Ровно 50 лет назад, 6 февраля 1958-го, самолет класса Ambassador компании British European Airways, перевозивший игроков и персонал «Манчестер Юнайтед», а также нескольких журналистов и болельщиков, разбился после третьей неудачной попытки взлететь из мюнхенского аэродрома Munich-Riem.
Трагедия
6 февраля 1958-го года «Манчестер Юнайтед» возвращался из Белграда, где днём ранее команда сыграла вничью (3:3) с местной «Црвеной Звездой» в рамках четвертьфинала Кубка европейских чемпионов. По ходу матча манкунианцы вели 3:0 и, хотя растеряли потом своё преимущество, были довольны итоговым результатом, позволившим им пройти в полуфинал Кубка чемпионов. Все находились в прекрасном расположении духа. Перед «Малышами Басби» (так называли эту команду, возглавляемую Мэттом Басби, за очень молодой средний возраст защищавших её цвета талантливейших футболистов) открывались отличные перспективы. Многие были уверены, что «Манчестер Юнайтед» вполне способен дать бой непобедимому мадридскому «Реалу».
Об этом, по свидетельству оставшихся в живых очевидцев страшной трагедии, в основном и шла речь на борту самолёта, летевшего из Белграда на Туманный Альбион с остановкой в Мюнхене — на дозаправку. Воздушные путешествия в конце 1950-х годов считались затеей небезопасной, и многие предпочитали более привычный наземный транспорт. Однако уже через три дня после поединка в столице Югославии «Манчестер Юнайтед» нужно было играть матч чемпионата Англии. Поэтому другого варианта, кроме как воспользоваться чартером British European Airways, у руководителей клуба не оставалось.
Однако уже через три дня после поединка в столице Югославии «Манчестер Юнайтед» нужно было играть матч чемпионата Англии. Поэтому другого варианта, кроме как воспользоваться чартером British European Airways, у руководителей клуба не оставалось.
Неприятности преследовали рейс №609, которым футболисты «Манчестер Юнайтед» возвращались домой, с самого начала полёта. Ещё в Белграде вылет пришлось отложить на час, поскольку нападающий Джон Берри потерял свой паспорт. В Мюнхене, откуда Ambassador должен был подняться в 14:30 по местному времени, стояла пасмурная погода, шёл снег. Пилот Джэймс Тэйн дважды пытался запустить двигатели самолета, но оба раза они глохли: небеса словно предупреждали командора Ambassador о грядущей катастрофе. В 15 часов 4 минуты Тэйн предпринял третью попытку: Ambassador смог оторваться от земли, но тут же резко пошёл вниз, задел окружающее аэродром ограждение, несколько деревьев и врезался в пустующее промышленное здание. Самолет развалился на две части: носовая получила серьёзнейшие механические повреждения, а хвостовая при ударе о землю вспыхнула и сгорела дотла.
«Мы были в конце взлётной полосы, уже на небольшой высоте, — вспоминает спасшийся в 1958-м году журналист Питер Ховард. — Вдруг показалось, что самолёт разламывается. Мы даже не успели осмыслить происходящее. Никто не кричал — в салоне стояла тишина. Внезапно всё остановилось от одного единственного удара. Я был оглушён, а когда пришёл в себя, то обнаружил, что лежу среди обломков, и выполз через образовавшуюся в фюзеляже дыру».
Двадцать два из сорока трёх пассажиров Ambassador погибли. Среди них оказалось восемь журналистов, трое членов экипажа, один болельщик, семь футболистов основного состава «МЮ» — Джефф Бент, Роджер Бирн, Эдди Колман, Марк Джонс, Дэвид Пегг, Томми Тэйлор, Билли Уилан, секретарь клуба Уолтер Криккмер, тренеры Том Кёрри и Берт Уэйлли. Спустя две недели от полученных повреждений скончался ещё один игрок — Данкан Эдвардс. Он стал двадцать третьей жертвой катастрофы. Угодившие в больницу с серьезнейшими травмами Джон Берри и Джекки Бланчфлауэр выжили, но не смогли продолжить карьеру. Несколько чудом уцелевших футболистов так и не сумели оправиться от психологического шока. Главный же тренер команды Мэтт Басби пролежал в больнице два месяца.
После авиакатастрофы в Мюнхене «Манчестер Юнайтед» смог выиграть лишь один из четырнадцати матчей чемпионата Англии и закончил сезон на девятом месте. В полуфинале Кубка чемпионов манкунианцы уступили «Милану» (2:1 дома, 0:4 в гостях). Однако в Кубке Англии команда по-настоящему сплотилась и дошла до финала, где, правда, уступила «Болтону» — 0:2.
