Гус Хиддинк: мы никому не проиграли!
«Чемпионат»
Комментарии
Тренер сборной России Гус Хиддинк и его помощники Александр Бородюк и Игорь Корнеев подвели итоги работы в уходящем году, ответив на вопросы читателей и журналистов "Советского спорта".

Тренер сборной России Гус Хиддинк и его помощники Александр Бородюк и Игорь
Корнеев подвели итоги работы в уходящем году, ответив на вопросы читателей и
журналистов «Советского спорта».

О КОФЕ

– Я надеюсь, кофе у вас в редакции хороший? – с иронией поинтересовался накануне
Гус Хиддинк.

– У нас, к сожалению, не пятизвездочная гостиница, – осторожно ответили мы,
памятуя, что голландец любит поглощать бодрящий напиток в лобби-барах серьезных
отелей.

Тренеры более чем пунктуальны. Ждем их к 9.30, но уже в 9.20 охрана поднимает
шлагбаум для эрфээсовского «Лэнд Ровера». «Советский спорт» стал для Хиддинка
первой российской газетой, куда он приехал для обстоятельной беседы, причем не
только с журналистами, но и с читателями. Игорь у нас тоже впервые, а вот
Александр заходил не раз. Это чувствуется сразу: по лестнице в конференц-холл
Бородюк поднимается увереннее всех.

Первым делом тренеры изучают свежий номер газеты-хозяйки. Хиддинк открывает
страничку с результатами матчей Лиги чемпионов. Расстроенно произносит: «Мой
бывший клуб (ПСВ. – Прим. ред.) проиграл. Джеррард забил… О, и „Галатасарай“
уступил „Бордо“.

Первая новость: кириллицу Хиддинк освоил совсем неплохо. Новость вторая, еще
более приятная: нашим кофе Хиддинк остался вполне доволен.

– Лучше, чем в РФС, – удовлетворенно кивнул Гус, попробовав чашку капучино. –
Начнем?

1-Й TAЙМ. ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

О МОЛОДЕЖИ

– Это Артем из Москвы. Раньше моя бабушка думала, что сборная России не
выигрывает, потому что поля да мячи у нас плохие. Но, когда я рассказал ей
историю с переездом сборной из пансионата „Зеленая роща“ в отель „Рэдиссон“ в
Сочи, она поняла, что на самом деле во всем виноваты кровати…
Г.Х.
: – Да не в кроватях дело, передайте своей бабушке! Я хочу, чтобы
сборная готовилась к матчам в условиях, которые соответствуют потребностям
команды. „Зеленая роща“ – это санаторий, идеальный для больных, которым
предписано находиться на свежем воздухе. Но не для национальной сборной,
готовящейся к отборочному матчу чемпионата Европы. Я вовсе не хочу, чтобы моя
команда жила в обильной роскоши. Просто условия должны соответствовать
определенному уровню.

– Сергей Коровин из Южно-Сахалинска. Гус, вы – тренер с мировым именем и
бесценным опытом. Скажите, есть ли в составе нынешней сборной России футболисты,
которые не потерялись бы в составе ваших прежних команд?
Г.Х.:
– Некоторые, безусловно, – у них есть техника, тактическая выучка. Но
фамилии называть не буду.

– Рома спрашивает: когда молодые игроки, которых вы вызвали на предыдущий
сбор, будут выходить в основе?

Г.Х.: – Молодежь способная. Но, чтобы прогрессировать, им нужно иметь
игровую практику в своих клубах. Она есть только у Шишкина – остальные выходят в
лучшем случае на последние две минуты. Поэтому пока им еще рано появляться в
стартовом составе сборной.

– Создается впечатление, что вы очень любите спартаковца Ребко…
Г.Х.: – Не только Ребко, но и остальных молодых игроков. Я люблю, когда у
меня „сбитый“ состав, но еще больше мне нравится, когда молодежь подтягивается к
основной команде. Даже если этим ребятам всего по 19 лет.

– В составе ЦСКА против „Порту“ вышел еще один молодой игрок – Кочубей. За
ним тоже будете следить?

Г.Х.: – Разумеется. Пока мне сложно сказать что-то конкретное по этому
полузащитнику. Вот когда он будет чаще появляться на поле, тогда составлю о нем
свое мнение. А вообще выйти в матче Лиги чемпионов для молодого парня – очень
важный опыт.

