Когда умудрённый опытом наш болельщик услышит итальянскую фамилию Маццола, он наверняка подумает об атакующем хавбеке «скуадра адзурра» 1960-1970-х годов Алессандро Маццоле. Четырёхкратном обладателе скудетто, двукратном обладателе Кубка европейских чемпионов и Межконтинентального кубка, участнике трёх чемпионатов мира, чемпионе Европы 1968 года.
В нашей стране он получил известность благодаря Льву Ивановичу Яшину, взявшему в 1963 году от Маццолы пенальти в ответном четвертьфинальном матче первенства Старого Света. Однако сейчас речь пойдёт об отце Алессандро – Валентино Маццоле, не менее известном футболисте, судьба которого сложилась трагически.
Маццола-старший стремительно ворвался в кальчо перед Второй мировой войной. В футбол он начал играть в команде миланского автозавода «Альфа Ромео». В 1939 году Валентино забрали служить на флот: так он попал в Венецию. Но и там молодой человек продолжал гонять мяч, добившись права быть приглашённым на смотрины в клуб серии А «Венеция». Правда, на корабле никак не могли найти для матроса Маццолы подходящую для подобного случая спортивную обувь, и под этим предлогом офицеры не хотели отпускать своего подчинённого на берег. «Если надо, я сыграю босиком», — услышали они ответ страстно влюблённого в футбол 20-летнего юноши.
Валентино Маццола
Родился 26 января 1919 года в Кассано д’Адда (Италия). Играл нападающим.
Выступал: «Альфа Ромео» Италия (любит.) (1938-1939), «Венеция» Италия (1939-1942), «Торино» Италия (1942-1949). На клубном уровне сыграл 256 матчей (забил 130 мячей). За сборную Италии сыграл 12 матчей (забил 4 мяча).
Достижения: чемпион Италии (1943, 1946, 1947, 1948, 1949), обладатель Кубка Италии (1941, 1943), лучший бомбардир чемпионата Италии (1947).
Погиб в авиакатастрофе 4 мая 1949 года.
За «Венецию» Валентино отыграл три сезона, проведя 61 матч и забив 12 мячей. На поле он в основном исполнял роль полусреднего нападающего, отлично взаимодействуя с пришедшим из «Милана» Эцио Лоиком. Они удачно дополняли друг друга. Если Эцио был тих, замкнут, больше тяготел к обороне, то Валентино являлся очень общительным и темпераментным человеком, которого всё время тянуло в атаку. 5 апреля 1942 года Маццола-старший дебютировал в матче «скуадра адзурра» и сразу же забил гол.
В 1941 году скромная по апеннинским меркам «Венеция» неожиданно завоевала Кубок Италии, в 1942-м – заняла третье место в национальном чемпионате, отстав всего лишь на очко от финишировавшего вторым «Торино». Именно тогда на Валентино обратили внимание тренеры гранатовых. Правда, у «Венеции» уже имелось устное соглашение с другим клубом из Турина, «Ювентусом», о том, что если она соберётся продавать Маццолу, то отдаст его «Старой синьоре».
Однако «Торино» предложил венецианцам за их форварда очень большие по тем временам деньги и двух своих футболистов в придачу. Так что руководители «Венеции» сочли возможным закрыть глаза на прежние договорённости и продали Маццолу «Торино». Хотя предстоящая сделка хранилась в строжайшем секрете, болельщикам стало известно о ней аккурат перед матчем «Венеции» с «Торино». Собравшиеся на трибунах тифози стали скандировать слово «продавшийся», однако это только разозлило Валентино, и благодаря его отменной игре венецианцы праздновали победу – 3:1.
В рядах «Торино» Маццола выиграл скудетто 1943 года. Сразу после окончания войны гранатовые четыре раза подряд побеждали в национальном чемпионате. Никто тогда на Апеннинах не мог и близко подойти к команде Валентино Маццолы.
В итоговой таблице сезона-1946/47 «Торино» опередил ближайшего преследователя, «Ювентус», на 10 очков! Ну а в сезоне-1947/48 гранатовые установили сразу несколько рекордов кальчо. Занявший второе место «Милан» они опередили на 16(!) очков, а 11 мая 1947 года в товарищеском матче Италия – Венгрия (3:2) 10 из 11-ти вышедших на поле футболистов хозяев представляли «Торино».
Были установлены и другие рекорды. Так, в сезоне-1946/47 годов команда забила в 38 матчах чемпионата 104 мяча, а в следующем, правда, уже в 40 играх, – 125. Наконец, было установлено ещё одно удивительное достижение: с возобновлением чемпионата в 1945 году и в течение последующих четырёх лет «Торино» не потерпел ни единого поражения на своём поле. Команда играла в размашистый, наступательный футбол, в полной мере используя возможности схемы «дубль-ве» – атаку крупными силами, с участием полузащитников.
Валентино Маццола был душой того «Торино». Он соединил в себе, пожалуй, лучшие игровые качества товарищей по клубу – мощь, технику и элегантность, скорость и манёвренность, фантазию, точность паса и силу удара. Маццола как подлинный лидер команды мог иной раз в одиночку решить судьбу матча, как это случилось ещё в 1943 году, когда его единственный гол в ворота «Бари» принёс «Торино» победу в чемпионате. Своё имя он оставил и в списке бомбардиров, возглавив его с 29 голами по итогам чемпионата-1946/47. За восемь сезонов, проведённых в серии А, Валентино Маццола забил 109 мячей.
Ещё в 1942 году у Валентино родился сын Алессандро – тот самый, который впоследствии станет известным полузащитником. В феврале 1945-го в семье Маццолы появился на свет второй мальчик. Валентино назвал его Ферруччо в честь президента «Торино» Ферруччо Ново. Однако в 1946 году Маццола развёлся со своей супругой, получив право воспитывать старшего ребёнка – Алессандро. Возможно, не случись этого, кальчо обогатился бы ещё одним известным футболистом – Ферруччо Маццолой.
Впрочем, Валентино так и не узнал, каких высот достиг в жизни его Алессандро. Весной 1949 года он организовал для «Торино» товарищеский матч в Лиссабоне с местной «Бенфикой» – в честь уходившего из большого спорта известного португальского футболиста Феррейры. Накануне игры Валентино нездоровилось, но он всё же полетел вместе с командой.
4 мая 1949 года при возвращении из Лиссабона самолёт FIAT G-121CP, на борту которого находился 31 человек, в том числе 18 футболистов гранатовых, несколько руководителей клуба и сопровождавших их журналистов, потерпел катастрофу на самом подлёте к Турину. В дождливую туманную погоду, в условиях ограниченной видимости пилоты, которые должны были посадить машину в Милане, почему-то решили сразу лететь в Турин и потеряли ориентацию. В 17 часов 4 минуты самолёт задел левым крылом стену, окружавшую знаменитый туринский собор Суперга. FIAT G-121CP развернуло, и он на страшной скорости врезался в землю…