Суд
Основной версией причин произошедшей в Мюнхене авиакатастрофы первое время считался «человеческий фактор». Однако впоследствии специальная комиссия пришла к выводу, что набрать нужную скорость рейсу №609 помешала снежная каша, накопившаяся в конце взлётно-посадочной полосы. Сразу после попадания в неё разогнавшийся до 217 километров в час самолёт, резко сбросил скорость до 194 километров в час, что было явно недостаточно для взлёта. Кроме того, у Ambassador, которые были выпущены с 1947-го по 1951-й год в количестве 23 штук, обнаружили конструктивные недостатки, при определённых условиях также внесшие свою лепту в случившееся. Оказались пересмотрены и допустимые пределы заснеженности взлётно-посадочных полос.
Поскольку с точки зрения юриспруденции ответственной за трагедию оказалась администрация аэропорта Munich-Riem, которая должна была контролировать состояние взлётно-посадочной полосы, начался длительный судебный процесс. Не признававшие свою вину немцы решили сделать козлом отпущения оставшегося в живых 36-летнего Джэймса Тэйна и заявили, что пилот рейса №609 не проследил за удалением наледи с поверхности крыльев, вследствие чего вес самолёта увеличился минимум на тонну. Представители Munich-Riem продемонстрировали фотографии, опубликованные потом в газетах, где якобы виден облепивший Ambassador снег. Свидетели же дружно утверждали обратное, и у суда возникли большие сомнения относительно подлинности фотографий.
Сами же слушания тянулись десять лет: лишь в 1968-м году Тэйн был полностью оправдан, а главной причиной катастрофы официально признали заснеженность взлётно-посадочной полосы.
Качество изображений было очень низким, и после ряда экспертиз суд постановил, что похожие на снег и лёд пятна являются дефектами процесса проявки плёнки и печати. Сами же слушания тянулись десять лет: лишь в 1968-м году Тэйн был полностью оправдан, а главной причиной катастрофы официально признали заснеженность взлётно-посадочной полосы. Добавим, что сразу после трагедии пилота рейса №609 отправили в отставку, и вплоть до своей смерти в 1975-м году от сердечного приступа, он занимался разведением кур на собственной ферме в Беркшире.
Память
В память о том страшном событии на манчестерском стадионе «Олд Траффорд» установлены три мемориальные доски. Первая из них появилась 25 февраля 1960-го года, вторая — в 1976-м году, третья — в 1996-м. В октябре 2004-го года возле аэропорта Munich-Riem был открыт специальный гранитный мемориал с надписями на немецком и английском языке. Сегодня, 6 февраля 2008-го года, память жертв авиакатастрофы под Мюнхеном почтут минутой молчания участники товарищеского матча Англия — Швейцария, который пройдёт на «Уэмбли». В намеченном же на ближайшее воскресенье манчестерском дерби футболисты «Манчестер Юнайтед» сыграют в комплекте форме, являющемся точной копией того, который использовался в 1958-м году — без логотипов спонсоров и с традиционной старой нумерацией от 1 до 11. В футболках без рекламы с траурными нарукавными повязками выйдут на поле игроки «Манчестер Сити».
Самые крупные авиакатастрофы в истории мирового футбола
4 мая 1949 года самолёт Fiat G-121CP, на борту которого находились возвращавшиеся с товарищеского матча в Лиссабоне 18 футболистов итальянского «Торино», 10 из которых входили в состав «Скуадры Адзурры», пять руководителей клуба, трое сопровождавших их журналистов, один из организаторов игры и четыре члена экипажа, потерпел крушение на самом подлёте к Турину. В дождливую туманную погоду, в условиях ограниченной видимости пилоты, которые должны были посадить машину в Милане, решили сразу лететь в Турин, и потеряли ориентацию. В 17 часов 4 минуты самолёт задел левым крылом стену, окружавшую стоящий на холме знаменитый туринский собор Суперга. Fiat G-121CP развернуло, и он на страшной скорости врезался в землю.
16 июля 1960 года в аэропорту Каструп на датском острове Амегер вблизи Копенгагена при приземлении разбился самолёт, на борту которого находились восемь футболистов второй сборной Дании. Все они погибли.
3 апреля 1961 года разбилась команда южной зоны первого дивизиона чемпионата Чили «Грин Гросс» (Сантьяго). Трагедия произошла в горном массиве Лас-Ластимас при возвращении «Грин Гросс» из Осорио. Всего в этой авиакатастрофе погибли 24 человека.
