Красота по-южноафрикански
«Чемпионат»
Красота по-южноафрикански
Комментарии
В ЮАР-2010 есть футбол и есть всё остальное. Футбол пока нравится, всё остальное — пока не очень.

А поскольку Россия претендует на проведение ЧМ-2018/22, просто невозможно не начать сравнивать увиденное здесь с тем, что так хорошо знаешь о своей стране. И анализировать, что именно можно было бы перенять, а что ни в коем случае.

Пусть Айоба нас накормит

В богатых и благополучных странах к проведению чемпионата мира по футболу (или Олимпийским играм) относятся совсем не так, как в бедных и неблагополучных. Для Англии, Японии или Германии стать хозяйкой ЧМ — значит привезти домой праздник, показать себя миру, посмотреть на других. А попутно ещё и получить хороший доход от мероприятия, построить при помощи спонсоров несколько новых стадионов, отремонтировать несколько старых, улучшить транспортную сеть и сеть гостиниц, с которыми и так нет особых проблем.

Между тем 16 лет демократии не принесли чёрному большинству не только американских машин, но и обычной работы. Более того, от представителей этого самого большинства я не раз слышал, что «при белых жилось лучше, было больше порядка и меньше воровства». В правительстве, министерствах и полиции теперь почти все чёрные, но безработных в стране стало больше, а пособия — меньше.

В массовом сознании жителей ЮАР, тех самых, которые теперь дуют в вувузелы и самозабвенно кричат на улицах и стадионах «Айоба!», чемпионат мира имеет несравнимо большее значение (Ayoba! – с одного из одиннадцати государственных языков ЮАР можно перевести как «Ура!» – Ред.). Для них это манна небесная, свалившаяся на страну за все её страдания, возможность решить все проблемы разом и зажить почти как в раю. В начале 1990-х Африканский национальный конгресс, возможно, и не обещал каждому избирателю по дому, корове и американскому автомобилю, как это было в Зимбабве, но чёрное большинство именно так себе и представляло светлое будущее после долгожданной победы над апартеидом. Прогнать ненавистных белых, забрать у них то, что они украли у африканцев, и зажить на славу.

Между тем 16 лет демократии не принесли чёрному большинству не только американских машин, но и обычной работы. Более того, от представителей этого самого большинства я не раз слышал, что «при белых жилось лучше, было больше порядка и меньше воровства». В правительстве, министерствах и полиции теперь почти все чёрные, но безработных в стране стало больше, а пособия — меньше.

В Африке очень надеялись, что Кубок мира создаст много дополнительных рабочих мест, на практике же с марта 2009-го по март 2010 года работу потеряли еще 242 тысячи человек. А после Кубка мира рабочих мест станет еще меньше.

Правительство же ведет себя так, как будто всё может наладиться само собой, отвлекая население от проблем вувузелами и «бафаной-бафаной». После победы над Францией президент ЮАР Джейкоб Зума рассыпается в благодарностях «нашей великолепной команде», «гордости нации, одержавшей историческую победу». Но напряжение в стране не спадает. В том числе и среди тех, кто обслуживает чемпионат мира.

В Кейптауне едва не был сорван матч Италия — Парагвай. За час до открытия трибун забастовали стюарды и секьюрити. Им обещали заплатить за два дня работы полторы тысячи рэндов, заплатили 160. Был поздний вечер, холодно, шёл сильный дождь, а болельщики не могли попасть на стадион. Договориться не удалось, и пикетчиков разогнала полиция, применив слезоточивый газ. Срочно были вызваны курсанты полицейских училищ, которые в спешном порядке заняли места забастовщиков. В следующие дни полицейские заменили стюардов на стадионах Йоханнесбурга, Претории и Полокване.

Порядка это не добавило. Наоборот, при входе на стадион стали образовываться огромные очереди. Одних болельщиков и журналистов обыскивали чуть ли не до трусов, другие тут же рядом проходили совсем без досмотра. На стадион «Эллис Парк» можно пройти через ворота с металлоискателями и просвечиванием сумок, а можно через другие ворота, просто сказав полицейскому «привет».

Бастовали водители автобусов, из-за чего, в частности, пострадали голландские болельщики. Вначале они опоздали на игру своей сборной с Данией, а потом застряли ночью в окрестностях стадиона.

