В 21-м веке наибольшей популярностью у телеболельщиков российского первенства пользуются трансляции игр между пятью клубами — «Спартак», «Зенит», ЦСКА, «Локомотив» и «Динамо».
За последние три года (ЧР-2006-07-08) на Первом канале показали 42 из 60 матчей между этими командами. В среднем они собирали у телеэкранов восемь млн жителей страны.
Рейтинг-лист популярности центральных матчей чемпионата России в трёх последних сезонах между топ-клубами выглядит следующим образом (средняя ТВ-аудитория одной трансляции, в скобках — количество трансляций в 2006-2008 гг.):
1. «Зенит» — «Локомотив» — 9,5 млн зрителей (три трансляции)
2. «Спартак» — «Динамо» — 9,25 млн зрителей (две трансляции)
3. «Спартак» — «Зенит» — 9,25 млн зрителей (шесть трансляций)
4. «Спартак» — ЦСКА — 9 млн зрителей (шесть трансляций)
5. ЦСКА — «Зенит» — 8 млн зрителей (четыре трансляции)
6. ЦСКА — «Локомотив» — 7,75 млн зрителей (четыре трансляции)
7. «Спартак» — «Локомотив» — 7,5 млн зрителей (пять трансляций)
8. «Зенит» — «Динамо» — 6,75 млн зрителей (три трансляции)
9. «Локомотив» — «Динамо» — 6,5 млн зрителей (четыре трансляции)
10. ЦСКА — «Динамо» — 6,25 млн зрителей (пять трансляций)
Максимальную ТВ-аудиторию игр между клубами большой пятерки этого периода собирали следующие три поединка:
1. «Спартак» — ЦСКА (1:1, третий тур ЧР-2006) — 11,25 млн зрителей
2. «Локомотив» — ЦСКА (3:2, пятый тур ЧР-2006) — 11 млн зрителей
3. «Локомотив» — «Зенит» (1:0, 26-й тур ЧР-2007) — 11 млн зрителей
А худший показатель был у матча 15-го тура ЧР-2006 «Динамо» — ЦСКА (2:3) — 4 млн зрителей.
Примечание.
Учитывались только матчи, которые транслировались в прямом эфире Первого канала на европейскую часть страны. Со второй трети ЧР-2007 в прямом эфире их показывал и НТВ-Плюс. А со второй трети ЧР-2008 центральные матчи с участием ФК «Зенит» — ещё и Пятый канал (только на Санкт-Петербург и Ленинградскую область).
Размер ТВ-аудитории зависит не только от афиши матча (играющих команд) и его турнирной важности, но и от условий трансляции (прямой эфир, запись) на востоке страны и времени года (летом активность телеболельщиков первенства страны ниже, чем весной и осенью).
Трансляции центральных матчей чемпионата России смотрят не только болельщики играющих команд, но и поклонники других клубов, и нейтральные любители футбола.
Оценки Аналитического Агентства СК (основаны на анализе данных мониторинга телеболельщиков РФ в 2002-2008 гг.). Исследуемая аудитория — всё население РФ старше 10 лет. Телезритель посмотрел футбольный матч, если он вне зависимости от места и канала просмотра ТВ наблюдал более чем полчаса его игрового времени.