, Калиниченко, Быстров — Павлюченко

1-я особенность — один нападающий на острие при двух инсайдах, один из которых
должен быть Титовым. Второй — либо Ковальчук, либо Калиниченко, в зависимости от
вариаций позиции левого атакующего хавбека.

2-я особенность — при одном форварде — в оптимальном варианте это Павлюченко —
помимо двух инсайдов необходимы два атакующих полузащитника. Справа — Ковальчук
или Калиниченко, слева — Павленко или Быстров. Лично мне больше импонирует
Павленко.

3-я особенность — наличие двух опорных полузащитников: Моцарта и Ковача. При
игре в атаке их роль должна сводиться к постоянной страховке чисто атакующих
флангов. И очень важно им же поддерживать плотность атаки вместе с инсайдами,
дабы не допустить разрывов.

ОПТИМУМ АТАКИ №2

Родригес — Ковальчук, Титов, Павленко — Кавенаги, Павлюченко

1-я особенность — двое нападающих: в оптимальном варианте Павлюченко на острие и
Кавенаги чуть в оттяжке. Кстати, большая для меня загадка, почему не может
заиграть аргентинец. Неверно считать, что в «Ривер Плейт» под него строили всю
командную игру. «Ривер», за которым я слежу, как играл с Кавенаги, точно так же
играет и без него.

2-я особенность — Титов на позиции «под нападающими» без помощника-инсайда. При
такой схеме уже не столь важны и откровенные вингеры, а поэтому перед
наставником вновь возникает выбор — ставить в состав Родригеса или атакующего
полузащитника.

Комментарии