Мы много рассказываем о главных действующих лицах континентального первенства: командах и их поклонниках. Чуть реже – о судьях. И лишь о себе, как правило, скромно умалчиваем. Наверное, это правильно: дело журналиста – информировать, а не выпячиваться. Хотя, возможно, кому-то будет интересно заглянуть и за эту кулису, узнать, в каких условиях создаётся «контент» на Евро-2012, в том числе наш, «чемпионатный». Для них эта мини-экскурсия.
В киевском медиацентре «пивные» холодильники опустошаются в считанные минуты.
УЕФА пока не обнародовал официальной информации о количестве средств массовой информации, аккредитованных на польско-украинском форуме. Но чтобы в общих чертах представить себе масштабы журналистского нашествия на две сопредельные страны, достаточно будет двух цифр: стартовый матч во Львове между командами Германии и Португалии посетили порядка 530 акул пера и микрофона. На киевских играх группового турнира работали около 400 журналистов, включая автора данной заметки.
Если театр для зрителя начинается с вешалки, то чемпионат для журналиста начинается с аккредитационного центра. Помимо персональной карты нашему брату полагается полезный довесок от организаторов – рюкзак-трансформер, лёгким движением руки превращающийся в собственно заплечный мешок и сумку для ноутбука. Внутри набор приятных мелочей: значок, ручка, сувенирный мячик, коврик для «мышки» (всё – с символикой чемпионата). Плюс специальный портативный радиоприёмник, настроенный на «волну Евро»: на ней транслируются все мероприятия первенства: пресс-конференции, брифинги и т.д.
Аккредитация обеспечивает своему обладателю ещё ряд привилегий: в частности, бесплатный проезд в городском транспорте принимающих чемпионат государств. На междугородных рейсах «аусвайс» не действует, но украинские власти предприняли кое-что и в данном направлении. Журналисты, работающие в этой стране, обеспечиваются билетами на скоростные поезда, курсирующие между городами Евро. Стоимость одного такого «тикета» составляет от 350 до 500 гривен (40-60 долларов). Репортёры их получают даром… если успевают к раздаче.
В дни группового турнира спрос зачастую превышал предложение. Сам не видел, но слышал, что отдельные товарищи набирали по несколько билетов в руки, оттого их менее расторопным и предприимчивым коллегам приходилось топать в кассу и приобретать проездной за свои (либо редакционные) денежки.
Единственное, за что приходится платить в медиацентре, это еда и горячие напитки.
По мере сокращения количества команд-участниц и, соответственно, пишущих и снимающих людей проблема утратила свою первоначальную остроту.
Каждый из восьми городов чемпионата располагает собственным медиацентром. Как правило, располагаются они на территории непосредственно стадионов, но, например, в Киеве для этих целей приспособили целый дворец спорта. С НСК «Олимпийский» его соединяет временный пандус, позволяющий журналисту оперативно добраться до своего рабочего места, минуя болельщицкие толпы.
К услугам прессы в медиацентре проводной и беспроводной Интернет, ворох разнообразных и постоянно обновляемых пресс-релизов, а также… всегда любезные волонтёры. В ассортименте холодная минералка, более чем актуальная в условиях установившейся в Украине жары (сегодня, например, в Киеве столбик термометра поднялся выше отметки "+30"). В матчевые дни пивной спонсор балует журналистов своей продукцией. Но только по окончании пресс-конференции. В киевском медиацентре «пивные» холодильники опустошаются в считанные минуты. А, предположим, во Львове пенный напиток оставался в наличии и через час после «старта».
Помимо прохладительных напитков журналисты бесперебойно снабжаются подробнейшими статистическими подборками, включающими расшифровку действий команд в целом и каждого футболиста в частности. Забыли ноутбук? Тоже не беда. Тут же к вашим услугам ряд портативных компьютеров. Тоже «шара».
Журналисты, передающие отчёты «в номер» одновременно с финальным свистком (а «Чемпионат.com» в таком режиме освещает футбол уже не один год), оценили по достоинству удобство рабочих мест на стадионе.
Единственное, за что приходится платить в медиацентре, это еда и горячие напитки. Цены – по московским меркам – достаточно гуманные. Допустим, большая кружка кофе с пирожным вам обойдётся в 30 гривен.
Журналисты, передающие отчёты «в номер» одновременно с финальным свистком (а «Чемпионат.com» в таком режиме освещает футбол уже не один год), оценили по достоинству удобство рабочих мест на стадионе. Мониторы, кабеля высокоскоростного Интернета, водичка опять-таки. А вот в конференц-залах централизованного доступа в Сеть нет. Тут уж приходится выкручиваться – 3G-модемы в помощь.
В день матча медиацентр функционирует в продлённом режиме – до двух часов ночи. Этого времени журналистам онлайн-изданий обычно хватает, чтобы набросать и передать в редакцию порцию новостей и так называемый репортаж из микст-зоны. Всё, что сверх «обязаловки» (аналитика, очерки и т.д.), оставляется на утро. Журналист – он тоже человек, ему тоже иногда нужно спать. А завтра – всё по новой. Большой турнир – большие нагрузки…