О ФРАЗЕ ПЕЛЕ

– Беспокоит Сергей Барбашов из Смоленска. Изменились ли ваши отношения с
Виталием Мутко с тех пор, как вы впервые приехали в Россию?
Г.Х.
: – Нет. Ведь у господина Мутко и у меня – одинаковые цели. Первая –
сделать сборную России как можно более сильной командой. Вторая – улучшить
инфраструктуру.

– И еще один вопрос: если сборная России не пробьется на чемпионат Европы,
продолжите ли вы работу у нас?

Г.Х.: – Вообще-то о том, что мы не пробьемся в Австрию и Швейцарию, я не
думаю. Но, если и предположить такое, все равно не готов ответить. Неизвестно,
будет ли РФС заинтересован в том, чтобы я остался главным тренером. Кроме того,
я сам должен видеть, что смогу создать команду, способную попасть на мировое
первенство-2010.

– Breez через Интернет интересуется: Гус, согласны ли вы с утверждением Пеле:
»Скорее Бразилия выиграет чемпионат мира по хоккею, чем Россия – чемпионат мира
по футболу"?
Г.Х.
: – Соглашусь лишь с первой частью высказывания – по бразильцам. А что
касается футбольной России… Я вижу потенциал. Если удастся воплотить в
реальность существующие планы по развитию футбола в стране, то сборная может
вновь стать конкурентоспособной на мировой арене, как ранее команда СССР. И кто
знает…

– Валерий из Москвы. Как прокомментируете последние матчи ЦСКА и «Спартака» в
Лиге чемпионов?

Г.Х.: – Надо быть реалистами. Я видел игру армейцев три недели назад в
Лондоне. Команде очень повезло, что она заработала очко. Что касается вторничной
встречи с «Порту», то у ЦСКА не получалось взять игру под свой контроль:
португальцы постоянно создавали голевые моменты.

Поражение меня расстроило: это значит, что мы по-прежнему не можем конкурировать
с хорошими европейскими клубами.

«Спартак» неудачно проводит выездные матчи в Лиге чемпионов. В родных стенах
команда играет с лучшим настроем, но даже при этом не создала «Баварии»
серьезных проблем: соперник действовал процентов на 70 от своих возможностей.
Как только немцы пропустили, они тут же включили более высокие скорости.

О КОРНЕЕВЕ И БОРОДЮКЕ

– Денис из Сергиева Посада беспокоит. Вопрос к Игорю Корнееву. Игорь, вы
ощущаете, что работаете с одним из лучших тренеров мира?
– Конечно, – улыбается Корнеев. – Он создает такую приятную атмосферу в
команде, которая и необходима для создания настоящего коллектива.

– У вас, мистер Хиддинк, наверное, никогда не было такого быстрого
ассистента? Корнеев ведь постоянно участвует в тренировках…

Г.Х.: – Ну, не такой уж он и быстрый, – «подкалывает» сидящего рядом помощника
Гус. – Игорь, как и Алекс, были классными игроками во время своей
профессиональной карьеры. Сейчас они мыслят так же быстро, а вот тело уже
начинает отказывать. Так ведь ты мне говорил, Алекс? – Бородюк и Корнеев
смеются. Хиддинк, убрав с лица улыбку, продолжает: – Это все шутки. А если
серьезно, то эти два парня, которые сидят рядом со мной, очень перспективны.
Правда, жаль, что они сейчас здесь и слушают мои похвалы – это непедагогично, –
Хиддинк продолжает шутить с серьезным лицом. – Алекс и Игорь очень быстро
сделали непростой шаг в жизни. Игроку всегда сложно стать тренером – я это знаю
по собственному опыту. Игрок должен думать только о себе, а тренер – обо всей
команде.

Так вот, Алекс и Игорь стали очень умными тренерами. Они не будут хвастаться
перед подопечными тем, что выступали в Европе: мол, я играл в «Шальке» или в
«Барселоне», вот я тебя сейчас научу, что такое футбол! Игроки перестанут тебя
уважать, если будешь так делать. Алекс и Игорь – это для меня как правая и левая
рука. Я обладаю опытом, но не абсолютной мудростью. Поэтому для меня очень важно
иметь под рукой таких помощников, которые ко всему прочему обладают прекрасными
человеческими качествами.

– Кто из них сможет заменить вас, когда вы уйдете с поста главного тренера
сборной России?

Г.Х.: – Вы так хотите, чтоб я ушел? И в самом деле, я уже старый тренер,
скоро пора на пенсию… – смеется Гус. – А Алекс и Игорь здорово дополняют друг
друга. Думаю, они вполне смогут вместе управлять сборной после моего ухода.
Тренировала же сборную Швеции несколько лет пара наставников (речь о Ларсе
Лагербаке и Томми Седерберге. – Прим. ред.)! Конечно, решение зависит не от
меня, но я считаю, что с ними Россия может прогрессировать еще много-много лет.
Они не завидуют друг другу. Если б завидовали, я бы их не выбрал.