Меня водитель автобуса тоже отказывался вести в гостиницу, жаловался, что ФИФА платит его компании за один автобус 9000 рэндов в сутки, а его компания ему всего 300, причём за эти деньги он должен работать две смены и спать в багажнике собственного автобуса. Там я его, кстати, и обнаружил. Полчаса рассказа о значении Кубка мира для народов Южной Африки убедили Ндуми вылезти из багажника и отвезти меня в отель. Но и по дороге он продолжал жаловаться, как ему тяжело в 64 года кормить семью и что после чемпионата мира он наверняка лишится работы, и вообще в гробу он всё видел…

Вывод. Не нужно ждать, что чемпионат мира по футболу решит какие-то экономические или социальные проблемы. Одно не имеет прямого отношения к другому.

Построив хорошие стадионы, в ЮАР выбрали для них очень неудачные места. Рассуждали следующим образом: главное — построить стадион, а потом уже будем проводить к нему подъездные пути. В результате три новых стадиона в Йоханнесбурге, Рустенбурге и Полокване стоят посреди голой пустоши. Добираться из города до них далеко и неудобно.

Дороги, которые не мы выбираем

Безусловно, в ЮАР готовились к чемпионату мира. В пяти городах (Йоханнесбурге, Кейптауне, Дурбане, Порт-Элизабете и Полокване) были построены новые стадионы. Как спортивные сооружения они вызывают восхищение удобством, простотой и красотой архитектуры. Новые арены в ЮАР далеко не такие навороченные, как лондонские «Эмирейтс» и «Уэмбли» или амстердамская «АренА», где поле уезжает после матча со стадиона «отдыхать». Но они построены надежно и функционально. Например, выход болельщиков с «Соккер Сити» осуществляется не по лестницам, а по широкому и пологому винтовому спуску без ступеней. Идти дольше, зато полностью исключена возможность давки. В своё время буры проектировали улицы городов таким образом, чтобы на них могла развернуться упряжка из двенадцати пар быков. На спусках «Соккер Сити» легко разъедутся три автомобиля.

Однако, построив хорошие стадионы, в ЮАР выбрали для них очень неудачные места. Рассуждали следующим образом: главное — построить стадион, а потом уже будем проводить к нему подъездные пути. В результате три новых стадиона в Йоханнесбурге, Рустенбурге и Полокване стоят посреди голой пустоши. Добираться из города до них далеко и неудобно. Единственная возможность — автомобиль, но и дорога к стадиону тоже единственная. Перед открытием чемпионата автомагистраль к «Соккер Сити» превратилась в многокилометровую пробку, и минимум треть зрителей на красивую церемонию не попала.

Вывод. Стадионы нужно строить там, где уже сформированы хорошие подъездные пути. Лучше всего, если есть станции метро двух разных линий. Иначе получится, как в Химках. Стадион хороший, а ехать туда не хочется из-за невыносимой дороги.

По законам рынка

Другая проблема, связанная с новыми стадионами, — как использовать их после Кубка мира. Вопрос типичный для неблагополучных и недоразвитых стран. Трудно понять, чем будут загружены огромные стоящие среди пустошей стадионы после чемпионата мира.

На «Эмирейтс» или «АренА» таких проблем не возникает. Эти стадионы буквально нафаршированы магазинами, ресторанами, офисами и фитнес-центрами. С тем расчётом они и строились, так себя и окупают. Но для этого нужно, во-первых, проектировать всё заранее, во-вторых, стадионы должны быть удобно расположены, а главное — население должно быть расслаблено и платёжеспособно, чтобы с удовольствием посещать рестораны и фитнес-центры. В противном случае какой-нибудь предприимчивый человек быстро превратит новый стадион в новый Черкизовский рынок. Потом купит себе на развлечение заслуженную футбольную команду и сплавит её, наигравшись, во вторую лигу. Причём строить новые стадионы будут на государственные (то есть наши, как мы до сих пор наивно полагаем) деньги, а в собственность их каким-то мистическим образом получит весьма частное лицо.

Вывод. Стадионы необходимо не просто построить, следует заранее позаботиться о том, чтобы после чемпионата мира они по-прежнему были нужны и полезны людям. И не только в качестве вещевого рынка.

Что юаровцу хорошо, то туристу — смерть

Эксклюзивный материал главного редактора Петра Каменченко читайте в еженедельнике «Футбол» № 27. В продаже со 2 июля 2010 г.

Комментарии