О тактике
Георгий Черданцев
Комментарии
Постоянный автор "Чемпионат.com" Георгий Черданцев даже во время отпуска продолжает следить за тенденциями развития футбола и не забывает делиться с читателями своими впечатлениями.

Находясь в отпуске, наконец есть время что-то почитать, а находясь в отпуске за границей, любопытно почитать что-то на иностранном языке из того, что вряд ли попадётся на глаза дома. И вот в одном из журналов, который я купил для чтения на пляже, попалось мне очень любопытное интервью технического директора УЕФА Энди Роксбурга. Хочу с вами поделиться некоторыми тезисами, дающими представление о том, в каком направлении развивается сегодня футбол.

Энди Роксбург работает в УЕФА уже много лет. Сам в прошлом успешный тренер и педагог, Роксбург анализирует всё, что происходит в современном футболе, предвосхищая тенденции развития игры. Если бы вы попали к нему в офис, то обнаружили бы тома записей, содержащих знания, накопленные за 36 лет его работы. Среди них есть и подробный анализ всех 276 голов, которые были забиты в последнем розыгрыше Лиги чемпионов.

Берт ван Марвейк: «Сегодня футбол — это пространство: небольшое в зоне противника и большое у тебя за спиной». То есть и через 40 лет после Михелса голландские тренеры всё ещё говорят о пространстве. Понятно, почему именно голландцы: одна пятая территории Нидерландов была в своё время отвоёвана у водной стихии.

Анализ того, что происходит в сильнейшем футбольном турнире планеты, позволяет понять, в каком направлении будет развиваться игра в ближайшее время. Именно футбол Лиги чемпионов, а не чемпионатов мира в последние годы стал эталоном для многих тренеров, лекалом, которое они применяют в работе со своими командами.

По мнению Роксбурга, подчёркиваю, по мнению человека, который отвечает в УЕФА за анализ тактики, футбол сегодня — это борьба за пространство, хотя, как говорит технический директор УЕФА, о пространстве как о краеугольном камне ему говорил ещё Ринус Михелс. Роксбург приводит цитату финалиста чемпионата мира, другого голландского тренера Берта ван Марвейка: «Сегодня футбол — это пространство: небольшое в зоне противника и большое у тебя за спиной». То есть и через 40 лет после Михелса голландские тренеры всё ещё говорят о пространстве. Понятно, почему именно голландцы: одна пятая территории Нидерландов была в своё время отвоёвана у водной стихии.

Итак, главный вопрос: действительно ли борьба за пространство — это важнейшая тактическая задача, стоящая сегодня перед командой, желающей добиться успеха на самом высоком уровне, в соревнованиях, где играют сильнейшие футболисты мира, то есть в Лиге чемпионов?

Мнение Роксбурга таково: «В „Аяксе“ Михелс изучил игровое поле и разработал целую концепцию о пространстве – где его искать, как его создавать и как его использовать для своей выгоды”.

Далее Роксбург развивает свою мысль следующим образом: чтобы находить, создавать и использовать пространство, нужны определённые игроки, а также необходимо придерживаться определённой структуры. Обучение футболистов, способных преуспевать и получать удовольствие от любой роли на поле, логичное и красивое решение, позволявшее вашей команде завоёвывать пространство, повышая шансы на победу в игре. Выиграв три Кубка европейских чемпионов подряд, михелсовский „Аякс“ добился успеха, покоряя пространство. Но, как известно из законов Ньютона, любое действие рождает противодействие. Многие тренеры, которые играли с „Аяксом“ и подобными командами, разрабатывали умные пути создания численного преимущества на каждом участке поля. В итоге, как говорит Роксбург, футбол пришёл к тому, что команды стали настолько хороши в лишении пространства, что желающим побеждать ничего не оставалось делать, кроме как искать пути преодоления недостатков пространства.