26 сентября 1969 года погибли 19 игроков и руководителей самого популярного клуба Боливии «Стронгест». Перевозивший их самолёт разбился в Андах, когда команда возвращалась на родину в Ла-Пас.
31 декабря 1970 года погибла в полном составе алжирская команда «Эйр-Ликвид», летевшая на товарищеский матч в Испанию.
11 августа 1979 года в 13 часов 35 минут в небе над Днепродзержинском (Днепропетровская область) произошло столкновение двух самолетов Ту-134А, совершавших рейсы по маршрутам Ташкент — Гурьев — Донецк — Минск и Челябинск — Воронеж — Кишинев. Погибли 178 человек — 13 членов экипажей и 165 пассажиров, в том числе 17 представителей футбольного клуба «Пахтакор» (Ташкент), летевших на гостевой матч чемпионата СССР с минским «Динамо»: вратарь Сергей Покатилов, защитники Алимжан Аширов, Юрий Загуменных, Александр Корченов, Николай Куликов, полузащитники Михаил Ан, Владимир Макаров, Константин Баканов, Равиль Агишев, Владимир Сабиров, нападающие Виктор Чуркин, Владимир Федоров, Шухрат Ишбутаев, Сироджиддин Базаров, тренер Идгай Тазетдинов, врач Владимир Чумаков, администратор Мансур Талимджанов. Трагедия случилась из-за чудовищной ошибки диспетчера, вызванной сложившейся в небе тяжелейшей обстановкой: КГБ потребовал срочно освободить один из коридоров для самолёта генсека компартии СССР Леонида Брежнева в тот момент, когда в этой зоне находилось ещё около полусотни лайнеров.
8 декабря 1987 года, в тёмное время суток, самолёт голландского производства Fokker F-27, на борту которого находились 16 игроков перуанской команды «Альянса», её тренерский штаб и несколько болельщиков, упал в море всего лишь в шести милях от пункта назначения — международного аэропорта имени Хорхе Чавеса. Из 44 членов экипажа и пассажиров выжил только один человек — первый пилот Эдильберто Вильяр, сумевший выбраться из тонущего лайнера через разбитый иллюминатор. Экипажу показалось, что у самолёта возникли проблемы с выпуском шасси (хотя наблюдатели аэропорта визуально это не подтвердили) и сбои в системе электронного оборудования. Вильяр принял решение посадить самолёт на воду, однако у него почти не было опыта полётов в ночные часы, а его помощник Сесар Моралес ко всему прочему запутался в специальных инструкциях, изданных на английском языке, в котором он был не силён. Вместо того чтобы плавно сесть на водную поверхность, Fokker F-27 попросту рухнул в море. Позднее выяснилось, что Вильяр не сдал экзамен на право управлять самолётами Fokker F-27, однако его все равно допустили к полётам, а Моралес даже не оканчивал соответствующие курсы переподготовки.
7 июня 1989 года из-за непрофессиональных действий экипажа, игнорировавших предупреждения об опасности, поступавшие с земли, на подходе к аэропорту столицы Суринама Парамарибо разбился самолёт McDonnell Douglas DC-8-62, выполнявший рейс из Амстердама. Погибли 176 из 187 присутствовавших на его борту человек, включая группу суринамских футболистов-профессионалов, игравших в Голландии и летевших на родину для проведения уже вошедших в традицию показательных матчей. 14 игроков и тренер Ник Стинстра умерли на месте. Двое футболистов стали инвалидами, а ещё один из-за полученной травмы позвоночника был вынужден очень быстро завершить свою карьеру. Многие голландские профессиональные клубы отказались тогда отпустить в поездку своих лучших игроков. Это спасло жизнь таким звёздам мирового футбола как Рууд Гуллит, Франк Рейкаард, Аарон Винтер, Брайан Рой, Стенли Менцо, Реги Блинкер.
В ночь с 27 на 28 апреля 1993 года потерпел крушение самолёт Buffalo DHC-5D военно-воздушных сил Замбии. Погибли экипаж и 30 пассажиров, в том числе 18 футболистов и два тренера сборной Замбии, направлявшихся на отборочный матч чемпионата мира-1994 в Сенегал. По плану полёт проходил с двумя посадками для дозаправки. Уже на первой из них, на территории Конго, в одном из двух двигателей были обнаружены неполадки. Несмотря на это полёт продолжился. После второй дозаправки, при взлёте из столицы Габона Либревиля, проблемный двигатель загорелся, а утомленный пилот, который уже отработал в этот день тяжёлый рейс из Маврикия, не смог правильно среагировать на внештатную ситуацию. В результате Buffalo DHC-5D взорвался и упал в море в пятистах метрах от берега.