– Откуда вы это знали полгода назад?
Г.Х.: – Во-первых, по первому общению уже многое можно узнать о
собеседнике. Ты чувствуешь, – для убедительности Гус вдыхает носом воздух, – что
это за человек. А во-вторых, перед тем как встретиться, я собрал массу
информации о них. Изучил их карьеру, поговорил с людьми, с которыми они
работали.

Когда я беседую с Сашей, Игоря не мучают подозрения: «Так, о чем это они
разговаривают?» То же самое с Алексом. Я не хочу, чтобы у нас была атмосфера
недоверия. Если я увижу что-то подобное, я сразу скажу им «до свидания».

О ТРЕНЕРЕ ВРАТАРЕЙ

– Вопрос от Spider из Интернета: вы обещали определиться, нужен ли команде
тренер вратарей. В прессе упоминали фамилии Сергея Овчинникова и Дмитрия Харина…

Г.Х.: – Перед тем как принять решение, я должен был поинтересоваться
мнением самих ребят – нынешних голкиперов сборной. А они счастливы в той
атмосфере, в которой работают сейчас. Если они довольны, то зачем что-то менять?
Я не хочу, чтобы обстановка в команде ухудшилась. Поэтому пока мы оставим все
как есть, хотя в дальнейшем ситуация может и поменяться. Особенно в том случае,
если мы выйдем на чемпионат Европы. К такому турниру нужно готовиться
основательно – и без тренера вратарей тут не обойтись. Без молодого, современно
мыслящего тренера вратарей. Пока же, по крайней мере до февраля, я не думаю, что
есть необходимость вносить изменения в тренерский штаб.

– Анатолий Клещев, город Ногинск. Какое впечатление производит на вас сборная
России?

Г.Х.: – Впечатление отличное! Нас очень порадовала игра с Македонией. Не только
из-за результата: все-таки Македония хоть и не слабая команда, но не топ-класса.
Порадовало, что игроки стали постепенно понимать, какие качества им нужно
демонстрировать на международном уровне, что именно мы от них хотим. Наконец
футболисты начали показывать в игре то, что мы нарабатываем на тренировках. Это
очень важный итог встречи в Скопье!

– Здравствуйте, меня зовут Денис. Почему в сборную не приглашают Дениса
Бояринцева?

Г.Х.: – А ваша фамилия не Бояринцев? – смеется Хиддинк. – Если серьезно,
то он входит в число кандидатов. Мы можем также упомянуть еще 10–15 футболистов.
За всеми российскими игроками мы следим.

– Сергей Степанов из Самары. Каждый год тренеры национальных сборных
участвуют в голосовании ФИФА, выбирая трех лучших футболистов года. Вы уже
определили своих фаворитов?
Г.Х.
: – Да, я уже участвовал в этом голосовании… – Хиддинк морщит лоб и на
пару секунд замолкает. Наконец широко улыбается: – Но кого я там назвал – хоть
убейте, не помню! Я не слишком серьезно отношусь к подобным опросам. Скажу, что
первым номером у меня шел игрок, завершивший в этом году карьеру, – как вы
понимаете, я говорю о Зидане. Он – великий футболист, за игрой которого всегда
было приятно наблюдать. Возможно, там был и Анри – человек, который на
футбольном поле никогда не останавливается. Роналдиньо? Возможно, что третьим
оказался он.

ОБ УСАХ И ГАЗЗАЕВЕ

– Вас беспокоит Алексей из Костромской области. Расскажите о самых
запоминающихся матчах в вашей жизни.
Г.Х.: – Да было много таких матчей! На чемпионате мира в Германии
запомнились встреча Голландия – Аргентина (0:0. – Прим. ред.), ну и, конечно,
финал Италия – Франция (1:1, 5:4 по пенальти. – Прим. ред.). А среди матчей, в
которых участвовали мои команды, выделю два поединка в Токио – финалы клубного
чемпионата мира. В 1988 году мой ПСВ проиграл, зато через десять лет я выиграл
трофей с мадридским «Реалом».