Энди Роксбург приводит один из самых очевидных способов такого преодоления, вспоминая игру Гарета Бейла, который раз за разом использовал провалы на правом фланге обороны „Интера“, в результате чего Бейл забил три и поучаствовал в двух из 6 голов, которые „Тоттенхэм“ забил „Интеру“. Вот, по мнению Роксбурга, ярчайший пример того, как можно воспользоваться тем самым ванмарвейкским „большим пространством сзади“ — быстрая фланговая игра. Игру Бейла в тех мачтах можно заносить в учебники, считает Роксбург. Однако, продолжает главный футбольный аналитик Европы, то, что сотворил третий номер „Тоттенхэма“, не было чем-то совершенно новым. По мнению технического директора УЕФА, „Интер“ мог бы создать Бейлу серьёзные проблемы просто опуская защитную линию ниже или поставив Санетти под Майкона, так, как это делал против быстрых флангов соперника в некоторых матчах Гвардиола, выставляя Алвеша атакующим полузащитником или даже нападающим, а на место правого защитника кого-то ещё.

Как считает Роксбург, вроде бы очевидную вещь Леонардо не сделал вовсе не из-за своей некомпетентности: ему помешало сыграть так, чтобы держать две линии обороны позади мяча целый матч, давление со стороны болельщиков, директоров и игроков, требующих красивого футбола, а так же динамика такого соревнования, которым является Лига чемпионов. Тем более, продолжает рассуждать Роксбург, даже если тренер даст задание двум центральным полузащитникам играть сзади, что является достаточно популярным манёвром, никому так и не удалось придумать схему, позволяющую создавать достаточное давление на ворота соперника без того, чтобы оставлять свободное пространство (большое или малое) в своей линии обороны.

»Барселона" – это хороший пример. «Она наиболее опасна тогда, когда вы атакуете их». Это фраза Роксбурга. Просто сказано, согласитесь, но очень точно. Однако технический директор УЕФА обращает внимание вот на какой по-настоящему новый тактический аспект в игре лучшей на сегодня команды мира: когда «Барселона» бросается вперёд всеми силами, их нападающие смещаются в насыщенный участок поля, а вовсе не ищут свободного пространства, потому что его просто нет, особенно если играешь с такой командой, как «Рубин». И вот, по мнению Роксбурга, тот аспект в современной тактике, который изменился радикально: если раньше атакующая команда остановилась бы и попыталась растянуть оборону противника, отправив мяч на фланг и перейдя в позиционную атаку, то сейчас многие команды, и не только «Барселона», поменяли свою тактику.

Энди Роксбург приводит один из самых очевидных способов такого преодоления, вспоминая игру Гарета Бейла, который раз за разом использовал провалы на правом фланге обороны «Интера», в результате чего Бейл забил три и поучаствовал в двух из 6 голов, которые «Тоттенхэм» забил «Интеру».

Роксбург развивает свою мысль: «Многие из лучших команд Лиги чемпионов стали удивительно одарённо играть в условиях недостаточного пространства и делают всё, чтобы это ограниченное пространство не мешало им атаковать. Быстрые комбинации, проведённые через насыщенные участки поля (будь это фланги или центр) принимают вид очаровывающего искусства. Так что, встречая компактную оборону, лучшие команды бросаются прямо на неё и стараются пройти её нестандартными приёмами — игрой в касание, трюками и уловками”.

Для претворения в жизнь подобной стратегии, считает технический директор УЕФА, обязательны две составляющие: хотя бы один игрок, способный пройти защитников, владея мячом, и умение отдавать быстрые, точные, короткие передачи мимо защитников, которые те не могут перехватить.

»Барселона" Пепа Гвардиолы умеет и то, и другое. Второй гол Лионеля Месси в ворота «Реала» был шедевром, но «Барса» может быть почти настолько же великолепна, когда продвигается сквозь защитные редуты своих соперников с помощью быстрых и точных передач.

«Барселона», по словам Роксбурга, не единственный клуб, который играет подобным образом. «Говоря о возможности играть в высоком темпе, на максимальной скорости перемещая мяч, нельзя не упомянуть донецкий „Шахтёр“, чьи бразильцы великолепны и в центре поля, и в нападении».

