Одним из главных субъектов любых футбольных матчей выступают зрители на трибунах. Они же являются и важнейшим атрибутом соответствующих телевизионных трансляций. Но по заполняемости арен наш чемпионат заметно уступает лучшим европейским образцам…
В этом году матчи отечественной Премьер-Лиги хотя бы изредка будут наблюдать на стадионах 280-300 тысяч жителей страны.
Чемпионат СССР-1987 — 26,5*.
Чемпионат СССР-1988 — 21.
Чемпионат СССР-1989 — 18.
Чемпионат СССР-1990 — 13,75.
Чемпионат СССР-1991 — 11,5.
Чемпионат России-1999 — 11.
Чемпионат России -2000 — 12,5.
Чемпионат России -2001 — 12,25.
Чемпионат России -2002 — 11.
Чемпионат России -2003 — 11,25.
Чемпионат России -2004 — 11,5.
Чемпионат России -2005 — 12,25.
Чемпионат России -2006 — 12.
Чемпионат России -2007 — 13,25.
Чемпионат России -2008 — 12,75.
* тыс. чел.
В последние годы средняя посещаемость чемпионатов Англии и Германии держится в пределах 30-40 тысяч, Испании, Италии и Франции — 20-30 тысяч, а Голландии и Турции — 15-20 тысяч зрителей.
Что составит 2% от общего размера ТВ-аудитории стартовавшего турнира. Причём абсолютный показатель, возможно, окажется лучшим за всю историю российских чемпионатов.
А сможет ли текущее первенство преодолеть значение средней посещаемости в 14 тысяч зрителей, которое уже почти 20 лет не достигалось на всём пространстве бывшего СССР? В сложившихся условиях это во многом будет зависеть от следующих трёх факторов.
Первый — какова в действительности окажется активность трёх ведущих (по количественным показателям) групп болельщиков: «Спартака», «Крыльев Советов» и «Кубани». Второй — как долго будет сохраняться интрига на всех этажах турнирной таблицы. И третий — какова будет фактическая посещаемость игр московских команд с региональными клубами.
Больше всего стадионных болельщиков проживает в столичном регионе (Москва и область), где находятся 35% всех любителей атмосферы живого футбола в исполнении команд российской Премьер-Лиги. А по относительным показателям посещаемости регионы и клубы расположились в следующем порядке.
Рейтинг регионов по относительной посещаемости домашних игр РФПЛ. Прогноз на сезон-2009
(количество человек, хотя бы время от времени посещающих местные стадионы, в процентах от населения региона старше 10 лет)
1. Томская область — 1,8%.
2. Республика Кабардино-Балкария — 1,75%.
3. Чеченская Республика — 1,35%.
4. Самарская область — 1,1%.
5. Пермский край — 0,85%.
6. Республика Татарстан — 0,75%.
7. Москва и Московская область — 0,7%.
8. Краснодарский край — 0,65%.
9. Ростовская область — 0,4%.
10. Санкт-Петербург и Ленинградская область — 0,4%.
Рейтинг клубов Премьер-Лиги по количеству их болельщиков, посещающих домашние игры. Прогноз на сезон-2009
(количество местных жителей, хотя бы время от времени посещающих стадионы своих команд, в процентах от общего количества стадионных болельщиков РФПЛ)
1. «Спартак» — 11,5%.
2. «Крылья Советов» — 11%.
3. «Кубань» — 9,5%.
4. «Зенит» — 8%.
5. «Рубин» — 8%.
6. «Амкар» — 7,5%.
7. ЦСКА — 7%.
8. «Томь» — 5,5%.
9. «Локомотив» — 5%.
10. «Спартак-Нальчик» — 5%.
11. «Динамо» — 5%.
12. «Ростов» — 5%.
13. «Терек» — 4,5%.
14. «Сатурн» — 3,5%.
15. «Химки» — 2,5%.
16. «Москва» — 1,5%.
Примерно треть стадионных болельщиков РФПЛ-2009 можно отнести к организованным или неформальным фанатским объединениям и группировкам, значительная часть которых расположена в Москве, Санкт-Петербурге и их окрестностях. В этой номинации уверенно лидируют поклонники «Спартака», «Зенита» и ЦСКА. А в регионах трибуны в основном заполняет местная публика. Впрочем, чёткие границы между умеренными фанатами и активными болельщиками в некоторых случаях провести достаточно сложно.
P. S. После трёх туров средняя посещаемость игр Премьер-Лиги (без учёта матчей «Томь» — «Крылья Советов» и «Зенит — Сатурн») составила 14,25 тысячи человек.
Оценки Аналитического Агентства СК (основаны на анализе данных мониторинга футбольных болельщиков РФ в 2002-2009 гг.).