– Еще один вопрос: Валерий Газзаев в прошлом году пообещал, что сбреет усы,
если выиграет Кубок УЕФА. А на что готовы пойти вы, если пробьетесь со сборной
России на чемпионат Европы?
Г.Х.
: – Кстати, а Валерию Газзаеву пошло бы без усов! – улыбается Хиддинк. –
Без них он будет выглядеть намного моложе. У меня, кстати, были точно такие же
усы в 1998 году. Но потом проспорил – пришлось сбрить. И ощутил, что помолодел
лет на пять – семь!

– Если не секрет, на что спорили?
Г.Х.: – Меня спросили испанские журналисты: «Что вы сделаете, если
выиграете клубный чемпионат мира?» Я ответил: «Сделаю, что хотите: усы сбрею,
постригусь наголо – для меня это не проблема». Пришлось выполнять уговор.

– Вы все-таки не ответили на предыдущий вопрос…
Г.Х.: – Ах, да! Что я сделаю, если мы пробьемся на чемпионат Европы? Что
бы мне такое пообещать? Надо подумать… Нет, так, с ходу, не могу… Обещаю, что
какую-то глупость обязательно придумаю, – Гус явно заинтересовался. – А кстати,
у вас есть предложения?

– Как насчет того, чтобы принять гражданство России?
Г.Х.: – Ну, это можно и без выхода на чемпионат Европы устроить! Почему
бы и нет?!

– Еще один вопрос: во время работы вы часто употребляете ругательства?
Г.Х.: – Нет, крепкие словечки – это не по мне. Люди, которые часто
употребляют их, обычно просто не знают, о чем говорить. Они не уверены в себе –
а это признак слабости. Конечно, можно позволить себе иногда какое-нибудь
ругательство, если оно произнесено в сердцах – когда захлестывают эмоции. Но это
всего лишь исключение из правил. Если ты постоянно используешь ругательства в
своей профессии, то у тебя просто недостаток профессиональных и человеческих
качеств. Это называется: недооценка умственных способностей твоих подчиненных.
Но все сказанное вовсе не означает, что с игроками не надо быть жестким.

– А где у вас хранится подарок от «Советского спорта»: русско-английский
разговорник, в котором мы указали вам фразы, без которых нельзя обойтись
главному тренеру сборной России?
Г.Х.
: – О, я его тут же выбросил! – смеется Гус. – Шутка, конечно! Я не
использую этот словарь. Не вижу необходимости подгонять игроков – они и так
понимают, что от них требуется.

О САМООТДАЧЕ «СБОРНИКОВ»

– Александр Генрихович, – вопрос к Бородюку, – пока пауза между звонками, не
могли бы сказать, в чем отличие между Хиддинком и российскими тренерами?
– Ну не надо мне таких сложных вопросов задавать, – просит Бородюк с
улыбкой. – О, звонок! Гус, надо ответить!

– Меня зовут Борис. Отчества называть не буду, хотя мне уже 50 лет. Почему
футболисты «Локомотива», в частности Евсеев, не приглашаются в сборную?
Г.Х.
: – Могу вас заверить: ни один футболист не вычеркнут из списка
кандидатов, в том числе и Евсеев. Мы выбираем из 27 человек, порой даже из 30.
Иногда одни попадают в состав, иногда – другие.

– В сборной появился молодой парень – Саенко. В последнем матче он остался на
скамейке запасных в «Нюрнберге», но тем не менее получил вызов в сборную.
Почему?
Г.Х.
: – Он играет в одной из сильнейших лиг мира, не боится конкуренции,
борется за место в составе. По физическим данным Иван – один из лучших в
нынешней сборной, и, кроме того, он универсал. Именно поэтому мы его постоянно и
вызываем.

– Не считаете ли, что некоторые футболисты приезжают в сборную играть спустя
рукава? Мне кажется, во всех матчах, кроме последнего, это было заметно.
Г.Х.
: – Не соглашусь с вами. Строительство команды – постепенный процесс.
Мы, тренеры, в начале совместной работы должны были познакомиться с
футболистами, привыкнуть к ним, а они – к нам. Может быть, пока длился процесс
адаптации, вам казалось, что не все играют с максимальной самоотдачей. Но,
уверяю вас, это не так. Я вижу, как парни перед матчем на двухсторонках не
жалеют себя, идут в стыки. Иногда мне и моим ассистентам приходится их
успокаивать. Для меня это знак: они жаждут выступать в национальной команде. У
меня есть опыт работы в других командах, и у меня нет претензий к подопечным по
части самоотдачи.

Иногда Саша или Игорь участвуют в двухсторонках. Оба в прошлом Футболисты с
большой буквы. Но даже они сейчас побаиваются выходить на поле против
«сборников», поскольку те очень серьезно настроены на борьбу.