Роксбург считает, что тренер может попытаться организовать игру команды подобным образом, но если у этого тренера нет игроков, достаточно оснащённых технически, у него нет шансов. Далее технический директор УЕФА делает, на мой взгляд, очень важную ремарку: «Арсенал», «Барселона», «Шахтёр», играющие в похожий футбол, прививают один и тот же стиль всем молодёжным командам, начиная с детей вплоть до главной команды (вот, что, собственно, имеет в виду Курбан Бердыев, говоря о новой философии футбола, приверженцем которой воспитанный на традициях итальянского катеначчо наставник «Рубина» стал как раз после матчей с «Барселоной»). Также нет совпадения в том, продолжает Роксбург, что большинство игроков, которые достигают успехов при игре в подобном стиле, родом из Испании или Южной Америки.

«Всё зависит от тренировок. Они проводят много „маленьких“ матчей. В Бразилии и Испании в процессе тренировок очень много играют в футзал. Футзал, с его маленьким мячом, меньшим полем и меньшей контактностью – настоящий рай для финтов и совершенствования техники. Заставлять девятилетних ребятишек играть 11 на 11 на большом поле — это же полное сумасшествие! В некоторых клубах даже когда тинейджеры играют 11 на 11 – они играют на маленьком поле. То же самое мы видим, когда наблюдаем за тренировками лучших команд Старого Света. Они могут играть 10 на 10 или 11 на 11, но они уменьшают поле, используя только 70 ярдов длины, чтобы создать небольшое пространство для игры».

Я, кстати, не первый раз сталкиваюсь с таким мнением специалистов: игра на результат с детских лет калечит юных футболистов и убивает в них стремление заниматься на поле творчеством. Может быть, Николай Писарев, являющийся техническим директором РФС, возьмёт это на заметку и даже не на заметку, а в качестве направления в работе по тотальному изменению методик, которые применяются в России?

Стремление тренеров зажимать «технарей» выражено фразой английского тренера Лоури Макэнеми о том, что для хорошей команды достаточно четырёх пианистов и непременно нужны семь человек, которые таскают рояль. Но подобное отношение к игре меняется. Удивительное постоянство «техничного» гения Месси поддерживает эти изменения, считает Роксбург.

Стремление тренеров зажимать «технарей» выражено фразой английского тренера Лоури Макэнеми о том, что для хорошей команды достаточно четырёх пианистов и непременно нужны семь человек, которые таскают рояль. Но подобное отношение к игре меняется. Удивительное постоянство «техничного» гения Месси поддерживает эти изменения, считает Роксбург.

Технический директор УЕФА продолжает рассуждения: «Не каждая команда может позволить себе держать в составе Месси. Андрей Аршавин – более типичный технарь, предсказуемый только в своей непредсказуемости, способный на действительно гениальные действия, но в то же время регулярно совершающий ненужные финты не на тех участках поля. Но в любом случае технари вроде Аршавина могут создавать моменты, которые сломают самую надёжно выстроенную оборону и решат исход матча». (Вот, думаю, почему Адвокат ставит Андрея в состав, даже когда тот не в форме).

На полу офиса Роксбурга под кипами папок стоит коробка, содержащая помимо прочего копию «Строительства команды», блестящего пособия для тренеров от Михелса. Голландская легенда был выдающимся аналитиком и систематизатором, но в то же время он был достаточно дальновиден и гибок, чтобы найти место на поле такому свободно мыслящему футболисту, как Йохан Кройф, ставшему ядром команды. Это значит, что даже в 70-х Михелс понимал, что один из лучших способов доминировать на пространстве поля – позволить футболисту несравненного таланта использовать в первую очередь пространство между его ушей.

В такой футбол играть сложно, для такого футбола нужно растить определённых игроков, но именно к такому футболу следует стремиться. Это тренд, который заложила (так потом наверняка напишут в футбольных учебниках) «Барселона» на рубеже первого и второго десятилетий XXI века.

Комментарии