Как только Хиддинк замолкает, Корнеев хлопает по плечу Бородюка: мол, продолжай
отвечать на «сложный» вопрос о сравнении Хиддинка с российскими тренерами. Но
едва Александр, не выражая бурной радости, открывает рот, как раздается новый
звонок. Бородюк облегченно вздыхает.

О ЛЕГИОНЕРАХ

– Good morning, мистер Хиддинк! Меня зовут Сергей, я поклонник «Спартака» и
сборной России. Почему в сборную не привлекаются футболисты из первой лиги?
Г.Х.: – Мы посмотрели один из матчей первого дивизиона («Химки» – «Кубань».
– Прим. ред.) и отметили для себя некоторых футболистов. Фамилии, правда, пока
называть не хочу. Сначала надо посмотреть, как они проявят себя при подготовке к
новому сезону, и уж тогда мы решим, стоит ли их приглашать.

– Тогда адресую вопрос Бородюку. Я спросил Андрея Тихонова о том, почему его
не вызывают в сборную, хотя он играет лучше многих игроков премьер-лиги. Мы
сошлись во мнении, что причина – в его 36-летнем возрасте.
— Отношение к Андрею Тихонову очень позитивное и как к человеку, и как к
футболисту, – говорит Бородюк. – Но есть аспекты, которые мешают ему играть в
сборной, – Александр Генрихович, как всегда, аккуратен в высказываниях.

— Если мы хотим построить команду для чемпионата Европы-2008 и чемпионата
мира-2010, то, несомненно, должны брать в расчет и возраст игроков, – а это уже
комментарий Хиддинка.

– Здравствуйте, меня зовут Василий. Что вы можете сказать о легионерах,
выступающих в нашей премьер-лиге?

Г.Х.: – Не знаю, понравится вам мой ответ или нет, но в России очень
много иностранцев. Не подумайте, что я имею что-то против них, в конце концов я
сам легионер. Но они должны укреплять клуб, помогать успешно выступать в
еврокубках. А если их слишком много, они мешают развитию российских футболистов.
Впрочем, это глобальная проблема – она существует и в Англии, и в Голландии, и в
других странах. Насколько мне известно, УЕФА готовит правила, согласно которым
порядка 50 процентов игроков или даже чуть больше должны быть из той страны,
которую представляет клуб.

– Еще один вопрос, личного характера. Чем занимаются ваши дети?
Г.Х.: – Ваш вопрос относится к частной жизни, о которой я не люблю
распространяться. Скажу лишь, что оба сына живут и работают в Голландии.

– А внуки у вас есть?
Г.Х.: – Нет, дедушкой я еще не стал, – смеется Хиддинк.

2-Й ТАЙМ. ВОПРОСЫ ЖУРНАЛИСТОВ

О СИСТЕМЕ «ОСЕНЬ–ВЕСНА»

– Нынешний сезон для сборной страны окончен, позади четыре официальных матча.
Самое время для первых выводов…

Г.Х.: – Мы параллельно прокладываем две дороги. Первая – это результаты
сборной. Вторая – развитие российского футбола, улучшение инфраструктуры.

Что касается результатов, мы проделали хорошую работу. Сначала мы – я, Алекс и
Игорь – должны были проанализировать потенциал всех игроков.

Хотели сделать команду более скоростной, играющей в высоком темпе. Думаю, мы
этого достигли. Конечно, хотелось бы победить во всех матчах, но обращу
внимание, что мы пока никому не проиграли.

– 7 февраля 2007 года сборная России играет в Голландии. Уже определено, где
команда будет готовиться к этой товарищеской встрече?

Г.Х.: – Пока вопрос не решен. Мы играем в Амстердаме и формально имеем
всего два дня на подготовку. Но поскольку все российские клубы в этот период
проводят сборы, а не играют в серьезных турнирах, я очень надеюсь, что нам
удастся собрать ребят дней за пять-шесть до матча. В таком случае сбор будет
необходим, и мы уже думаем над вопросом, где его провести.

– В конце января в Израиле состоится Кубок Первого канала, в котором примут
участие два сильнейших российских клуба – ЦСКА и «Спартак». Планируете ли вы
посетить турнир?

Г.Х.: – Примерно через месяц в РФС поступит информация о том, где и когда
клубы планируют готовиться к сезону. И для каждого из нас, – Хиддинк обводит
рукой свой штаб, – будет составлен график командировок. Так что мы обязательно
посетим не только Кубок Первого канала в Израиле, но и другие места, где клубы
будут тренироваться в межсезонье.

Комментарии